Статьи по теме

16.05.2020

«Применение текстовых таблиц и опорных карт на уроках истории, искусства (МХК), истории и культуры СПб, ОДНКНР как средство формирования учебных компетенций»

Актуальность применения текстовых таблиц и опорных карт на уроках:

— лаконичность 

— структурность 

— удобство восприятия и воспроизведения, непохожесть опорных конспектов между собой (разнообразие форм, структурирования, цвета и т.д.);

— занимательность, парадоксальность 

— возможность цветового оформления, наличие элементов раскраски для младших и средних по возрасту школьников. Правильно оформленный конспект привлекает, заостряет внимание на главном, т.е. воздействует на ученика своим эстетическими и психологическими качествами.

  В ФГОС ООО отмечается, что чтение в современном информационном обществе носит «метапредметный», или «надпредметный», характер и умения чтения относят к универсальным учебным действиям. Но век высоких технологий привёл к тому, что длительное по времени чтение, увы, для кого-то роскошь, так как нет времени, а для кого –то монотонное, ненужное занятие. У многих современных детей навык вдумчивого, осмысленного чтения приобретает поверхностный характер. Читают «на бегу», «между строк», «выхватывают» только акценты и прочее. А ведь если чтение является метапредметным навыком, то составляющие его части будут в структуре всех универсальных учебных действий. В личностные УУД входят мотивация чтения, мотивы учения, отношение к себе и к школе. В регулятивные УУД — принятие учеником учебной задачи, произвольная регуляция деятельности. Познавательные УУД – логическое и абстрактное мышление, оперативная память, творческое воображение, концентрация внимания, объем словаря. Технология критического мышления способствует совершенствованию качества обучения учащихся, закреплению приобретенных знаний, формированию умения переноса их в новые ситуации, установлению межпредметных связей. В связи с этим понятна важность работы над формированием смыслового чтения и работы с текстом.

В современном учебном процессе в условиях модернизации образования предполагается апробация таких форм и видов учебной деятельности, которые позволят проявить учащимся высокую активность в образовательном процессе.  А главное, необходима упорядоченность и структуризация огромного потока информации. Текстовые таблицы и опорные конспекты урока (есть собственное название «дорожная карта параграфа» представляют собой особую организацию теоретического материала в виде графического изображения или алгоритма последовательных действий — «дорожной карты» параграфа к уроку, например, истории или искусства.

Система текстовых таблиц и опорных карт к параграфу интересна тем, что позволяет удачно сочетать новые подходы к обучению с традиционными. Постоянная работа с таблицами и «опорными картами» к параграфу, составление их при непосредственном участии учителя приводит к тому, что на определенном этапе даже слабоуспевающие учащиеся могут учиться самостоятельно, пользуясь опорой, логично, связно излагать материал.

Одно из самых важных современных умений ученика — это умение кодировать большой объём информации, выстраивать логические цепочки для рассуждения, а значит, осваивать новые способы деятельности, чего так не хватает в современном, изобилующем большим объёмом информации образовании. В свою очередь, огромный объём учебного материала с лёгкостью вписывается в лаконичные текстовые таблицы. Таким образом, данный тип работы упорядочивает материал и позволяет его легче запоминать.

   Проведенный мной анализ методической литературы показал, что описание использования таблиц и опорных схем на уроках истории, искусства (МХК), ОДНКНР, истории и культуры СПБ рассматривается крайне редко.

Использование опорных схем на уроках описывается специалистами достаточно подробно при разборе тем по русскому языку, математике, химии и другим основным предметам (Р.И. Альбеткова, Л.Н. Галимова, Т.А Ладыженская и др.). Однако, никто не говорит, о опорных картах(алгоритмах) параграфа. Особенности применения опорных схем на уроках по истории рассматривается малым количеством ученых — историков. Изучением данной проблемы занимались лишь такие выдающиеся педагоги-историки, как Оберман В. Я. (опорные конспекты и схемы на уроках истории) и М.Т. Студеникин (использование опорных схем в методике обучения истории).

Я, как практик, вижу, что дети прекрасно слушают рассказ учителя, могут прочесть какой-то раздел параграфа, но целостную картину урока держат плохо. Особенно это становится заметно, когда приходится работать с параграфами, где подтемы различаются. Конспекты дети ведут часто небрежно, или наоборот, пишут медленно, а учитель тратит драгоценное время на диктовку тезисов урока.

Моим спасением в ситуации переизбытка материала и дефицита времени на уроке стали сводные(сравнительные) таблицы и заранее прописанный алгоритм изучения параграфа. По сути, я структурирую материал параграфа, составляя текст с пробелами. Но за счёт продуманных зачинов фраз, минитаблиц, заданий на соответствие, миникроссвордов, блока с вопросами по тексту, освобождается время на творческую работу. Я могу позволить вставить в «дорожную карту» урока картинки — пиктограммы, чтобы дети догадались, что из изученного материала на уроке имеет к этому отношение. То есть сделать задание, выходящее даже за пределы изучаемого материала. Аналог поискового задания, проблемной ситуации.

Получается, что дети «вынужденно читают» материал параграфа. Они хотят быть успешными и ситуация, когда один прочёл, всё сделал, а другой в это время только настраивался – минимизируется. Учащиеся понимают, что лучше задание сделать на уроке, чем доделывать дома уже без комментария и помощи учителя.  Таблицы и «дорожные карты» параграфа сильным помогают быстро обобщить материал и запомнить, уменьшая объём домашней работы, а слабым, в спокойном темпе доделать, что не успели на уроке и не потерять целостную картину изученного материала. Всем удобно запоминать материал при такой схеме работы.  На память от такого урока у ребят остаётся лист А4, который они вклеивают за уголок в тетрадь. И это равноценный способ вести конспекты.

Есть риск, получить сухие и неполные ответы при проверке устного домашнего задания у ребят. Да, структура таблиц и «дорожной карты» урока настраивает на лаконичность устного ответа. Но показатель интеллекта именно в том и состоит, чтобы из краткой записи сформировать развёрнутый полный ответ — на «каркас» одеть содержание. Учитель должен регулировать качество устного ответа ученика.  Навык связной монологической речи обязательно нужно развивать у детей, ведь современная ситуация с восприятием информации вырастила целое поколение детей с «клиповым мышлением» и ущербными речевыми оборотами.

Таким образом, таблицы и опорные карты параграфа позволяют варьировать темпы прохождения материала и его структуру, в соответствии с индивидуальными особенностями усвоения исторических или культурологических знаний. Системность в подборе приемов и методов создает комплекс взаимозависимых дидактических условий, содействующих быстрому продвижению в развитии учащихся при изучении истории, искусства(МХК), истории и культуры СПб, ОДНКНР.

Примеры опорных конспектов:

1.История-Индия-практ-работа.docx

2. История-Китай-практ-работа-параграф-32.docx

3. История-Практ-раб-по-параграфу-Древние-жители-урока.docx

4.История-практ-раб.-Империя-Чингисхана.docx

5. История-Практ-работа-по-26-параграфу.docx

 

Искусство МХК, История, История СПб, Методическая копилка, ОДНКНР, ОРКиСЭ , , , , , , , , ,
About Старикова Юлия