Статьи по теме

18.01.2021

Святочные дни в произведениях живописи

От Рождества до Крещения шли святки. И значит, с 8-го по 19-е января на Руси было принято гадать, да и вообще эти дни почитались волшебными и в некотором роде даже годообразующими, поэтому каждый день до Крещения отмечался своим особым обрядом и символизмом.

Следующий за Рождеством день, 8 января до православия считали днём Бабьих каш, а после назвали Собором Пресвятой Богородицы, однако суть праздника осталась той же — в этот день чествовали плодородную женскую силу.

В день Бабьих каш вспоминали о бабках-повитухах, которые, конечно, много значили в жизни любой женщины до появления традиционной медицины и роддомов. Молодые девушки несли им угощения и подарки, а женщины постарше приводили детей на благословение. В этот же день детям было принято первый раз стричь волосы.

Кстати, увидеть повитух можно и на православных иконах, причём в сюжетах, изображающих рождение Пресвятой Богородицы.

9 января — День пастухов. Степанов день.
В Стефанов или Степанов день, в тот самый праздник пастухов на Руси было принято устанавливать вокруг дома обереги от злых сил, а также «хоронить грусть» юных девушек.

В качестве оберегов использовали осиновые колья на каждом из углов дома, что должно было защитить дом, семью и скотину от сглаза и от ведьм, а грусть хоронили с помощью «пагубной чаши», к которой подходили все девушки по очереди и сливали в неё воду вместе с которой смывали с сердца и душевную тоску.
Вода во всех культурах и традициях понималась как полу-волшебная субстанция, отсюда сказания о мёртвой и живой воде и представления о том, что с помощью воды можно избавиться от тоски или других проблем (кстати, в каббалистической традиции считается, что до всемирного потопа все воды на Земле были целительными, или «живыми», но так как воде пришлось смывать грехи человечества, они испортились и потеряли первоначальные свойства).
Святой Стефан (на Руси — Степан) Первомученик считается покровителем домашнего скота и, особенно, лошадей, и почитается как в православной, так и в католической церкви. В этот день было принято поить лошадей водой, в которую клали серебряные предметы, что называлось «поить через серебро».
Узнать Степана/Стефана на иконах можно по камню, с которым его часто изображают на голове, так как мученическую смерть он принял именно от избиения камнями — вполне распространённая практика для древнего мира, и он был первым мучеником за Христа, который принял смерть после спора со священниками из Иерусалимской синагоги (на картине Витторе Карпаччо 1514-го года, кстати, изображён тот самый «Диспут святого Стефана в Синедрионе», по итогам которого его и побили камнями насмерть.

 

10 января отмечали «мясоеда», также известный как «день домочадцев». В этот день важно было избегать ссор, а вот совместные мероприятия, походы друг к другу в гости и т.п. приветствовались.
Этот день не считался праздничным, но именно с него начинался период, когда можно было снова включить в рацион мясо (напомним, что до 7 января шёл рождественский пост, когда мясо и молоко не ели, тем более, что на полноценное ежедневное питание с мясом у многих запасов просто не хватало).
Ну и, конечно, в этот день можно было гадать, так как все святочные дни считались подходящими для этого.
На картине Николая Пимоненко «Святочное гадание» мы видим двух деревенских девушек во время одного из самых простых гаданий, которым развлекаются и в наши дни.
Девушки на картине пытаются прочесть будущее по отбрасываемой на стену тени и в наше время тоже принято жечь скомканную бумагу, чтобы по её тени разгадать судьбу.

11 января — «страшный день» и продолжение гаданий.  6-й день Святок считали страшным, потому что именно с этой датой связывали убийство нескольких тысяч младенцев, которое, якобы, произошло по приказу царя Иудеи Ирода после того, как волхвы, поклонившись младенцу Иисусу, отказались раскрыть его местоположение.
В этот день старались без нужды не выходить на улицу, особенно после заката, и ни в коем случае не отправляли детей в лес — это сулило верную гибель, а вот продолжать гадать вполне позволялось.
На картине Константина Маковского изображено ещё одно распространённое святочное гадание, которое практиковалось практически повсеместно и в усечённом виде дошло до наших дней.
С помощью этого гадания девушки пытались предсказать свою судьбу и выяснить, каким будет их суженый. Гадали только девушки.
В одну миску насыпали зерна, в другую — наливали воды, а рядом с мисочками клали зеркало (или другой отражающий предмет), а потом приносили петуха (его мы как раз видим на картине), которого каждая из девушек выпускала поочерёдно (иногда петухов было много, если каждая из гадающих приносила свою птицу).
Если петух подходил к зеркалу, это значило, что муж будет красивым, если к воде — склонным к выпивке, к зерну — обеспеченным.
Иногда выбор петуху усложняли курицей и если петух выбирал её вместо мисочек и зеркала, это значило, что будущий муж будет регулярно поглядывать на сторону…
В современной интерпретации этого гадания в мешок или под платок кладут несколько предметов и наугад вытаскивают один из них, который и символизирует будущую семейную жизнь: монета или купюра символизирует богатство, луковица — горькие слёзы и т.п.

И на картине Юрия Сергеева девушки гадают при помощи петуха

12 января считался днём похищений — согласно мифологии, бог Трёх миров Велес когда-то украл супругу Перуна (славянского Зевса) Диву-Додолу, также известную как Перуница, и от этого союза родился Ярило, бог весеннего солнца.
Чуть позже уже бог Смерти Кощей (сын Чернобога) украл у солнечного бога по имени Даждьбог, ответственного за плодородие, его супругу Мару (хотя по другой версии никого он не крал, а был законным первым мужем этой дамы), которая одновременно «отвечала» и за урожай, и за холод, темноту и зиму. От этого соития якобы родилась Снежная царица и много безымянных демонов.

Но это на Руси, а что же в тёплой Древней Греции и Риме?
Та же история, только с другими именами: брат Зевса и правитель подземного царства Аид похитил дочь богини плодородия Деметры — Персефону/Прозерпину, которая стала его женой и ежегодно спускалась в царство тьмы на три месяца, символизирующие зиму и «умирание» природы, которое наступало, когда Деметра скучала по своей дочери.
Как видите, легенды о Кощее и Маре и Аиде и Персефоне практически идентичны даже по персонажам, правда в греческой версии у этого союза не было наследников, так как Аид считался бесплодным.
Что же касается традиций, в этот день на Руси ведуньи гадали на внутренностях животных, а простые люди не принимали подарков от незнакомцев, опасаясь порчи, которую в это время могли навести.
На картине — возвращение Персефоны.

13-го января «светлая половина» святочного периода (первые 6 дней после Рождества) заканчивалась Васильевым вечером, также известным как «Щедрец» или «Щедрый вечер», который совершенно неслучайно совпадает со Старым новым годом, который мы по старой памяти отмечаем. В этот день принято было собираться на богато накрытым столом, общаться с близкими и петь «щедровки» — специальные песнопения, призывающие удачу и процветание на будущий год:

Ходит Илья

На Василья,

Носит пугу

Житяную.

Де замахне,

Жито росте.

Житу пшеницю,

Всяку пашницю,

У поле ядро,

А в доме добро.

К ужину подавали лучшее, что было в доме: поросёнка как символ плодородия и процветания, пироги, колбасы, блины, пиво, вино, водку. Старый Новый год — последний новогодний праздник зимы, после которого на Руси было принято выносить из дома ёлку и убирать праздничное убранство до конца декабря.

14 января — 9-й день Святок и день обрезания Господня, которое традиционно совершалось по иудейскому обряду в первые дни после рождения ребёнка, а в православии было закреплено как праздник в 4 веке нашей эры как символ наречения Божественного младенца Иисусом и соглашения человека следовать законам и традициям своего народа.
На картине — «Обрезание Господне» Питера Пауля Рубенса 1605 года.

Святочные дни продолжаются и 16 января (3-го по старому стилю) внимание с домашней птицы переключалось на коров — главных деревенских кормилиц, так что обряды этого дня были призваны защитить их и не дать ведьмам похитить у коров молоко, что считалось главной причиной падения скота практически до конца 19-го века.

Гадания на женихов и судьбу тоже продолжались, ведь вторая половина святочного периода считалась «тёмной» — более благоприятной для гаданий, но и более опасной с точки зрения потенциального воздействия колдовских сил, поэтому в эти дни и проводили столько защитных ритуалов.
На картине Карла Брюллова «Гадающая Светлана» изображено самое популярное и жутковатое гадание, которое практиковали на Руси — на зеркалах.


К зеркалам долгое время отношение во всём мире было двояким, преимущественно негативным, поскольку ещё со времён Средневековья оно ассоциировалось с грехом гордыни (что может быть более неправедным, чем любоваться на себя в зеркало?!), церковный собор 1666 года даже законодательно запретил иметь зеркала духовным лицам.
Смотреться в зеркало подолгу, тем более, ночью или в одиночестве казалось очень страшным и опасным занятием, но именно это и нужно было сделать, чтобы увидеть суженого.
Девушка на выданье устраивалась перед двумя зеркалами, внутри зеркального коридора, зажигала две свечи и начинала расчёсывать волосы гребнем, приговаривая: «Суженый мой, ряженый, приди ко мне наряженный». Из глубины коридора должен был появиться будущий муж.
Иногда обходились и одним зеркалом и одной свечой, но в этом случае будущую судьбу пытались разглядеть в колеблющемся от пламени свечи отражении.

17 января — 12-й день Святок, который в наши дни известен ещё и шуточным праздником отказа от новогодний обещаний, а мы продолжаем тему гаданий, тем более, что на узнавание судьбы остаётся всё меньше времени — после Крещения гадания прекращаются до следующего года.
Во второй половине святочного периода гадать предпочитали в местах «нечистых», то есть в банях, конюшнях и на перекрёстках и, в идеале, перед началом гаданий нужно было снять нательный крест или другие святые образки, развязать все узлы на одежде и распустить волосы.

Но это для сложных и страшных гаданий, на зеркалах или в бане, были и гораздо более простые способы приоткрыть тайну завесы над судьбой — например, выйти в полночь за ворота и спросить первого встречного, как его зовут — таким образом девушка узнавала имя своего будущего мужа (естественно, в одиночестве девушки таким не занимались и на улицу выходили в компании более старших родственниц или подружек).
Также можно было подслушать разговоры под чужими окнами и в зависимости от того, как и о чём будут говорить, сделать вывод, какой будет будущая жизнь — радостной и счастливой, или грустной и мрачной.
На картине-открытке — цитата из Александра Сергеевича Пушкина: «Настали Святки. То-то радость! Гадает ветреная младость… Гадает старость сквозь очки у гробовой своей доски» (правда, гадание на картах вошло в моду только в 19 веке и, в основном, у дворян, простой народ, как и прежде, гадал по-простому, если вообще решался на это).

Живопись, Искусство МХК, ОДНКНР, ОРКиСЭ, Христианство , , , , , , , , , ,
About Старикова Юлия