Статьи по теме

27.03.2024

Малые города России. Экскурсионно-краеведческий маршрут по древнему русско-татарскому форпосту — городу Касимову

Касимов стоит в центре Восточно-Европейской равнины, на левом берегу Оки. Когда-то, еще до появления в этих землях славян, здесь жили автохтонные угро-финские племена мордва, мурома и мещера. Сегодня от них остались одни топонимы: Ерахтур, Елатьма, Пёт, Чинур, а сами они почти растворились в русских и татарах.

Касимов основан Юрием Долгоруким в 1152 голу на берегу Оки как опорный пункт Владимиро-Суздальского княжества. Тогда он назывался просто Городец или же Городец Мещерский, по названию местности. На мысе, образующемся при впадении речки Бабенки в Оку планировали построить укреплённый пункт, но высота мыса и его размеры для этих целей не подходили. Форпост был построен на удалении от реки Оки (за вторым поворот от устья реки). А на мысе сегодня центр города Касимов — Старый Посад.

В настоящее время на месте городища под названием Городец Мещерский находятся многочисленные жилые строения. Культурный слой фактически полностью разрушен и единственным местом, где еще имеется возможность что-либо исследовать археологам —  восточный склон долины р. Бабенка.

Первые свидетельства о Касимове относятся к IX веку и связаны с моментом крещения его жителей, о чём сохранены данные в «Историко-статистическом описании церквей и монастырей Рязанской епархии», составленном священником Иваном Добролюбовым.

Мимо Городца Мещерского проходил так называемый «татарский тракт» — дорога по которой русские князья ходили на поклон с данью в Золотую Орду. По одной из версий, Великий князь Владимирский Александр Ярославич (он же Невский) возвращаясь в ноябре 1263 г. по этому

Городе́ц Мещёрский, до 1471 года — Но́вый Низово́й Го́род) — город в России, административный центр Касимовского района Рязанской области. Назван так был от Мещёрской ни́зменности (Мещера́, Мещёра) — обширной лесистой низменности в центре Восточно-Европейской равнины. тракту из Орды заболел и остановился в Городце Мещерском, где вскоре и скончался.

Об этом факте упоминается и в работе «Географический лексикон Российскаго государства, или Словарь, описующий по азбучному порядку реки, озера, моря, горы, города, крепости, знатные монастыри, остроги, ясашныя зимовия, рудные заводы и прочия достопамятныя места обширной Российской империи» (1773 г.)

В 1372 году Городец Мещерский был разрушен татарами и возобновлен на новом месте «на 600сажен выше по течению реки Оки». Так появился Низовой Городец.

Позже татарские царевичи Касим и Якуб помогали Василию Тёмному. Они ушли из Казани на Русь, спасаясь от преследований своего брата Махмутека, который в погоне за властью уже убил отца и одного из родичей. За верность в 1452 году Касиму был пожалован Низовой Городец, куда царевич перебрался с семьей, свитой и своими людьми. Так по княжьему указу в глубине мещёрских лесов возникло Касимовское ханство, просуществовавшее по 1681 год. Город получил новое имя по своему царю – Касимов. В состав царства входила территория уездов будущих Рязанской и Тамбовской губерний – Касимовский, Шацкий, Елатомский, Темниковский. Род касимовских царей правил чуть больше двух столетий, а затем угас. В 1681 году Касимов отошёл в казну и имя свое больше не менял. После смерти царевича, в 1471 году, Городец был переименован в Касимов. В 1778 голу стал уездным городом в составе Рязанской губернии.

В истории города можно проследить несколько этапов: город- крепость XII-XIV вв., город- столица ханства, уездный торговый город. Почти каждый этап оставил свой архитектурный след и в Касимове сохранились и историческая среда. Остались нетронутыми не только отдельные постройки, а целые городские кварталы, в основном XIX века.

Касимов на сегодняшний день единственный населённый пункт Рязанской области, включенный в 2010 году в список исторических поселений Российской Федерации. За более 860-летнюю историю здесь родилось множество мифов и легенд.

Яркие образы их героев встречаешь на каждом шагу и сам невольно становишься участником тех незапамятных событий. Касимов по праву называют музеем под открытым небом.  Не случайно он так привлекателен для кинорежиссёров и продюсеров.

Касимов по современным меркам небольшой город. Однако, его невозможно осмотреть за один день. Необходимо почувствовать его волшебную атмосферу, пройтись по тем улицам, по которым прогуливались казанская царица Сююмбике, император Александр II, Борис Пастернак, Владимир Уткин.

Главную площадь Касимова часто называют музеем под открытым небом. На ней стоят шесть памятников архитектуры федерального значения. На красивой Соборной площади находятся главный кафедральный храм, живописные купеческие особняки и главные касимовские музеи. Попадая сюда, туристы оказываются в настоящей каменной сказке.

Для своего экскурсионно-краеведческого маршрута я отобрал несколько достопримечательностей:

  1. Соборная площадь
  2. Кафедральный собор Вознесения Господня
  3. Собор Успения Пресвятой Богородицы
  4. Мемориальный музей Анны Васильевны Ганзен

На высоком берегу реки, там, где теперь раскинулась Соборная площадь, располагались деревянные купеческие лавки. По Оке в Касимов привозили разные товары и продавали их в самом бойком месте города.

Долгое время все касимовские дома и храмы были деревянными. Каменные здания в городе появились в XV-XVI веках. В основном это были дома богатых татар, мусульманские мечети и усыпальницы — текие. Первую каменную постройку на шумном городском базаре поставили только в середине XVIII века.

Свой современный вид центральная часть Касимова приобрела, благодаря талантливому архитектору-самоучке Ивану Сергеевичу Гагину.

При проектировании новых площадей и зданий И. С. Гагин всегда учитывал особенности местного рельефа. Он разработал десятки архитектурных проектов и застроил всю центральную часть города.  Архитектор много работал по заказам состоятельных горожан возвел в Касимове несколько представительных особняков.

Именно Иван Сергеевич Гагин, чьи труды о древностях Касимова были высоко оценены императором Александром II, привел убедительные доводы, согласно которым именно Городец Мещерский связан с именем Александра Невского. По другой версии, князь Александр Невский скончался в Городце Волжском (Нижегородская область). Все дело в том, что великий князь был похоронен во Владимире через 8 дней после смерти. От Касимова (Городца Мещерского) до Владимира 155 верст, а от Волжского Городца — 369 верст. Гагин, проанализировав маршруты следования, посчитал, что за этот период доставить тело князя из Волжского Городца до Владимира просто не успели бы.

Архитектурный ансамбль главной площади был сформирован по градостроительному плану конце XVIII — начале XIX века. Площадь и город связали прямой длинной улицей, на которую выходили фасады самых богатых зданий Касимова — особняки администрации и частные дома, принадлежавшие дворянам и верхушке касимовского купечества.

С приходом власти большевиков площадь и улицу стали называть «Советскими».

В конце XX века площади вернули имя «Соборная», главную улицу Касимова решено было не переименовывать, а оставить «Советской».

С востока от парка возвышается главный храм местной епархии — Вознесенский кафедральный собор. Из старинных писцовых книг известно, что в XVI веке, когда Касимов был почти целиком деревянным, на месте собора располагалась небольшая Вознесенская церковь.

Первый каменный храм в Касимове построили и освятили в 1754 году, а собор, сохранившийся до наших дней, появился на сто с лишним лет позже.

В качестве его прототипа архитектор Н. И. Воронихин использовал знаменитый гатчинский собор.

Николай Ильич Воронихин (1812—1877) — русский архитектор, академик архитектуры Императорской Академии художеств, главный архитектор Рязанской губернии (1836—1860)

В годы советской власти колокольню Вознесенского собора разобрали, а храмовое здание занимали разные организации.

Сегодня собор почти целиком отреставрирован. Одноглавый храм расположен на самом высоком месте площади и заметно доминирует над остальными постройками. Он возведен из красного кирпича и декорирован вставками из белого камня.

Церковь Успения Пресвятой Богородицы является одним из самых выдающихся и исторически значимых памятников архитектуры в городе Касимов. Она имеет более чем 400-летнюю историю и является прекрасным примером древнерусского архитектурного стиля. Церковь была построена в 1612 году на деньги касимовского купца Михаила Подгорного.

В XVII веке она была продолжительное время закрыта, но в 1816 году была отремонтирована и вновь открыта для религиозных служб.

История храма началась в в XII веке. На просторной площади торговой площади возвышался тёплый деревянный храм. Он был освящён в честь Собора Пресвятой богородицы и имел придел, посвящённый мученикам Флору и Лавру. Церковь отапливалась, поэтому её использовали для богослужений в холодные месяца года.

Старинный храм пострадал от пожаров, которые случились в городе в 1739 году и 1753 годах. Потом местная епархия дала разрешение на строительство в городе новой каменной церкви. Строительные работы провели на средства касимовского купца Максима Александровича Милованова и прихожан.

К 1775 году Успенский храм был готов. После проведения отделочных работ в церкви освятили главный престол и два придела — Никольский и Трёхсвятский. Через 14 лет к храму пристроили приземистую трапезную и высокую барочную колокольню. Потом трапезную расширили и создали в ней два новых придела-Воздвиженский и Боголюбский.

В начале XIX века через улицы Касимова пронеслась сильная буря. Стихия порушила некоторые жилые и общественные постройки, а также поломала деревья возле домов. Порывы ветра повредили старинный храм, и жители города вынуждены были заниматься его ремонтом.

В 1826 голу для церкви отлили большой новый колокол, а в 1830-1833 годах его украсили красивыми настенными росписями. Работу мастеров -изографов оплатила состоятельная касимовская вдова Татьяна Серёгина. Одновременно городской архитектор Иван Сергеевич Гагин пристроил к церкви живописные ампирные крыльца и переделал некоторые оконные проёмы.

В течение всего XIX столетия прихожане украшали свой храм и покупали для него ценную богослужебную утварь. Внутри здания находился богатый иконостас и несколько старинных окон.

В 1911 году рязанский епархиальный архитектор Иван Степанович Цеханский провёл осмотр старинных построек и обнаружил в зданиях подорзрительные трещины. После тщательного обследования стен, архитектор пришёл к выводу, что трещины опасны, и разрешил построить на западе храма арку. В том же году, перед визитом в город Рязанского епископа, церковную трапезную разобрали и возвели заново.

Иван Степа́нович Цеханский (1864, Калуга — 1934, Рязань) — рязанский городской и епархиальный архитектор.

Из сохранившихся документов известно, что к 1915 году церковь была в отличном состоянии. Она имела пять освещённых престолов. Прочное каменное здание укрепили цементом, и оно было готово прослужить ещё долгие годы.

В 1933 году, уже при новой власти, храм неожиданно для верующих признали ветхим. Документ, который занимал всего половину листа, подписали несколько представителей городских властей. В 1934 году, несмотря на протесты прихожан, Успенский храм закрыли. Богослужения в нём прекратили, и касимовскую церковь хотели разобрать на кирпичи. К счастью этого не произошло. Через два года здание передали под центральную городскую библиотеку, а спустя некоторое время стали использовать как склад. В этом качестве храм простоял до 1990-х годов, а потом его вернули верующим.

В наши дни церковь действующая. Она имеет статус памятника федерального значения. Так как здание до конца не отреставрировано, регулярных церковных служб в нём пока не проводят.

Однажды вечером, мне довелось прогуливаться по Соборной площади и меня окликнула пожилая женщина. Ей было интересно, почему я так внимательно рассматриваем собор. Оказалось, что долгое время она работала экскурсоводом и знает много интересного об этом соборе. Так я узнал, что в этом соборе крестили Анну Васильевну Ганзен — переводчицу сказок Андерсена.

Анна Ганзен (до замужества Васильева) родилась в городе Касимов Рязанской губернии в семье Васильевых, принадлежавшей к мещанскому сословию, в 1869 году. Она была тринадцатым и последним ребёнком в семье. в 1872 году в возрасте 3 лет А.В Ганзен вместе с родителями переехала на постоянное место жительства в Санкт-Петербург. Обучалась в нескольких пансионах. В детском возрасте проявила способности к изучению русского языка, литературы, музыки и географии. Рано стала писать стихи. Родители определили дочь в гимназию, которую она закончила в 1887 году с серебряной медалью.

Увлечение русской классической литературой подтолкнуло будущую переводчицу к прослушиванию лекций на Высших женских курсах. Материальное положение семьи в силу возраста и болезней родителей было тяжёлым.

Высшие женские курсы — учебные заведения системы высшего образования для женщин в Российской империи.

Анна бралась за любую работу: давала уроки иностранного языка, приводила в порядок домашние библиотеки, проверяла ученические тетради и занималась рукоделием на продажу. По объявлению в газете о найме секретаря и помощницы по ведению хозяйства девушка попала в дом чиновника П. В. Ганзена.

Знакомство с известным литератором, инженером — телеграфистом, преподавателем английского языка, датчанином по происхождению Петером Ганзеном определило в дальнейшем её судьбу и профессиональную деятельность. Петер переводил на датский язык русских писателей, а скандинавских на русский, был знаком и состоял в переписке с Львом Толстым, Иваном Гончаровым и другими.

В 1888 голу Пётр и Анна обвенчались. Неистощимое трудолюбие, цепкий ум и природная одарённость помогли Анне под руководством мужа овладеть датским, а затем норвежским и шведским языками. В начале 90-х годов супруги Ганзены начали титаническую работу по переводу на русский язык произведений Х.К. Андерсена, преследую цель — познакомить русского читателя не только с его известными сказками, но и с романами, пьесами, автобиографией, письмами, очерками, стихами писателя, воспоминаниями о нём.

В 1894 году Ганзены начинают издание первого в России собрания сочинений Андерсена. К 1895 году вышло четыре тома. Переводческий труд вызвал большой интерес у читателей. Ценность издания заключалась в том, что перевод впервые осуществлялся непосредственно с датского языка, а не с языка-посредника. Первые 4 года совместной деятельности супругов все переводы выходили за подписью «П. Ганзен», и только с выхода четырёхтомника появилось сочетание «Перевод А. и П. Ганзен». Благодаря их переводам российскому читателю стали доступны произведения Ханса Кристиана Андерсена, Генрика Ибсена, Бьёрнстьерне Бьёрнсона, Сёрена Кьеркегора, Юнаса Ли, Кнута Гамсуна, Фритьофа Нансена, Хольгера Драхмана, Адама Эленшлегера, Юхана Августа Стриндберга, Карин Макаэлис, Густава Гейерстама и других.

Большой совместной работой супругов было издание с 1909 по 1917 годы тринадцати сборников «Фиорды», куда вошли переводы 30 современных скандинавских авторов. В том числе они активно сотрудничали с театрами. Например, в Московском художественном театре из девяти постановок Г. Ибсена шесть шли в переводах Ганзенов.

Особо следует отметить перевод А. Ганзен пьесы-переделки Ф. Шиллера «Турандот, принцесса Китайская». Именно в этом переводе «Турандот» была поставлена в студии Евгения Вахтангова.

Самостоятельно Анна Ганзен перевела стихами драматическую сказку Х. Драхмана «Тысяча и одна ночь», трагедию А. Эленшлегера «Ярл Гакон», драму Ф. Шиллера «Человеконенавистник», трагедию У. Шекспира «Генрих V», драматическую поэму Т. Гедберга «Гергард Грим», А. Стринберга «Отец», К. Гамсуна «Бенони» и «Роза» и др. Она издала оригинальную книжку для детей с рассказами и стихотворениями «Елка Христосика» и «Разборчивый Иванушка, или Баба-яга — сваха».

У супругов в браке родилось 4 детей: Лев Петрович Ганзен, Владимир Петрович Ганзен, Марианна Петровна Ганзен-Кожевникова, Эммануил Петрович Ганзен. Также Анна воспитывала падчерицу —  Ольгу Петровну Ганзен.

Совместная деятельность супругов Ганзенов длилась до 1917 года, до тех пор, пока П. Ганзен, оказавшись в служебной командировке в Дании, отказался возвращаться в революционную Россию. В 1918 году Анну арестовали, один из ее детей-офицер белогвардеец, однако за нее вступился сам Максим Горький.

А. В. Ганзен продолжила переводческую деятельность уже без мужа в Советской России и вела в 1920 –1930 годы большую литературно-общественную работу. Благодаря содействию М. Горького она стала членом редколлегии и редактором издательства «Всемирная литература» (1919–1925). Была избрана и работала казначеем Ленинградского отдела Всероссийского союза писателей (1920–1932), секретарём совета Всероссийского общества переводчиков-литераторов. В 1930 году в Ленинграде было торжественно отмечено 40-летие переводческой деятельности супругов Ганзен. Было подсчитано: А. Ганзен перевела около 300 произведений, принадлежащих сотне авторов, что составило около 1000 печатных листов. Основой её переводческой деятельностью в предвоенные годы стали переводы книг Мартина Андерсена-Неске, который ей пересылал из Дании муж, друживший с писателем.

А. В. Ганзен не получила звание заслуженного деятеля искусств, к которому была представлена Ленинградской писательской организацией в начале 40-х годов — помешала война. Во время Великой Отечественной войны переводчица находилась в блокадном Ленинграде и умерла в своей квартире на Васильевском острове от тяжёлой формы дистрофии.

По свидетельству родственников А. В. Ганзен умерла не 2 апреля 1942 года, как указано в официальных источниках, а 27 марта того же года. Начало месяца было указано для того, чтобы семья смогла получить продовольственные карточки. Похоронена в братской могиле на Пискарёвском кладбище.   На Смоленском кладбище, в одной ограде с могилой рано умершего Владимира Петровича Ганзена, устроен кенотаф.

Архив А. В. Ганзен находится в ИРЛИ РАН (Пушкинский дом) в Санкт-Петербурге. Он полностью не разобран и мало изучен. Переводы Анны Ганзен с датского считаются лучшими и переиздаются в различных книжных вариантах до сих пор (список работ Анны Ганзен см в Приложении № 1).

В 2005 году в Рязанской области впервые были проведены Ганзеновские чтения, ставшие традиционными.

19 июля 2007 года Центральной детской библиотеке города Касимов Рязанской области присвоено имя А.В. Ганзен.

В Касимове создан Мемориальный музей Анны Васильевны Ганзен (Васильевой). Частный музей любителя-краеведа А.Н. Смирнова находится на  ул. Никольский овраг, 5. На территории личного участка установлена мемориальная доска и ниша с бюстом Анны Васильевны Ганзен.

С 2023 года в Касимове Рязанской области появилась система туристической навигации по проекту «Туристского код города Касимова», то есть единый архитектурный и дизайн-код.

Она включает в себя:

  • 25 информационных стендов с картой;
  • 22 флаговых указателя;
  • 7 стел с контурами утраченных зданий;
  • таблички на объектах культурного наследия;
  • адресные таблички.

Туристический код – набор специальных правил и мероприятий, которые помогают городам принимать большее количество туристов.

Над проектом работали архитекторы, дизайнеры, работники культуры и сотрудники музеев. По каждому объекту составлялась историческая справка, тексты адаптировались для удобного восприятия.

Потенциал Касимова раскрыт не до конца: объективные предпосылки для развития туризма очевидны всем.

В идео экскурсии. Автор Марков Никита 10 а ГБОУ гимназии № 24 им. И.А.Крылова

1 остановка

2 остановка

3 остановка

 

История , , , ,
About Старикова Юлия