Урок: «Восстановление и развитие экономики СССР в послевоенный период».
УРОК РАЗРАБОТАН учителем высшей категории ГБОУ №24 им. И.А.Крылова БУНЕВОЙ Ириной Анатольевной
Цель урока: показать, на сколько эффективно создана в 30-е годы централизованная система власти и управления обществом сумела решить задачу восстановления экономики СССР в послевоенный период.
Планируемые результаты: учащимся указать о
— масштабах потерь СССР в годы войны;
— дискуссиях и проектах развития;
— ярких участниках событий;
— проблемах и тогах восстановительного периода.
План:
1) Потери СССР в ходе войны.
2) Ход восстановительных работ в промышленности.
3) Попытки исправления ситуации в сельском хозяйстве.
4) Зачем нам бомба после победы?
5) Итоги 4 и 5 пятилеток.
Опорные знания:
Даты и события:
11 мая 1945 гг.- прекращение поставок по ленд-лизу;
1946 гг.- перевод промышленности на мирные рельсы;
12 августа 1953 гг.- взрыв водородного заряда под Семипалатинском;
1946- 1950 гг.- 4-ая пятилетка;
1951- 1955 гг.- 5-ая пятилетка;
1948 гг.- принятие «Сталинского плана преобразования природы».
Имена:
Г. Трумэн, И. Курчатов,
И. Сталин, Л. Берия,
Н. Вознесенский, М. Сабуров.
Понятия: ленд-лиз, материальные потери, пятилетка, валовый национальны продукт,
«план Маршалла», оборонительный потенциал.
Оборудование: учебник «История России. XX век», подборка документов, настенная карта «СССР после Второй мировой войны»
Работа с картой:
Изучив обозначенные на карте промышленные объекты (восстанавливаемые и новые), определите, какие отрасли промышленности в СССР в послевоенный период развивались быстрее других. Почему?
Задание к иллюстрациям:
А) стр. 27 (этюд Б. Неменского) Что человеку оставила война?
Б) стр. 30 (А. Дейнека) Как вы думаете, чего больше в картинке- лжи или правды- в изображении исторической реальности?
В) стр. 33 (А. Пластов) Как цветовая гамма картины помогает зрителю почувствовать настроение её героев?
Г) стр. 34 (фото, 40-ые годы) В чём сила «фотоправды»
стр. 30 (А. Дейнека) по сравнению с живописью?
Д) стр. 36 (фото) Почему важно было начать строительство данного объекта в 1947 гг.?
Работа с документами:
— Как определяет в своей речи И. В. Сталин цели первой послевоенной пятилетки?
Из речи И. В. Сталина на предвыборном собрании избирателей Сталинского избирательного округа г. Москвы 9 февраля 1946 гг.
…Основные задачи нового пятилетнего плана состоят в Ом, чтобы восстановить пострадавшие районы страны, восстановить довоенный уровень промышленности и сельского хозяйства и затем превзойти этот уровень в более или менее значительных размерах. Не говоря уже о том, что в ближайшее время будет отменена карточная система, особое внимание будет обращено на расширение производства предметов широкого потребления, на поднятие жизненного уровня трудящихся путём последовательного снижения цен на товары, на широкое строительство всякого рода научно- исследовательских институтов, могущих дать возможность науке развернуть свои силы.
Я не сомневаюсь, что если окажем должную помощь нашим учёным, они сумею не только догнать, но и превзойти в ближайшее время достижения науки за пределами нашей страны.
Что касается планов на более длительный период, то партия намерена организовать новый мощный подъём народного хозяйства, который дал бы нам возможность поднять уровень нашей промышленности, например, втрое по сравнению с довоенным уровнем.
-Что мы узнаём из письма учителя об уровне населения послевоенного СССР?
Из письма учителя Зостокова председателю Госплана СССР Н. А. Вознесенскому от 1 июня 1945 гг.
…Детям с 12- летнего возраста — растущему организму по той карточке отпускается в день 300 гр. хлеба, 6 гр. жиров, 3 гр. сахара, 20 гр. мясопродуктов (яичный порошок) и 20 гр. крупы. Обычно хлеб съедается утром за день вперёд, а весь день буквально голодают. Этих продуктов не хватает на поддержание жизни, а ведь дети растут.
….Все дети разуты и раздеты. Необходимо ввести промтоварные карточки на получение детьми: ботинок, галош, пальто, костюма. Жене Черчилля показывали 175 школу. А вы знаете, что чуть ли не всё население Москвы участвовало в том, чтобы практично одеть на этот день детей. Одежной и обувью необходимо снабдить и всё остальное население. Я лично приобрёл последний раз пальто, костюм и ботинки в 1928 гг. С тех пор купить что-либо не имею никакой возможности.
Необходимо изменить зверевскую финансовую политику. Стремление у Зверева таково: довести советского человека до состояния невозможности что-либо купить. Весь бюджет он строит на максимальном обирании трудящихся. Моя зарплата 800р. (семья 14 человек). На руки получаю в месяц 454р. (на одного члена семьи 32р. 46коп.), остальные Зверев берёт в виде военного налога, подоходного, займа на оборону и пр. …
Пионерский галстук стоит 30р. Это чёрт знает что такое.… Надо дать населению страны товары по ценам 1926- 1927 гг., …прекратить бесчеловечные поборы в виде прямых и скрытых налогов, укрепить советский рубль. …
Работа со схемами, диаграммами и таблицами:
Стр. 29 Валовый национальный продукт основных стран 1950 гг.
Сравнив статистические данные, оцените возможные сценарии развития международных отношений ведущих стран мира в 50-х годах.
Основное содержание
Огромный урон понесло народное хозяйство в годы войны.
Позиция Н. А. Вознесенского, Г. М. Маленкова и И. В. Сталина о целях и методах решения возникших проблем.
Выход в 1953 гг. СССР по производству промышленной продукции на душу населения в двадцатку самых развитых стран мира.
Отмена карточной системы. Снижение цен. Денежная реформа. Опережающее развитие тяжёлой, прежде всего военной, промышленности. Использование труда заключенных.
Создание атомного оружия.
Положение в сельском хозяйстве. «Укрупнение» колхозов. Острота продовольственной проблемы.
Начало производства химических удобрений. Фантастический «Сталинский план по преобразованию природы» 1948 гг.
Анализ причин недовыполнения пятилетних планов.
Роль человеческого фактора: герой первых послевоенных пятилеток- народ.
Дополнительная литература:
1) В. В. Серебрянников. Социальные войны. М., 1998 гг.
2) Н. Верт. История советского государства, 1900- 1991. М., 1995 гг.