СССР в системе международных отношений в середине 60-х-начале 80-х гг. Стратегический паритет.
УРОК РАЗРАБОТАН учителем высшей категории ГБОУ №24 им. И.А.Крылова БУНЕВОЙ Ириной Анатольевной
Цель урока: показать сложный и противоречивый характер внешней политики СССР в этот период, степень её эффективности; исследовать глубокие изменения в международной жизни; определить степень ответственности за принимаемые решения государственных чиновников высокого ранга.
Планируемые результаты: учащиеся узнаю о
-Программе мира и её содержательных компонентах;
-об участии СССР в динамично развивающихся процессах в различных регионах земного шара и его попытках урегулирования международных конфликтов;
-роли СССР и США в решении сложных задач мирного сосуществования;
-результатах внешней политики СССР в 60-начале 80-х гг.
План:
1) Программа мира: декларации и реальность
2) СССР и страны социализма:
А) война США во Вьетнаме;
Б) головная боль Брежнева — «китайская проблема»
В) процессы обновления в Чехословакии;
3) СССР и не социалистический мир:
А) конфликты на Ближнем Востоке
Б) достижение стратегического паритета СССР-США
В) ввод советских войск в Афганистан;
Г) план «звёздных войн»
Опорные знания:
Даты и события:
1971-1981- международные инициативы СССР (Программа мира);
1968- Договор о нераспространении ядерного оружия (СССР, США, Великобритания);
1971- Договор о запрещении размещения на дне морей и океанов ядерного оружия;
1972- ОСВ-1;
1979- Договор об ограничении стратегических наступательных вооружений (ОСВ-2);
1975- Заключительный акт Совещания (Хельсинки);
1968- «Пражская весна»;
1969- конфликты на советско-китайской границе;
1971- Комплексная программа социалистической экономической интеграции (СЭВ);
1968- стратегический паритет СССР/США;
1978- ввод советских войск в Афганистан;
1981- проектирования «космического щита» США;
Имена:
Н.С.Хрущёв, Чжоу Эньлай, А.Н.Косыгин, А.Дубчек, А.Новотный, Мао Цзэдун, Л.Джонсон, Р.Никсон, Л.И.Брежнев, Н.Тараки, А.А.Громыко, Д.Ф. Устинов, Ю.В.Андропов, З.Бжезинский, Р.Рейган.
Понятия:
Шестидневная война; «пражская весна»; «социализм с человеческим лицом»; система «Град»; стратегический паритет; массированный ракетно-ядерный удар; ОСВ-1; ОСВ-2; разрядка; континент советских войск; моджахед; «звездные войны».
Оборудование:
Карта в учебнике (стр. 162- 163)
Работа с картой «Мир в годы «холодной войны» (стр.162-163):
1) в каких регионах произошли наиболее острые международные конфликты во второй половине 60-начале 80-х гг., назовите эти конфликты;
2) определите, где и когда СССР и США участвовали в этот период в вооружённых международных конфликтах?
Задания к иллюстрациям:
Стр. 164 (фото): Советский авианесущий крейсер в боевом походе.
Подумайте, какие задачи может решать в боевом походе эта техника.
Работа с документами:
Что из документов мы узнаём о позиции СССР в отношении понимания Чехословакией «своего пути» развития?
Из заявления ТАСС в связи с оказанием социалистическими странами неотложной помощи ЧССР.
ТАСС уполномочен заявить, что партийные и государственные деятели Чехословацкой Социалистической Республики обратились к Советскому Союзу и другими союзным государствам с просьбой об оказании братскому чехословацкому народу неотложной помощи, включая помощь вооружёнными силами…
Советские воинские подразделения вместе с воинскими подразделениями названных союзных стран 21 августа вступили на территорию Чехословакии. Они будут незамедлительно выведены из ЧССР, как только создавшаяся угроза завоевания социализма в Чехословакии, угроза безопасности стран социалистического содружества будет устранена и законные власти сочтут, что в дальнейшем пребывания там этих воинских подразделений нет необходимости.
Из воспоминаний З.Млынаржа, секретаря компартии Чехословакии в 1968 гг.
«Вы творите в своей внутренней политике,- заявил Л.И.Брежнев,- все, что вам заблагорассудится, в том числе и то, что нам не нравится, и не слушаете добрых советов. А между тем вашу страну освободил советский солдат. Нам далось это ценой больших потерь, и мы не двинемся отсюда. Границы этих земель — это и наши границы…Именем павших во второй мировой войне, которые погибли за вашу свободу, мы вправе послать к вам свои войска, чтобы чувствовать себя в наших общих границах в полной безопасности. Угрожает вам кто-то или нет — не имеет значения, это дело принципа, от внешних обстоятельств оно не зависит. Так повелось со времён второй мировой войны, и так будет на вечные времена…»
Как академик Г. Арбатов понимает сущность внешнеполитического курса советского руководства 70-80-х годов, за что его критикует?
Из записок академика Г. Арбатова, внешнеполитического консультанта советского руководства в 70-80-е гг.
Подводя итог, скажу: своей политикой военных вмешательств и «полувмешательств» в дела целого ряда стран мы во второй половине 70-х годов помогли сложиться впечатлению о своей стране как об экспансионистской державе, сплотили против себя большое число государств и нанесли серьёзный удар по разрядке. Фактически мы подыграли крайне правым в США.
Тем более, что одновременно беспрецедентными темпами у нас развёртывалось осуществление многих военных программ. Мы в эти годы с полной силой, азартно, мало думая как об экономических, так и о политических последствиях такого поведения, бросились в омут гонки вооружений. Включились в неё так, что мне не раз приходило в голову: не руководствуемся ли мы старым сталинским лозунгом: «Догнать и перегнать»?..
Почему так произошло, тем более в условиях разрядки, когда начинали приносить первые плоды переговоры об ограничении вооружений, да ещё и перед лицом растущих экономических трудностей? Я считаю, что логическому объяснению это не поддаётся.
У меня только один ответ на этот вопрос: возросшая бесконтрольность военно-промышленного комплекса, набравшего силу и влияние и ловко пользующегося покровительством Брежнева, его слабостями и тем, что он не очень хорошо понимал суть проблем, а тогдашние военные лидеры имели монополию на «ухо» руководства- только они разъясняли ему свои запросы и программы. Конечно, эта утрата политического контроля над руководством вооружёнными силами и военной промышленностью имела свои причины. Я далёк от того, чтобы винить одних генералов, адмиралов и генеральных конструкторов. Очень важны были предпосылки сложившегося положения.
Брежнев, судя по всему, с самого начала своего пребывания в руководстве видел в военных очень важную базу своей власти.
Работа со схемами, диаграммами, таблицами:
Основные направления анализа воздействия войны на общество
К д./заданию: с помощью дополнительных источников информации подробно исследуйте один из аспектов воздействия войны на общество (СССР в 60-80-х гг.)
Система невоенных средств обороны:
Подумайте, использовали ли в своей внешней политике в 60-80-х гг. эти средства? Если да, то насколько эффективно?
Типология обществ по различным аспектам к войне
№
п/п Сфера (сторона) отношений
общества к войне Эволюция отношений
Первая половина
ХХ в. Вторая половина
ХХ в. Конец ХХ в.
и на XXI век
1. Правовое отношение
(согласно международному
и государственному праву) Правомочность
(легитимность)
войны Ограниченная
грамотность
(легитимность)
войны Неправомочность
(нелегитимность)
войны
2. Практически-политическое
отношение Общество двух
мировых и
множества
локальных войн Общество опасно-
сти 3-й мировой
войны с примене-
ние ядерного ору-
жия, катализации
её в «холодную»
войну с вкраплени-
ями «горячей» Общество
недопустимости
войны
3. По провозглашённым целям
в отношении к войне Признание войны
законным
средством
политики Не допускать войн Устранить
причины и основы
войны
4. По отношению к материально-
технической базе войны Неограниченная
гонка вооружений,
борьба за
военное
превосходство Ограничение,
паритет, контроль
над вооружениями Сокращение
вооружений
и вооружённых
сил
5. По вероятности развязывания
большой войны Высокая Средняя Малая
6. По способности вести и
выдержать войну Способно Ограниченно
способно Не способно
Насколько своей внешней политикой СССР в 60-80-е гг. годы ХХ в. способствовал формированию такого отношения общества к войне?
Основное содержание:
Советское руководство выдвинуло с 1971 по 1981 гг. ряд положений, которые оно объявило Программой мира:
-запрещение ядерного, химического, бактериологического оружия;
-ядерное разоружение всех государств, обладающих им;
-прекращение гонки вооружений и сокращение региональных конфликтов;
-ликвидация военных очагов и прекращение региональных конфликтов;
-обеспечение коллективной безопасности в Европе и других регионах планеты;
-обеспечение свободы и независимости народов мира;
-углубление и укрепление сотрудничества со всеми государствами.
Важнейшую роль в определении международного климата играли отношения СССР и США.
Закрепление итогов послевоенного международного компромисса на Совещании по безопасности и сотрудничеству в Европе (1975 гг.)
Советское химическое оружие и Программа мира.
Проблема международного инспектирования уровня вооружений и принцип оборонной достаточности.
Бурные процессы обновления в Чехословакии и позиция советского руководства: разнообразие моделей социализма — это проявление ревизионизма.
Агрессивная акция против суверенной страны.
Советско-китайские отношения обостряются: «великая дружба» в новых условиях (война США во Вьетнаме). Создание в 1976гг. СРВ. Острота советско-китайского конфликта сохраняется.
Конфликты на Ближнем Востоке. Особый мотив СССР для вмешательства в дела этого региона — экспорт оружия и модернизация оборонительных систем ближневосточных государств.
После Карибского кризиса 1962гг. СССР сравнял с американским свой ракетно-ядерный арсенал (1968гг.- стратегический паритет).
Глобальная ядерная война не имеет смысла: её нельзя выиграть: ПРО, ОСВ-1, ОСВ-2, СБСЕ, Заключительный акт совещания.
Вмешательство СССР во внутренние дела Афганистана. Ответственность советских лидеров за этот крупный внешнеполитический провал.
Р.Рейган и курс на создание ситуации стратегического превосходства над СССР. «Звёздные войны».
Дополнительная литература:
Серебрянников В.В. Социология войны. М., 1998гг.
Домашнее задание:
§11;
Эссе на тему: «Как современное российское общество ощущает и лечит раны войны СССР в Афганистане?»
70х гг. ХХ в.