Современный лидер…
Как часто мы слышим с телеэкрана, в радиоэфире, читаем на страницах газет это словосочетание. Каждый из нас изучал в школе, в институте курсы философии, литературы, истории или обществознания, где обязательно вставал вопрос о жизненном подвиге великих людей. Многие из них были истинными «героями своего времени». Все они, так или иначе, повлияли на умы своих современников. Их жизненный путь, их мировоззрение продолжают влиять на умы людей и в наши дни.
По теории Сократа, главным предназначением человека, является нравственное совершенствование.
Я хочу предпринять попытку преломить теорию лидерства через профессию учителя. Перед педагогами стоит очень высокая задача, запрос общества.
Именно педагог реализует цели и задачи воспитания, организует активную учебно-познавательную, трудовую, общественную, спортивно-оздоровительную и художественно-эстетическую деятельность учащихся, направленную на их развитие и формирование разнообразных личностных качеств.
Об определяющей роли учителя в образовании и воспитании учащихся говорят многочисленные примеры из школьной практики и высказывания многих известных педагогов. Известный русский математик
М.В. Остроградский писал: «Хороший учитель рождает хороших учеников».
В условиях реформирования и обновления нашего общества роль учителя в этих процессах трудно переоценить. Во многом от него зависит образование народа, его культура и нравственность, а также направление дальнейшего развития общества. Без морального стержня, без понимания обязанностей ни одна страна или общество не свободны от конфликта и упадка.
Значит учитель, как лидер ученического сообщества, несёт на себе ответственность за выбранный им тип лидерства.
Лидер любого народа, любой эпохи это тот, кто сумел установить власть над группой людей(от 2-х человек до нескольких сотен тысяч), тот, кто имеет основания эту власть установить. Он обладает смелостью, оригинальным мышлением, независимостью. Этот человек, как правило, выходец «из народа» и воспринимается «как свой». Он живёт активной, энергичной жизнью, что обуславливает его возраст. И он обладает таким набором черт характера, такими особенностями личности, которые позволяют говорить, что это человек обладает харизмой.
Немецкий политолог, социальный психолог, страстно стремящийся в политику, но не реализовавшийся как государственный деятель, известный ученый Макс Вебер, посвятивший свою жизнь исследованию феномена власти, вводит в политический обиход новый термин и новое определение: «Харизма, — незаурядное качество личности, благодаря которому она воспринимается как сверхъестественная, исключительная, обладающая особыми силами и свойствами, недоступными для других и признаваемая достойной роли «Вождя»».
Подобные качества личности отсутствуют у большинства людей. Они делают объектом поклонения, становятся его рабами.
Существуют разнообразные классификации лидерства. Одна из наиболее распространенных типологий лидерства восходит к учению М. Вебера:
—нигилист (готов к тотальному разрушению, все, отрицая, чтобы осчастливить человечество. Он становится таким по разным причинам:
из-за утраты иллюзий, ощущения несчастности, от лености, ради прикрытия эгоистических порывов);
— реакционер, ретроград, консерватор (готов самостоятельно вести за собой
массы ради сохранения старых устоев, все новации категорически отвергаются);
-революционер (хочет осчастливить массы против их воли, часто прагматик, стремится к преобразованию. Его деятельность напоминает эксперименты учёного над лабораторными мышами. Он экспериментирует с гражданами своей родины.
Ему интересна сама борьба, состояние полной мобилизации чувств. Может преследовать свою выгоду. Он может быть и «жертвой» и «героем». Он не готов брать на себя ответственность за результаты. Такие лидеры появляются в переломные периоды истории.
Лев Гумилёв ввёл термин пассионарий, определяющий личность такого типа;
-реформатор (хочет преобразований, идёт по пути преобразований медленно, выверено, находя компромисс. Готов брать на себя ответственность за результаты преобразований.)
Ещё одна типология лидерства принадлежит немецкому философу Эдварду Шпрангеру. Типология мировоззрений Шпрангера является одной из наиболее известных и широко используемых в менеджменте. Шпрангер выделяет и описывает особенности шести мировоззренческих типов личности:
1. политический (находится в нормативном поле общения. Правила игры устанавливает самостоятельно. Главный интерес, стремление данного типа – ВЛАСТЬ. Людям этого типа присуще стремление к лидерству и контролю над своей жизнью и жизнью окружающих).
2. экономический (данный тип отличается стремлением получать дивиденды на инвестиции, иными словами реальную выгоду от инвестиций (вклада) своего времени, способностей ресурсов. Такой тип индивида очень практичен и прагматичен. Его цель, его задачу все должны понять и следовать за ним).
3. эстетический (люди, принадлежащие к данному типу, ценят гармонию и получают удовлетворение от красоты окружающей действительности. Собственное мировоззрение закрепляют в знаковой форме и если берутся за выполнение роли, то сами являются сценаристами).
4. социальный (этот тип отличается внутренне присущей ему любовью к людям. Человек данного типа живет и работает для других, ему свойственно стремление к сопереживанию. Принимает образ жизни любимого объекта как свой.)
5. религиозный (для людей с традиционными установками жизнь строится на принципах и правилах, они и являются путеводителем в его жизни. Необходимость следованию правилам может быть более важным, чем личные взаимоотношения, богатство, власть. Ориентированы на общение с абсолютом, с Богом).
6. теоретический (главный смысл жизни данного типа состоит в поиске истины и знаний. Ему важен сам объект познания).
Макс Вебер предложил ещё одну авторскую типологию лидера:
—знаменосец (хочет изменить всю политическую систему);
—лидер-служитель (апеллирует всегда к тем, кто за его спиной);
—торговец (умеет убеждать);
—пожарный (бежит к месту опасности и ликвидирует последствия).
Педагогическое руководство процессом морального поведения учащихся во многом зависит от личных качеств учителя. Выдающийся педагог К.Д.Ушинский писал, что влияние личности воспитателя на молодую душу составляет ту воспитательную силу, которую нельзя заменить ни учебниками, ни моральными сентенциями, ни системой наказаний и поощрений. В нравственном воспитании педагог вооружает питомцев не только знаниями, он воздействует на них своим поведением, всем своим обликом.
Надо отметить, что для России наиболее востребован авторитарный лидер-революционер. Подобный тип лидерства долгое время приветствовался в наших школах. Пришло время переосмыслить роль учителя не только в рамках учебного урока, но и во внеклассной работе. «Чистый» тип лидерства не всегда подходит в педагогической практике. Учитель должен проанализировать ситуацию и повести себя соответственно потребностям каждой минуты.
От учителя требуется большая практическая подготовка, опыт, педагогическая гибкость и умение творчески подходить к решению возникающих задач, которые в общем плане определяют уровень его профессионализма.
В 2011-2011 учебном году начинается апробация учебного курса для общеобразовательных школ «Основы религиозных культур и светской этики».
На мой взгляд, необходимо особенно требовательно учителю отнестись к самому себе. Преподавание такого деликатного, неоднозначного курса возможно только в условиях равноправной стратегии установления отношений между учителем и учеником. Многие учащиеся, воспитанные в верующих семьях достаточно много знают о своей религии. На уроках в рамках курса ОРКСЭ они должны стать партнёрами учителя. А учитель должен проявить всё искусство лидерских навыков, чтобы не потерять авторитет в глазах своей ученической аудитории
Только учитель в полном объеме обладает средствами и умением осуществлять действенное формирование растущей личности, развитие ее мировоззрения и нравственно-эстетической культуры. Именно на этом основан его авторитет, достоинство и гордость за свое призвание, за свою сложную и весьма нужную людям работу, которую никто, кроме него, выполнить не может.
Слово греч. χάρισμα употреблялось в древнегреческой мифологии для обозначения способности притягивать к себе внимание.
Пассионарии (люди энергоизбыточного типа) — в пассионарной теории этногенеза люди, обладающие врожденной способностью абсорбировать из внешней среды энергии больше, чем это требуется только для личного и видового самосохранения, и выдавать эту энергию в виде целенаправленной работы по видоизменению окружающей их среды. Судят о повышенной пассионарности того или иного человека по характеристике его поведения и психики. По Гумилёву, антипод пассионарию — субпассионарий.