Уроки Искусства (МХК) в интерактивной форме — любимые уроки у ребят 9- 11 классов.
Перед учителем стоит задача организовать обучение так, чтобы учащийся сам захотел приобретать знания и навыки. Следовательно, сначала нужно сформировать интерес, потом создать ситуацию, в которой на основе приобретенных ранее знаний и умений обучающемуся необходимо было бы самому добывать новые знания и приобретать умения, а затем еще и дать ему возможность наглядно продемонстрировать полученные результаты, а учителю — проконтролировать прирост знаний и умений ребенка.
Это возможно через приобщение учащихся к исследовательской работе, организация которой при соблюдении ряда психолого-педагогических условий позволяет включить ребят в продуктивную деятельность, где нет готовых ответов, рафинированных знаний. Учащиеся должны самостоятельно добывать необходимые знания, работая с различными источниками информации, проводить их анализ, сопоставлять, обобщать, подтверждать теоретические материалы опытно-экспериментальными методами.
Цель урока: формирование у учащихся готовности и способности самостоятельно, творчески осваивать и перестраивать новые способы деятельности в любой сфере человеческой культуры.
Задачи:
- способствовать развитию склонности к постановке оригинальных задач
- формировать способность быстрой адаптации к новым видам деятельности в обществе, новом коллективе;
- мотивировать успешно разрешать противоречия, возникающие в процессе решения технических и производственны, задач, a также противоречия в семье, коллективе, обществе.
Материалы к уроку: репродукции произведений искусства, памятки с планом работы, смартфоны, возможность выхода в интернет, дополнительная литература по искусству
Ход урока:
Провести инструктаж, выдать распечатанную памятку с планом работы.
- Учащиеся класса должны разделиться на группы по 3-4 человека (2-3 минуты). На листе А4 под №1 каждая группа записывает состав группы и распределяет роли между участниками. Позже рядом с фамилиями будет выставлена оценка вовлечённости каждого участника группы в работу над проектом.
- Участники проекта распределяют внутри групп роли (1-2 минуты):
- Журналист
- Искусствовед
- Оператор и звукорежиссёр
- Маркетолог
- Учащиеся выбирают репродукцию произведения искусства из предложенных куратором проекта (учителем ) 1-2 минуты
- Каждый из участников проекта готовит индивидуальное задание согласно выбранной роли 15-30 минут в зависимости от активности учащихся ( см. таблицу 1).
- После проведенной предварительной работы ребята должны представить видеоинтервью. Длительность видеосюжетов 4-6 минут. Предварительно можно перенести видеофайлы со смартфонов на мультимедийный экран в классе или выложить в интернет пространстве.
- Обсуждение готовых видеоматериалов. Примерный перечень пунтов для обсуждения. 6.1.Видеосюжет получился:
- динамичный
- затянутый и однообразный
- видеосюжет имел разные по динамике части (фрагменты) 6.2.Видеосюжет дал:
- полное представление о заданном произведении искусства
- в сюжете не раскрыта информация о произведении искусства (нужное подчеркнуть)
- в сюжете частично представлены материалы о заданном произведении искусства 6.3.В видеосюжете:
- использовались интересные и актуальные результаты маркетингового исследования
- использовались не актуальные результаты маркетингового исследования
6.4. В репортаже соблюдена стандартная композиция: Зачин – начало (описание места действия, описание состояния окружающей среды, динамичность).
Центральная часть – рассказ о событии (употребление глаголов настоящего времени, чтобы показать «сиюминутность»).
Концовка – оценка события, краткий вывод, к которому приходит автор и к которому он подводит читателя
6.5. Определите какой вид репортаж получился у одноклассников
6.5.1. Постановочный репортаж передает незапланированное событие.
6.5.2. Проблемные репортажи, в которых образное, эмоциональное повествование о конкретном событии перерастает в социально значимую проблему, требующую решения. Эти репортажи основаны на факте, требующем привлечения к нему внимания официальных лиц, общества в целом. Авторы не ограничиваются созданием картины происходящего, они анализируют, сопоставляют, комментируют. Яркие эпизоды чередуются с рассуждениями, основанными на конкретных фактах.
6.5.3. Тематически-познавательный репортаж представляет собой форму динамичного, оперативного сообщения о новом, занимательном. Этот вид характеризуется большим разнообразием тем и сюжетов, будучи наиболее популярным, легким для восприятия массовой аудитории. В отличие от проблемного репортажа в нем нет развернутого вопроса, требующего аналитического подхода. Задача автора в этом случае — сообщить что-то новое, занимательное, развлечь, расширить кругозор. Создатели репортажа, раскрывая значение тех или иных фактов, обращаются к различного рода источникам: историческим документам, справкам, воспоминаниям, наблюдениям. Могут использоваться и статистические данные. Цифровой материал должен сопровождаться образными характеристиками. «Обыгрывали» ли авторы репортажа, информацию, чтобы она была понятнее и воспринималась легче.
6.5.4. Актуальный — наиболее традиционный вид репортажа. Его поводом служит актуальное, общественно значимое событие. Такой репортаж отличается особой оперативностью.
Видеосюжет был снят:
• На позитивном настрое
• На нейтральном настрое
• На пессимистичном настрое
Оценка работы каждого из участников группы. Необходимо дать оценку по 5 бальной шкале работе тележурналиста и записать итог на листе А4
0_______________________5,
где «0»- не справился с заданием, а «5» – отличная работа
- Дать по 5 бальной шкале оценку работы искусствоведа:
0_______________________5,
где «0»- не справился с заданием, а «5» – отличная работа
- Дать по 5 бальной шкале оценку работы оператора
0_______________________5,
где «0»- не справился с заданием, а «5» – отличная работа
- Дать по 5 бальной шкале оценку работы маркетолога:
0_______________________5,
где «0»- не справился с заданием, а «5» – отличная работа
Функциональные обязанности каждого участника проекта (из памятки)
«Журналисту» необходимо провести видеоинтервью с искусствоведом:
- Разработать в письменном виде список вопросов к искусствоведу о предложенном куратором игрового проекта произведении искусства;
- Создать условия, в которых интервьюированный будет рассказывать максимально подробную и эксклюзивную информацию о произведении искусства, чтобы обеспечить «горячую новость» на ТВ;
- Наладить коммуникацию с маркетологом, для выяснения общественного мнения по поводу заданного произведения искусства, и для дальнейшего придания публичности полученным материалам;
Результат работы: представление готового видеоинтервью с результатами маркетингового исследования. Формат «горячая новость», «молния», «эксклюзив».
«Искусствоведу» необходимо дать эксклюзивное интервью по поводу заданного произведения искусства:
- Собрать и обобщить материал о заданном произведении искусства;
- Подготовить наглядный материал в виде редких документов или фотографий о произведении искусства;
- Разработать опорные схемы рассказа, возможно, инфографику, с учётом, что они также могут быть использованы во время видеоинтервью;
- Продумать образ для выступления перед журналистами с ТВ: манеру поведения, внешний вид, жесты, качество речи, количество «жареных» фактов и т.д.
Результат работы: качественные и подробные ответы на поставленные вопросы, соответствующие исторической правде о заданном произведении искусства. Показать высокую эрудицию и способности к экспертной оценке в области искусства, которого с удовольствием будут приглашать на телевидение.
«Оператору и звукорежиссёру» необходимо подготовить видеосюжет на 4-6 минут для показа на телевидении, в интернете и т.д.:
- Продумать место съемки видеосюжета;
- Выставить камеру и свет так, чтобы журналист и искусствовед на экране смотрелись выигрышно и презентабельно;
- Продумать необходимость спецэффектов в видеоматериале;
- Предложить музыкальное сопровождение к сюжету, если такое будет необходимым;
- Продумать в какой момент интервью на экране должны будут появляться схемы, рисунки, графики и прочие дополнительные материалы;
- Сделать монтаж видеоматериалов в полноценный видеосюжет.
Результат работы: представить видеосюжет на 4-6 минут для показа на телевидении, в интернете и т.д.
Маркетологу необходимо: провести маркетинговое исследование о заданном произведении искусства:
- Продумать тему исследования в рамках предложенной темы https://vvs-info.ru/helpful_information/poleznaya-informatsiya/marketingovyy-opros/
- Определить выборку опрашиваемых ( фокус-группу);
- Разработать список вопросов к опрашиваемым и определить тип исследования https://vvs-info.ru/helpful_information/poleznaya-informatsiya/marketingovyy-opros/
- Обработать полученные материалы опрос
Результата работы: создать графический отчет о проведённой работе (схемы, графики, таблицы, инфографика, диаграммы и пр.) и представить их журналисту для последующей придаче им публичности в массмедиа
Данный урок может проводиться с выносом задания во внеурочную деятельность. За 45 минут ребята создают сценарий, собирают материал, определяют свои технические возможности , определяют локации съёмок. А во внеурочной деятельности снимают видеоматериал и осуществляют монтаж. В связи с этим, анализ репортажей и оценка вовлечённости каждого может проводиться на следующем уроке.
Лучшие работы учащихся
Авторы:
1 группа:
Пинчук Ада ( видео- и звуко-режиссер, монтаж) 10б
Кошкина Александра (тележурналист) 10 А
Попова Мария ( искусствовед) 10 Б
Круглова Софья (маркетолог ) 10 Б
2 группа:
Мартыненко Илья (тележурналист) 10 А
Круглякова Таисия (искусствовед) 10 А
Баранова Екатерина( маркетолог) 10 А
Яруева Софья (видео и звукорежиссёр, монтаж) 10 А
3 группа:
Ефременко Анна ( маркетолог) 11 А
Беляева Анна (оператор, разработчик рекламы) 11 А
Иванова Кристина (тележурналист) 11 А
Бортнюк Софья (искусствовед) 11 А