Статьи по теме

11.10.2012

Жан-Батист Александр Леблон

Жан-Батист Александр Леблон (1679—1719 гг.)
Карта-проект Санкт-Петербурга, 1717 г.

Ж.-Б.А.Леблон. Генеральный план Петербурга. 1717. 

Ж.-Б. Леблон родился в Париже в семье живописца и гравера, а также владельца лавки по продаже эстампов, называвшейся «Серебряный колокол», Жана Леблона (1635—1709 гг.).

О художественном уровне произведений его отца свидетельствует тот факт, что в 1681 г. он был избран членом Королевской академии живописи и скульптуры.
Первыми учителями Леблона были его отец и дядя Жирар — архитектор, состоявший в должности управителя герцога Оранского.
Ж.-Б. А. Леблон приобрел широкую известность в 1700—1710 гг. исполнив рисунки для «Истории королевского аббатства Сен-Дени».
В 1709 г. в трактате М. Дезалье д’Аржанвиля-отца «Теория и практика садового дела», который в XVIII столетии служил одним из основополагающих руководств, Леблон поместил главу, посвященную планировке и декоративному убранству садов, а также исполнил все иллюстрации.
В 1710 г. вышло второе издание книги «Курс архитектуры» Ш. Давиле (первое — в 1691 г.), которую Леблон обогатил образцами планов и интерьеров, а также своими проектами.
В 1705—1713 гг. Леблон построил особняки Шартре и Сэссак в Париже и два загородных дворцово-парковых ансамбля в его окрестностях.
Книга Леблона о том, как создавать парки, прославила его — это сочинение переиздавали многократно во многих странах мира.
Леблон писал: «Нет ничего более привлекательного в саду как красивый вид из него в окрестности».
    В своих рисунках он проявил себя также выдающимся мастером проектирования парковых деталей.
Архитектор, по-мнению Леблона, должен исходить не только из материальных возможностей заказчика, но также из его профессиональных потребностей и общественных интересов.
Леблон- один из создателей современного жилища.
  Леблон явился родоначальником нового стиля отделки интерьеров.
 Леблон лучше всех строил жилые здания — дворцы, дома богатых.Они были уютны и… пригодны для жизни.
  • жилое здание должно иметь представительный вход.
  •    он придумал нишу в спальне для кровати, что было по тем временам необыкновенно смело и ново.
  •    вместо неудобных стульев ввел столь знакомую нам софу.
  •   совершенной новинкой были придуманные Леблоном туалеты с выгребной ямой — зловонное ночное судно, которое уносили слуги из покоев, кануло в прошлое.
В 1716 г. после переговоров с русскими представителями в Париже Ж. Лефортом и К. Н. Зотовым, предварительно согласованных с Петром I, Леблон 15 апреля 1716 г. получил у герцога д’Анта разрешение покинуть Францию вместе с семьей и приглашенными им художниками и мастерами.
В июне того же года в Пирмонте в течение трех дней, а затем по дороге в Шверин Петр I встречался с Леблоном.

Пётр I Меншикову:

«Сей мастер из лучших и прямою диковинкою есть… К тому же не ленив, добрый и умный человек… И для того объяви всем архитекторам, чтобы все дела, которые вновь начинать будут, чтоб без его подписи на чертежах не строили, так же и старое, что можно ещё исправить»
Архитектор произвел на царя столь сильное впечатление, что он решил назначить его «генерал-архитектором», подчинив ему все проектные, художественные и строительные работы в Петербурге, Петергофе и Стрельне.
  В его обязанности должно было входить:
«Господин Иван Батист Александр Леблон , королевский архитектор на 5 лет, оклад 5 тыс рублей. Для работы и управления во вс?м, что касается до строительства художества,т.е.обязуется Он делать чертежи, управлять и велеть строить фортификации, мосты, береговые пристани и иные дела, которые строят на воде, также церкви , палаты, публичные места, забавные дома, партикулярные дома, сады или иные какие дела и строения, которые его царское величество повелит ему строить и править».
         В Петербурге Леблон сразу взял все дело строительства в свои руки.
Он работал непрерывно, напряженно и плодотворно:
  • составил генеральный план города,
  • учил молодых архитекторов и мастеров ( «учить русских людей всем художествам, которые он знает»)
  • создавал проекты парков и дворцов.
Решительный и резкий, он забраковал все, что делали до него Трезини, Растрелли и другие архитекторы, иначе говоря — сразу же нажил массу врагов.
Особенно невзлюбил блестящего Леблона Карл Бартоломео Растрелли, который сам только что приехал из Парижа в Петербург, но и тут оказалось, что его опередил прыткий Леблон.
Генерал-губернатор Меншиков держал сторону Растрелли, и недаром — сразу же по приезде Растрелли предложил Меншикову создать его, светлейшего, скульптурный портрет.
А пока тщеславный вельможа позировал, Растрелли вел с ним дружеские беседы.
Леблон же, не замечая интриг, трудился не покладая рук.
Неожиданно в 1718 году, как пишут во всех биографиях Леблона, гениальный архитектор в расцвете сил и таланта заболел и вскоре умер.
Есть правдоподобная версия причины его смерти.
Меншиков, завидовавший таланту Леблона, как-то раз оболгал его перед царем — сказал, что генерал-архитект якобы приказал вырубить с таким трудом взращенные Петром в Петергофе деревья. Разъяренный царь, вспыльчивый и крутой, внезапно приехал в Петергоф, жестоко оскорбил Леблона и даже ударил его палкой. Леблон был так потрясен происшедшим, что в горячке слег. Спустя некоторое время Петр разобрался, в чем дело, и страшно избил Меншикова за ложный донос на француза. К Леблону же царь послал человека с извинениями и уверениями в своей неизменной к нему милости. Но, потрясенный этими невиданными для свободного человека оскорблениями, Леблон уже не поднялся с постели — он умер от унижения и позора. То ли дело Меншиков — вытер кровь и сопли кружевным брюссельским галстуком, почесал бока, да и пошел по делам — эка невидаль, барин холопа побил, ведь не убил же!
1719 года 3 марта по челобитной вдовы Леблона, городовая канцелярия постановила: «Велено для погребения ево, Леблонда, в зачет ево жалованья выдать двести рублев…»
В 1995 году удалось осуществить идею установки памятного знака на месте первого кладбища Петербурга.
Архитектор В.Б. Бухаев создал проект гранитной арки, символизирующей «Окно в Европу».
Архитектурный образ был дополнен бронзовыми рельефами и символической скульптурной композицией: стул и стол, на котором лежал знаменитый план Петербурга, сочинённый Ж.-Б. Леблоном, рядом с подсвечником, трубкой, штофом и черепом.
Рельефы были выполнены по замыслу художника М.М. Шемякина.
Надпись, повторенная на памятнике на русском и латинском языках, гласит:
«У святого Сампсония Странноприимца нашли упокоение первые архитекторы, строители, граждане Санкт-Петербурга».

ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ,

 

Фонари Леблона

 

Любимец Петра, архитектор Жан Леблон, мечтал сделать Петербург красивейшим городом Европы.

А потому, не откладывая, решил завести в новой столице самые современные порядки.

Проект первого уличного масляного фонаря был разработан в 1718 году именно Леблоном.

Осенью того же года 4 полосатых красавца были выставлены возле Петровского Зимнего дворца.

На деревянных столбах с белыми и голубыми полосками крепились на металлических прутьях застекленные светильники.

Горело в них конопляное масло.

В 1723 году благодаря стараниям генерал-полицмейстера Антона Дивиера на самых именитых улицах города зажглись 595 фонарей.

Обслуживало это световое хозяйство 64 фонарщика.

На улице Одесской установили первый электрический фонарь   в 1873 году, который создал Александр Лодыгин. На этом самом месте и открылся фонарный музей, а под открытым небом установили памятник Фонарщику в Санкт-Петербурге.

Подход к делу был научным.

Фонари зажигали, ориентируясь на <таблицы о темных часах>, которые присылали из Академии.

Петербург был первым городом в России и одним из немногих в Европе, где всего через двадцать лет после основания появилось регулярное освещение улиц.

Масляные фонари оказались живучими — они горели в городе ежедневно в течение 130 лет.

Прямо скажем, света от них было немного. К тому же они норовили забрызгать прохожих горячими и вонючими каплями масла.

В 1839 году были установлены первые 204 газовых фонаря.

Они просуществовали до 1917 года. И уже в 1863 году загорелись первые 6000 фонарей, работающих на керосине.

Они исчезли с городских улиц только к середине 30-х годов следующего столетия.

В апреле 1887 года представители фирмы <Сименс> в одном из немецких журналов писали: <…получается, что не Берлин или Нью-Йорк, а Петербург располагает в настоящий момент самой крупной установкой для производства электрического света>.

К 1914 году в городе было установлено 13 950 фонарей. Из них — 2 505 керосиновых, 8 425 газовых, 3 020 электрических.

http://www.webstudio.il4u.org.il/projects/_spb/spfrance/pages/arx8.htm

http://magazines.russ.ru/nz/1999/3/anis.html

Архитектура, Достопримечательности, История СПб
About Старикова Юлия