Храм- культовое здание, предназначенное для выполнения религиозных обрядов.
Архитектура основных типов храмов ( христианской церкви, мусульманской мечети, буддийского храма и др.) исторически видоизменялась, приобретала яркое национальное содержание.
Часто храмы выполняли не только религиозные, но и некоторые общественные функции: в них проходили собрания, церемонии, хранили собрания книг и т.д.
В символике архитектурных частей и декоративного убранства храма раскрываются основные черты соответствующей религии.
Архитектура основных типов христианских храмов складывалась постепенно.
В раннем христианстве местами молений часто были катакомбы, подземелья (из-за преследований христиан в Римской империи); комнаты в жилых домах.
Лишь после прекращения в Римской империи гонений христиан (IV в.) стали строиться специальные помещения для молитвенных собраний – базилики.
Архитектура православного храма унаследовала византийские традиции, вобравшие в себя, в свою очередь, греческое, римское и малоазийское архитектурное наследие.
1. крестово-купольный тип храма заимствован из Византии, появился на Руси в Х веке и получил широкое распространение в русской православной церкви. Такой храм несет в себе целую систему символов, отражающих религиозные взгляды и отношения.
Храм издавна рассматривался как образ мира (космогонический образ).
Храм делится на три пространственные зоны: алтарь, собственно храм и притвор, которые символизируют трехчастную структуру мира, Вселенную в христианской понимании.
Так алтарь символизирует место пребывания Бога, непостижимое для человека.
Средняя часть храма, отделенная алтарной преградой, рассматривается как символ бытия небесного – сферы, где живут ангелы и праведные люди в потустороннем мире.
Наконец, притвор символизирует окружающий человека земной мир, подчиненный законам времени и пространства.
Храм, как модель мира, строго сориентирован по сторонам горизонта.
- к востоку, т.е. к свету, к светлому раю, обращена главная часть храма – алтарь,
- западная часть отождествляется со страной мрака, холода и смерти.
В христианстве, особенно в его православной ветви, часто встречается уподобление храма кораблю (Ноеву ковчегу), несущему верующих на восток, к спасению.
Такой образ совместим с внешним примитивным восприятием крестово-купольного храма:
- купола – паруса,
- апсида – нос корабля,
- колокольня – мачта и т.д.
В православном храме заложена также и антропологическая символика.
Еще в Византии трехчленное деление внутреннего пространства храма уподобляли тройственному составу человека:
- дух (алтарь);
- душа (центральное помещение);
- тело (притвор).
Интересно, что “очеловечивание” храма нашло яркое отражение в русских названиях частей храма:
- купол называется главою;
- поставлена глава на барабан – шею;
- основание храма – подошва;
- окна – очи;
- защитные от дождя выступы над окнами – бровки и т.д.
Важное место в архитектуре храма занимает числовая символика.
Так, символично число куполов:
- один купол символизирует единство Бога;
- два соответствуют естеству Иисуса (богочеловек);
- три символизируют Святую Троицу;
- четыре – четыре Евангелия,
- пять – четырех евангелистов и Христа;
- семь – семь таинств церкви;
- девять – число ангельских чинов;
- двенадцать – апостолов и т.д.
Символическое значение имеют любые архитектурные детали храма, а также все предметы, находящиеся в нем.
Так, например, обычно своды крестово-купольного храма опираются на четыре массивных столба, символизирующих четыре Евангелия.
Основной частью алтаря является престол – возвышение, символизирующее гроб Господень или престол Святой Троицы и т.д.
Следует отметить, что символическая трактовка архитектурных форм и убранства храма остается неизменной во всем периоде существования православных храмов.