Статьи по теме

02.10.2012

Храм как модель мира

Храм- культовое здание, предназначенное для выполнения религиозных обрядов.

Архитектура основных типов храмов ( христианской церкви, мусульманской мечети, буддийского храма и др.) исторически видоизменялась, приобретала яркое национальное содержание.

Часто храмы выполняли не только религиозные, но и некоторые общественные функции: в них проходили собрания, церемонии, хранили собрания книг и т.д.

В символике архитектурных частей и декоративного убранства храма раскрываются основные черты соответствующей религии.

Архитектура основных типов христианских храмов складывалась постепенно.

В раннем христианстве местами молений часто были катакомбы, подземелья (из-за преследований христиан в Римской империи); комнаты в жилых домах.

 

Лишь после прекращения в Римской империи гонений христиан (IV в.) стали строиться специальные помещения для молитвенных собраний – базилики.

     

Архитектура православного храма унаследовала византийские традиции, вобравшие в себя, в свою очередь, греческое, римское и малоазийское архитектурное наследие.

 

1. крестово-купольный тип храма заимствован из Византии, появился на Руси в Х веке и получил широкое распространение в русской православной церкви. Такой храм несет в себе целую систему символов, отражающих религиозные взгляды и отношения.

Храм издавна рассматривался как образ мира (космогонический образ).

Храм делится на три пространственные зоны: алтарь, собственно храм и притвор, которые символизируют трехчастную структуру мира, Вселенную в христианской понимании.

Так алтарь символизирует место пребывания Бога, непостижимое для человека.

Средняя часть храма, отделенная алтарной преградой, рассматривается как символ бытия небесного – сферы, где живут ангелы и праведные люди в потустороннем мире.

Наконец, притвор символизирует окружающий человека земной мир, подчиненный законам времени и пространства.

Храм, как модель мира, строго сориентирован по сторонам горизонта.

  • к востоку, т.е. к свету, к светлому раю, обращена главная часть храма – алтарь,
  •  западная часть отождествляется со страной мрака, холода и смерти.

В христианстве, особенно в его православной ветви, часто встречается уподобление храма кораблю (Ноеву ковчегу), несущему верующих на восток, к спасению.

Такой образ совместим с внешним примитивным восприятием крестово-купольного храма:

  • купола – паруса,
  • апсида – нос корабля,
  • колокольня – мачта и т.д.

В православном храме заложена также и антропологическая символика.

Еще в Византии трехчленное деление внутреннего пространства храма уподобляли тройственному составу человека:

  • дух (алтарь);
  • душа (центральное помещение);
  • тело (притвор).

Интересно, что “очеловечивание” храма нашло яркое отражение в русских названиях частей храма:

  • купол называется главою;
  • поставлена глава на барабан – шею;
  • основание храма – подошва;
  • окна – очи;
  • защитные от дождя выступы над окнами – бровки и т.д.

Важное место в архитектуре храма занимает числовая символика.

Так, символично число куполов:

  • один купол символизирует единство Бога;
  • два соответствуют естеству Иисуса (богочеловек);
  • три символизируют Святую Троицу;
  • четыре – четыре Евангелия,
  • пять – четырех евангелистов и Христа;
  • семь – семь таинств церкви;
  • девять – число ангельских чинов;
  • двенадцать – апостолов и т.д.

      

Символическое значение имеют любые архитектурные детали храма, а также все предметы, находящиеся в нем.

Так, например, обычно своды крестово-купольного храма опираются на четыре массивных столба, символизирующих четыре Евангелия.

Основной частью алтаря является престол – возвышение, символизирующее гроб Господень или престол Святой Троицы и т.д.

Следует отметить, что символическая трактовка архитектурных форм и убранства храма остается неизменной во всем периоде существования православных храмов.

http://www.philosophydic.ru/xram

Архитектура, Религия, Христианство
About Старикова Юлия