Статьи по теме

02.04.2019

Хосе Давид Альфаро Сикейрос — неукротимый Прометей

Хосе Давид Альфаро Сикейрос (исп. Jose David Alfaro Siqueiros, 29.12.1898, Чиуауа, ‒ 6.1.1974, Куэрнавака) — мексиканский художник, живописец и график , один из основателей мексиканской школы монументальной живописи (муралист), видный общественный деятель, участник коммунистического движения.

Мексиканский мурализм — художественное движение монументальной живописи в Мексике 1920–1960-х гг. Это авангардное течение в живописи, состоящее из массы образов, которые основаны на традиционном искусстве коренных индейцев Южной Америки — майя и ацтеков.Представители: Диего Ривера, Хосе Клементе Ороско, Давид Альфаро Сикейрос.

С юных лет и до конца жизни Сикейрос сочетал политическую деятельность с профессиональными занятиями живописью, и само творчество Сикейроса максимально идеологизированно, проникнуто пафосом борьбы против социального гнета и насилия. Практически всегда Сикейрос сообщал своим произведениям актуальное политическое звучание.

На протяжении своей долгой жизни Альфаро Сикейрос постоянно участвовал в революциях, войнах, был активным профсоюзным деятелем, одним из руководителей Мексиканской коммунистической партии, главным редактором «левой» газеты El Mundo.

За политическую деятельность был несколько раз арестован. В 1940 участвовал в организации покушения на Льва Троцкого, жившего тогда в Мексике.

 

Давид Альфаро Сикейрос в 1911 г. поступил в Академию художеств Сан-Карлос в Мехико, там участвовал в студенческой забастовке, протестуя против порядков в заведении. Затем обучался в художественной школе Санта-Анита.

С молодости ощущал себя революционером, в 1911 г. принял участие в гражданской войне на стороне конституционалистов. Служил офицером в армии мексиканского президента Венустиано Каррансы.

В 1919—1922 годах Сикейрос жил во Франции и Испании.

В 1921 году он опубликовал в Барселоне «Манифест революционного искусства», а в 1922 году основал «Революционный синдикат работников техники и искусства». Член Мексиканской коммунистической партии (МКП) с 1922 года. С 1924 года член ЦК МКП, активный участник организации профсоюзного движения и международных коммунистических конгрессов, занимал пост главного редактора газеты El Mundo, сотрудничал с другими левыми газетами. Вместе с ним в коммунистическом движении принимали участие и другие мексиканские художники, в частности Диего Ривера.

Тогда же он выполнил стенные росписи в Национальной подготовительной школе в Мехико (1922-1923). В последующем грандиозные росписи, фрески, выполненные на фасадах зданий, прославили имя Сикейроса.

Основные произведения Сикейроса – это, упоминавшиеся уже, росписи ‒ в Национальной подготовительной школе (фреска, 1922‒23), в клубе профсоюза электриков (1939), во Дворце изящных искусств (1945 и 1950‒51), в Национальном музее истории (начаты в 1959): мозаика и рельеф на фасаде ректората Университетского городка (1952‒54); монументально-декоративное сооружение «Полифорум», сочетающее архитектуру, живопись и скульптуру (1971); все работы ‒ в Мехико; станковые картины ‒ «Пролетарская мать» (1929‒30), портрет Дж. Гершвина (1936), обе ‒ в Музее современного искусства, Нью-Йорк. Также художник исполнил множество литографий и рисунков.

В 1930 году Сикейрос был арестован, а затем сослан в городок Таско. Ссылка оказалась плодотворной в творческом плане — здесь художник создал несколько десятков работ.

В период с 1932 по 1936 годы Сикейрос жил и работал преимущественно в США; там он украсил росписями фасады зданий Художественной школы Чуинард и художественного центра Плаза в Лос-Анджелесе (1932).

В 1937—1939 гг. Сикейрос участвовал в Гражданской войне в Испании в качестве офицера республиканской армии под командованием Энрике Листера. Дослужился до звания полковника.

24 мая 1940 года вместе с Леопольдо и Луисом Ареналем и другими участвует в акции устрашения Л.Д.Троцкого.

Переодевшись в полицейскую форму, отряд из 25 человек врывается на виллу Троцкого, связывает пятерых полицейских, охранявших виллу, и устраивает беспорядочную стрельбу.

В результате нападения никто не пострадал. Акция преследовала две цели: выкрасть документы, дискредитирующие Троцкого, в частности доказательства получения средств от ультрареакционных газет США, и вынудить его уехать из Мексики.

Cам Сикейрос считал убийство Троцкого или его охранников «контрпродуктивным». До архива нападавшим добраться не удалось, вынудить Троцкого покинуть страну тоже не вышло. 23 июня Коммунистическая партия Мексики выпустила официальное заявление, что никто из членов партии к нападению на Троцкого непричастен, а все нападавшие были «неконтролируемыми элементами и провокаторами». В результате расследования, Сикейрос был арестован 4 октября 1940 года .

28 апреля 1941 года был выслан из Мексики в Чили.

В 1960 году избран членом Политкомиссии ЦК МКП. В том же году был заключён в тюрьму за политическую деятельность, но в 1964 г. власти освободили его под давлением международного общественного мнения.

Неоднократно приезжал в Москву (1927, 1955, 1958 и 1972). Почётный член Академии художеств СССР (1967), лауреат Международной Ленинской премии «За укрепление мира между народами» (1967).

Особенности творчества Альфаро Сикейроса
В своем творчестве Сикейрос сообщал образам повышенную экспрессию, большую пластическую силу, отстаивая новые принципы активного воздействия художественных произведений на массы. Художник создавал монументальные композиции, в которых конкретные персонажи сочетаются с символическими олицетворениями социально-исторических сил, использовал эффекты динамически сокращающейся перспективы, смело вводил живопись во взаимодействие со скульптурными формами, применял новые художественные материалы (синтетические краски, керамическая рельефная мозаика и г. д.).

В 50‒60-е гг. в творчестве Сикейроса особенно нарастает конкретная выразительность в трактовке исторических событий и типов, заостряется политическое содержание образов. Все время Сикейрос разрабатывал новые изобразительные средства и технические методы живописи.

Могила Сикейроса с образом Прометея в Пантеоне Долорес, Мехико

Uncategorized, Живопись , , , , , ,
About Старикова Юлия