Статьи по теме

28.05.2012

Восстановление пригородов Ленинграда после Великой Отечественной войны

Конспект урока:
«Проекты восстановления пригородов Ленинграда после Великой
Отечественной войны (1944-2003 годы)».
Цели урока:
  • Рассказать учащимся о разных типах проектов; дать понятие проективной
    деятельности человека;
  • Дать обзор масштабов разрушений в пригородах Ленинграда к 1944 году;
  • Выявить результаты восстановительных работ в период с 1944 по 2003 годы;
    определить является ли процесс восстановления великих творений искусством;
  • Формировать понимание, что любой проект требует четкого алгоритма
    построения, продуманных методов работы, своевременного финансирования,
    необходимых инструментов и высококвалифицированных специалистов.
  • Воспитывать неравнодушное отношение учащихся к работе блестящих
    реставраторов, руководителей восстановительных проектов, директоров
    пригородных дворцов- музеев, хранителей коллекций, музееведов, архивистов и
    пр.
  • Формировать понимание, что любой созидательный проект является актом
    огромных усилий человека, его творческим самовыражением и, значит,
    искусством.
ТСО: компьютер, мультимедийный проектор, экран.
Оформление доски:
На доске необходимо сделать следующие записи:
  • тема урока
  • план урока
  • даты захвата пригородов Ленинграда
Дополнительные материалы:
1. компьютерная презентация «Пригороды Ленинграда в 1944 году»
2. компьютерная презентация «Блокада Ленинграда»
3. раздаточный материал – таблица для каждого учащегося
План урока:
1.Вводная часть.
  • Проективная деятельность человека.
2.Основная часть.
  • Начало Великой Отечественной войны и блокада Ленинграда.
  • Масштабы разрушений в пригородах Ленинграда.
3.Заключительная часть.
  • Восстановительные работы в пригородах Ленинграда.
  1. Проективная деятельность человека.
Речь учителя:
Здравствуйте, ребята!
Откройте тетради и запишите тему сегодняшнего урока: «Проекты
восстановления пригородов Ленинграда после Великой Отечественной войны
(1944-2003 годы)».
У вас на столах лежат заранее приготовленные материалы, они нам понадобятся
чуть поз-же. Пока не переворачивайте листы.
Я сделаю небольшое вступление, а вы для себя сделайте вывод о цели и
значимости сегодняшнего урока.
История нашего города неотделима от истории России, европейской истории и
истории человечества. Среди живых существ только человек обладает двумя
выдающимися свойствами:
-создавать и совершенствовать орудия труда;
-абстрактно мыслить.
Абстрактно мыслить – это значит ставить цель и с помощью определенных
выбранных инструментов и методов достигать ее.
То есть в своем сознании моделировать определенный результат или
проектировать.
Все проекты можно разделить на две группы:
-разрушительные;
-созидательные.
И сегодня на уроке мы будем думать, что становится результатом такого
проектирования? Зачем люди восстанавливают руины? Это наша учебная задача.
План нашего урока:
1.Начало Великой Отечественной войны и блокада Ленинграда.
2.Масштабы разрушений в пригородах Ленинграда.
3.Результаты восстановительного процесса.
XX век продемонстрировал огромное количество как разрушительных, так и
созидательных проектов. Выдающимся событием XX века является II мировая война,
в которой участвовало более 60 стран мира. Это был суперразрушительный проект,
тем более что в 1945 году было применено атомное оружие.
Велики были потери, но и грандиозными стали планы послевоенного
восстановления.
Перед вашими глазами пройдет серия фотографий, которые являются бесценным
историческим источником.
Эти фотографии выступали как обвинительные материалы на знаменитом
Нюрнбергском процессе в 1946 году, где мир назвал войну преступлением против
человечности. По ним трудно узнать те пригороды, в которых вы не раз бывали.
Слайд-шоу: фотографии послевоенных лет с видами разрушенных
пригородов Ленинграда.
Длительность 1 минута.
По ходу урока, чтобы систематизировать материал, мы будем заполнять таблицу.
Она у вас на столах. Как вы видите, часть таблицы уже заполнена.
Инструктаж:
Мы будем работать следующим образом:
-По ходу урока мы сделаем дополнительные записи в графу № 1;
-Будете выполнять мои задания по содержательной части графы № 2;
Об этом задании я скажу дополнительно.
-Самостоятельно создадите или спроектируете текст в графе № 3. Это самая
трудная и важная графа и направлена на решение основной задачи урока.
2. Начало Великой Отечественной войны. Блокада Ленинграда.
Итак, 22 июня 1945 года была объявлено о начале войны.
Мирная жизнь была прервана. Войска гитлеровской Германии вероломно вторглись
в пределы Советского Союза. Одной из ближайших задач согласно плану блицкрига —
«молниеносной» войны захват Ленинграда. Противнику удалось использовать
внезапность нападения и, несмотря на героическое сопротивление советских войск,
в короткий срок продвинуться вглубь страны и подойти к дальним подступам
Ленинграда. К 8 сентября фашисты блокировали город с суши и начали его осаду.
Город не был захвачен, но началась блокада Ленинграда. Пригороды были заняты
врагом. Посмотрите на карту первых месяцев войны. Здесь указаны числа, когда был
занят врагом тот или иной пригород Ленинграда.
Что мы видим на карте?
Финский залив Балтийского моря, южная часть Ладожского озера. Они соединены
Невой. Вот, построенный на Неве Санкт-Петербург, Ленинград. Перед вами темные и
светлые стрелки. Карта дает возможность посмотреть, как близко враг подошел к
городу с юга.
Вот линии максимального приближения врага к городу. Опасность ситуации в том,
что фашисты наступали с юга, а с севера их поддерживали войска страны- союзницы
Финляндии. Таким образом,12 сентября захвачена Гатчина (Красногвардейск).
16 сентября захвачена Стрельна (Урицк).
17 сентября захвачены Павловск (Слуцк) и Пушкин (Детское село).
20-23 сентября захвачен Петергоф.
Эти даты надо вписать в графу 1.
Вывод:
Когда мы смотрим на эти даты, то какие выводы можно сделать о темпах
захвата пригородов Ленинграда
?
Примерный ответ:
  • Гитлеровские войска наступали слишком стремительно.
Уже на карте вы видите, что оборону Ленинграда вели Волховский и
Ленинградский фронты, которые прорвут и снимут блокаду Ленинграда.
Теперь надо поговорить о масштабах разрушений в пригородах
Лениграда.
Переходим ко второй графе нашей таблицы. Делимся на 5 вариантов. Прочтите
текст и выберите тот факт или ту цифру, которые наиболее характеризуют масштабы
разрушений и обоснуйте свой выбор.
Ниже приводится полностью заполненная таблица — учительский экземпляр.
Масштабы разрушений и результаты восстановительных работ в пригородах
Ленинграда.
Название пригорода Ленинграда и даты
фашистской оккупации.


Масштаб разрушений в пригородах Ленинграда
в начале Великой Отечественной войны.
Результаты восстановительных работ в пригородах Ленинграда.
Гатчина(г. Троцк с 1922-1929).(город
Красногвардейск

с 1929 по1941).
Захват 12 сентября 1941 года.
Ущерб, нанесенный Гатчинскому дворцу-3 720 000
рублей.Было 54 000 предметов искусства.Эвакуировано
11 929 предметов.

Осталось во дворце 15 878 пр.
Возвращено 3 893 пр.
Утрачено 38 152 предмета.
Дворец сожжен.
Сожжены придворцовые конюшни, Лесная оранжерея.
Разграблен Березовый домик, полуразрушен павильон Орла, Приоратский
дворец.
В парке уничтожено 7 000 деревьев, взорваны все мосты.
В Гатчине расстреляно 100 человек,
повешено 762 чел.,
умерло от истязаний 35 008 чел.,
погибло военнопленных 80 000 ч.,
угнано в рабство 17 000 чел.
В гатчинском районе гитлеровцы расположили концлагеря в поселках
Сиверский, Рождествено, Вырице.
В городе Гатчина концлагерь «Дулаг-154».
Освобождена 31 января 1944 года. Сразу
после освобождения Гатчины С.Н. Балаева главный хранитель Гатчинского
дворца вернулась воДворец и начала руководить восстановительными
работами.Уже в 1944 году бригада архитекторов и художников
начала снимать кальки с сохранившихся композиций, делала обмеры и
зарисовки. Дворец поставили на консервацию.Но возрождение музея в
силу различных причин тогда не произошло.

С 1950 по 1959 годы дворец занимало Военно-Морское училище
Министерства обороны
СССР, затем – ВНИИ «Электронстандарт»,
«закрытое» предприятие военно-промышленного комплекса СССР.
В мае 1976 года началось освобождение здания для
комплексной научной реставрации и музеефикации.
8 мая 1985 года были открыты три зала парадной анфилады.
Стрельна (Урицк)Захват гитлеровцами
16 сентября 1941 года.
Здание Константиновского дворца взорвано и
выжжено изнутри. Оно напоминало коробку из капитальных полуразрушенных
стен. Предметы искусства из дворца были вывезены еще до начала Великой
Отечественной войны, так как во дворце в1919 году располагалась детская
коммуна, позже школа, санаторий.
Освобождена в конце января 1944
года.Решение о восстановлении было принято в 1948 году. Дворец
поставили на консервацию.
Работы велись по проекту организации «Ленпроект».
В 1950-х отремонтированы внутренние помещения и фасады. Тогда же
в здании Константиновского дворца разместилось Ленинградское
Арктическое
училище. Курсанты этого училища непосредственно
занимались ремонтом здания. Новая планировка в соответствии с
предназначением здания получила коридорную трактовку; из длинных
коридоров двери вели в учебные помещения – классы, лаборатории,
мастерские. В процессе работ были восстановлены каменные лестницы в
обоих флигелях, Бельведер, уничтоженный в войну, башенка Бельведера,
правда, с новым куполом. Лестницам Воронихина вернули прежний вид,
частично восстановлены Мраморный и Голубой залы. В целом здание дворца
поддерживалось в хорошем состоянии благодаря заботам руководства училища
и усилиям курсантских коллективов, несмотря на то, что в составе
обеспечивающих служб училища не было архитектурного отдела или хотя бы
группы специалистов этого профиля, да и деньги на проведение
реставрационных работ практически училищу не выделялись. С парком было
еще сложнее: Нижний парк находился в ведении районного садово-паркового
хозяйства, а для восстановления Верхнего парка не было ни сил, ни
средств. В 1990 г. Ленинградское Арктическое училище было закрыто и в
1991 г.
здание Константиновского дворца освободилось. После этого
дворец находился на балансе мэрии Петродворцового района, сдавался в
аренду
различным акционерным обществам и коммерческим организациям и
снова пришел в полное запустение. В состоянии полного разорения
необитаемое здание простояло около 10 лет, до конца XX в.В 2001
году
было принято решение восстановить дворцово-парковый ансамбль
Стрельны, а в Константиновском дворце открыть Дворец Конгрессов.

К работам было привлечено 6 000 специалистов. Этими работами
руководил В.П. Лукин. Было выделено 280 миллионов долларов. �
300-летнему юбилею Санкт-Петербурга дворцово-парковый ансамбль
Стрельны, раскинувшийся на 200 га, был торжественно открыт.
Пушкин (Царское село, Детское село).
Захват 17 сентября 1941 года.

Ущерб, нанесенный Екатерининскому дворцу
2 065 000 рублей.Было 42 100 предметов искусства.Эвакуировано 11 387
предметов.

Возвращено 545 предметов.
Утрачено 30 151 предмет.
Дворец сожжен.
Вывезена Янтарная комната.
Сожжены Китайский театр, павильон Эрмитаж.
Разрушены Верхняя ванна, Турецкая баня, Скрипучая беседка, Морская и
Чесменская колонны.
Взорвано 35 мостов, 50 плотин, дамб, каскадов.
Уничтожено 94 % зеленых насаждений.
Александровский дворец полуразрушен.
Было 30 382 предмета искусства.
Эвакуировано 6 200 предметов.
Возвращено 1 500 предметов.
Утрачено 22 628 предметов.
Царское село освобождено 20-х числах января
1944 года.В феврале — марте 1944 года сделана подробная опись
состояния дворца
. Сделано несколько тысяч фотографий сохранившихся
стен.Весной 1944 начаты срочные работы по консервации здания
Екатерининского дворца, Александровского дворца и всех павильонов в
парке.

Автор общего проекта восстановления — архитектор А. Кедринский.
Фасады Екатерининского дворца восстановлены с максимальным приближением
к их виду в XVIII веке трестом «Фасадремстрой».
В 1945-1950 годах расчищался и засаживался парк Екатерининского
дворца.
В 1956-1959 годах восстановление интерьеров

Екатерининского дворца
. Оно было начато с менее пострадавших
помещений, созданных

Ч. Камероном
. Позднее приступили к восстановлению полностью
разрушенной Парадной анфилады

Ф. -Б. Растрелли
, воссоздание которой ведется и в настоящее время.
Огромный вклад в восстановление дворца сделали директор Екатерининского
дворца Е.Л.Гурова и главный хранитель музея Е.С.Гладкова.
Возрождение парадных интерьеров оказалось, отчасти, возможным,
благодаря акварелям, выполненным в середине XIX века по специальному
заказу академиками Э. Гау и Л. Премацци. Благодаря точности и
тщательности изображения всех деталей архитектурно-художественной
отделки, эти акварели использовались при реставрации наряду с авторскими
проектами и довоенными фотографиями.
В 1958 году – первая выставка музейных фондов.
В 1959 году открыты первые 5 отреставрированных зала.
В 1961-1963 годах открыты еще 4 зала.
В 1974 году открыт музей в Царскосельском Лицее.
Павловск (Слуцк).Захват 17 сентября
1941 года.

Взорван дворец.Кровля здания была утрачена,
не было оконных переплетов и дверей, в некоторых местах зияли дыры и
провалы в стенах от взрывов снарядов.Было 22 133 предмета искусства.

Эвакуировано 12 977 предметов.
Возвращено 421 предмет.
Утрачено 8 715 предметов.
Уничтожено 98% зеленых насаждений.
600 га парковой зоны заминированы гитлеровцами.
Освобожден в январе 1944 года.На конгрессе
архитекторов в Лондоне в 1945 году, который был посвящен проблемам
разрушенных памятников, отмечалось: «Человечество всего мира стало
беднее от утраты таких памятников, как Павловск». Перед учеными и
реставраторами стояла проблема: возможно ли вообще восстановить
дворцовый ансамбль. При изучении характера и масштабов повреждения
дворца было выявлено, что основные элементы
архитектурно-пространственной композиции дворца сохранились.В
феврале — марте 1944г. была произведена подробная опись
состояния
дворца, а затем графическая и фотофиксации.

Одновременно шла работа по разминированию подвалов дворца. Также
расчищались завалы, убирались обгоревшие и обвалившиеся балки
перекрытий. Весной же приступили к консервационным работам, проектам и
научным разработкам воссоздания дворца.
В 1945-1947 годах расчищался парк, восстанавливались мосты и
парковая архитектура.
В 1949-1953 г.г. научными работниками Н. И. Громовой и Т. А. Аккерман
были составлены более подробные документы с описанием состояния каждой
детали, графической фиксацией, подробной исторической справкой. Эти
описи легли в основу для составления дефектных ведомостей и проектных
заданий реставраторам.
Огромной организаторской работой по воссозданию дворца руководила
директор музея Анна Ивановна Зеленова.
Проектные работы по восстановлению дворца возглавлял архитектор
Федор Олейник.
К 1977 году в Павловском дворце были открыты для посетителей
практически все залы.
Но отдельные работы по воссозданию убранства
дворца продолжаются.
Петергоф (Петродворец).Захват 20-23
сентября 1941 года.

Ущерб, причиненный Большому Петергофскому
дворцу 2 250 000 рублей.Было 31 511 предмет искусства.Эвакуировано
14 500 предметов.

Утрачено 16 700 предметов.
Большой Петергофский дворец взорван и сожжен.
Миной замедленного действия взорван дворец Марли.
Уничтожены каскады:
Золотая гора, Шахматная гора, Большой каскад.
Выведены из строя свинцовые водоводы.
В стене дворца Эрмитаж дыра диаметром 1,5 метра.
Похищено подъемное устройство из дворца Эрмитаж, вывезены в Германию
многие скульптурные группы, в том числе «Самсон, раздирающий пасть
льва».
Полуразрушен дворец Монплезир.
Сожжен его Екатерининский корпус.
Уничтожено 95 % зеленых насаждений.
Освобожден 19 января 1944 года.Музейные
работники в феврале – марте 1944 года делали подробное описание
состояния петергофских достопримечательностей и осуществляли
фотофиксацию разрушений.Саперы исследовали территорию и очистили
ее от 240 мин.

Ленинградцы приезжали на субботники в Петергоф и расчищали Верхний и
Нижний парки.
17 июня 1945 года открыт для посетителей парк.
25 августа 1946 года открыто 38 фонтанов.
14 сентября 1947 года воссоздан и пущен фонтан «Самсон».
Работами по восстановлению Петродворца руководил директор музея
Я.И.Шурыгин.
По рисункам и фотографиям реставраторы восстановили 330 скульптур из
свинца.
В 1958 году открыли для посетителей основные залы Большого
Петергофского дворца.
Разработали проект восстановления здания В.
Савков и Е. Казанская
В 1960-х воссоздан фонтан «Нептун».
К 1980-м годам было восстановлено 172 фонтана и 3 каскада.
Восстановлены интерьеры павильонов Эрмитаж, Марли, Монплезир.
Работы ведутся по сегодняшний день.
Ораниенбаум (с 1948 года — город
Ломоносов).
На подступах к городу шли ожесточенные
бои. Город не был захвачен гитлеровскими войсками и дворцово-парковый
ансамбль не пострадал.
Итак, что вы можете сказать о масштабах разрушений в пригородах
Ленинграда?
Можно ли теперь утверждать, познакомившись с этими данными, что
ленинградцы потеряли свои великолепные пригороды навсегда?
Ответы детей.
Да, так как:
  • Утрачены многие архивные документы, по которым можно было бы проводить
    восстановление.
  • Нет средств на полномасштабное восстановление.
  • Погибли специалисты: искусствоведы, музееведы, реставраторы, хранители
    коллекций, библиотекари, архивисты, художники и пр.
  • Заминированы обширные территории и препятствуют скорейшему
    восстановлению объектов.
  • Нехватка специфических восстановительных материалов: цветные металлы,
    химические растворы, драгоценные и полудрагоценные камни, зеркала, обивочные
    ткани, ковры, натуральные краски.
*Работы по консервации дворцов заключались в основном в укрытии
уцелевших лепных украшений, живописных фрагментов (фресок) стен дощатыми или
фанерными футлярами, обитыми толем; в пропитке потерявшей свою твердость лепки
железистым или купоросным раствором. В результате гипс становился
коричнево-рыжим или изумрудно-зеленым, но получал твердость и не рассыпался, и с
него можно было снимать форму для новой отливки. Лепнину, плохо державшуюся на
стенах, снимали, нумеровали и отправляли на хранение. Столь большое внимание
лепным деталям объясняется тем, что они являются различными декоративными
элементами на фасадах и в интерьере здания и выполняют существенную эстетическую
функцию, способствуя обогащению архитектурных форм.
Таким образом, именно в Павловске началось то, что затем получило
название «Подвиг века» — возрождение пригородных дворцов-музеев и парков
Петербурга. Восстановление Павловского дворца было той школой, где по существу
прошли обучение все реставраторы и музейные работники послевоенного Ленинграда.
3. Результаты восстановительных работ в
пригородах Ленинграда.
Сейчас выступят ваши одноклассники, которые совместно со мной заранее
проработали материал и подготовили доклады о результатах восстановительных работ
в пригородах Ленинграда.
Ваша задача законспектировать основные результаты восстановительных работ в 3
графу таблицы.
Эта часть работы будет проверена.
-выступает первый докладчик и зачитывает материал о Гатчине.
-выступает второй докладчик с материалом о Стрельне.
— выступает 3 докладчик с материалом о городе Пушкине.
— выступает 4 докладчик с материалом о Павловске.
-выступает 5 докладчик с материалом о Петергофе.
В тексте подчеркнуты пункты, которые необходимо под диктовку записать в
таблицу.
После того, как учащиеся заканчивают работу в таблице, им предлагается
обсудить некоторые поставленные в начале урока вопросы.
Итак, как вы думаете, можно ли восстановленные после Великой
Отечественной войны архитектурные комплексы назвать произведением
искусства?
Примерные ответы детей.
Да, так как сочетались труд и талант многих людей.
А можно ли назвать произведением искусства копию? Ведь многие
восстановленные дворцы являются повторением прежних авторских творений.
Ответы учащихся.
Да, можно так как образцами копий были выдающиеся произведения. С великим
трудом изучены архивные и научные данные по максимальному приближению этих копий
к подлинникам. Скопированные шедевры архитектуры наполнились подлинными
экспонатами своего времени. Это придало объекту историческую достоверность. Эти
восстановленные архитектурные объекты не являются 100% новоделом. Значит это
высокохудожественное произведение.
Итак, почему же люди восстанавливают руины?
Примерные ответы:
1.Хотят сохранить творения искусства. Тяга к красоте.
2.Стереть в памяти следы войны. Психологическая защита нации.
3. Сплочение нации для восстановления руин. Политический мотив.
Вывод урока.
XX век меняет тип мышления человека. То есть, его по- прежнему занимают
разрушительные проекты, но послевоенный мир тяготеет к созиданию.
Советский Союз не пользовался помощью других стран. Все восстановительные
работы произведены в результате нечеловеческих усилий граждан нашей страны –
страны победительницы. Советские люди смогли победить врага, смогли одолеть все
трудности и, даже, смогли почти повторить шедевры великих мастеров.
Эти свидетельствует о мощнейшем духовном потенциале нации, ее культуре.
Культура- фундамент нации. Это важнейшая национальная идея.
«Если у народа нет культуры, то этого народа нет на свете».
Д.С.Лихачев
Если наши предки создавали и восстанавливали из руин великие творения, то наш
долг сохранять память о подвиге этих людей.
Домашнее задание:
Есть у нас в городе учебные заведения, где готовят будущих реставраторов, где
сегодня продолжаются традиции, заложенные реставраторами после ВОВ?
Перечислите эти учебные заведения.
Можно воспользоваться справочником учебных заведений Санкт- Петербурга.
Сводная таблица о масштабах разрушений и результатов восстановительных работ
в пригородах Ленинграда.
Название пригорода Ленинграда и даты
фашистской оккупации.


Масштаб разрушений в пригородах Ленинграда в начале Великой Отечественной войны. Результаты восстановительных работ в пригородах Ленинграда.
Гатчина(г. Троцк с 1922-1929).(г.
Красногвардейск

с 1929 по1941).
Ущерб, нанесенный Гатчинскому дворцу-3 720 000
рублей.Было 54 000 предметов искусства.Эвакуировано
11 929 предметов.

Осталось во дворце 15 878 пр.
Возвращено 3 893 пр.
Утрачено 38 152 предмета.
Дворец сожжен.
Сожжены придворцовые конюшни, Лесная оранжерея.
Разграблен Березовый домик, полуразрушен павильон Орла, Приоратский
дворец.
В парке уничтожено 7 000 деревьев, взорваны все мосты.
В Гатчине расстреляно 100 человек,
повешено 762 чел.,
умерло от истязаний 35 008 чел.,
погибло военнопленных 80 000 ч.,
угнано в рабство 17 000 чел.
В гатчинском районе гитлеровцы расположили концлагеря в поселках
Сиверский, Рождествено, Вырице.
В городе Гатчина концлагерь «Дулаг-154».
Стрельна. Здание Константиновского дворца взорвано и
выжжено изнутри. Оно напоминало коробку из капитальных полуразрушенных
стен. Предметы искусства из дворца были вывезены еще до начала Великой
Отечественной войны, так как во дворце в1919 году располагалась детская
коммуна, позже школа, санаторий.
Пушкин (Царское село, Детское село).

Ущерб, нанесенный Екатерининскому дворцу
2 065 000 рублей.Было 42 100 предметов искусства.Эвакуировано 11 387
предметов.

Возвращено 545 предметов.
Утрачено 30 151 предмет.
Дворец сожжен.
Вывезена Янтарная комната.
Сожжены Китайский театр, павильон Эрмитаж.
Разрушены Верхняя ванна, Турецкая баня, Скрипучая беседка, Морская и
Чесменская колонны.
Взорвано 35 мостов, 50 плотин, дамб, каскадов.
Уничтожено 94 % зеленых насаждений.
Александровский дворец полуразрушен.
Было 30 382 предмета искусства.
Эвакуировано 6 200 предметов.
Возвращено 1 500 предметов.
Утрачено 22 628 предметов.
Павловск (Слуцк).

Взорван дворец.Кровля здания была утрачена,
не было оконных переплетов и дверей, в некоторых местах зияли дыры и
провалы в стенах от взрывов снарядов.Было 22 133 предмета искусства.

Эвакуировано 12 977 предметов.
Возвращено 421 предмет.
Утрачено 8 715 предметов.
Уничтожено 98% зеленых насаждений.
600 га парковой зоны заминированы гитлеровцами.
Петергоф (Петродворец).Захват 20-23
сентября 1941 года.

Ущерб, причиненный Большому Петергофскому
дворцу 2 250 000 рублей.Было 31 511 предмет искусства.Эвакуировано
14 500 предметов.

Утрачено 16 700 предметов.
Большой Петергофский дворец взорван и сожжен.
Миной замедленного действия взорван дворец Марли.
Уничтожены каскады:
Золотая гора, Шахматная гора, Большой каскад.
Выведены из строя свинцовые водоводы.
В стене дворца Эрмитаж дыра диаметром 1,5 метра.
Похищено подъемное устройство из дворца Эрмитаж, вывезены в Германию
многие скульптурные группы, в том числе «Самсон, раздирающий пасть
льва».
Полуразрушен дворец Монплезир.
Сожжен его Екатерининский корпус.
Уничтожено 95 % зеленых насаждений.
Ораниенбаум (с 1948 года — город
Ломоносов).
На подступах к городу шли ожесточенные
бои. Город не был захвачен гитлеровскими войсками и дворцово-парковый
ансамбль не пострадал.
Архитектура, Достопримечательности, Исторические объекты, История СПб, События
About Старикова Юлия