Статьи по теме

25.09.2012

Виктор Михайлович Васнецов 1848-1926

Родился Васнецов в 1848 г. в семье священика в вятском селе Лопьял Уржумского уезда в Вятской губернии. Отец его, Михаил Васильевич, когда родился Виктор, переехал в село Рябово. Маму звали Аполлинария Ивановна. Всего в семье Васнецовых было 6 детей, а жили они довольно бедно.Прадед художника окончил рисовальный класс семинарии. Его отец, Михаил Васильевич Васнецов, был образованным сельским священником.

К тому же, мама умерла рано. Отец остался за главного. Он старался всем детям дать более менее разностороннее образование, учил тому, что знает, разносторонне развивал их. Бабушка увлекалась рисованием, и это тоже входило в число занятий семьи Васнецовых.

Рисовать Васнецов начал рано, но в те времена было принято, что сын идет по стопам отца, поэтому Виктора Михайловиа отдали в духовное училище. После него был перевод в Вятскую духовную семинарию. Здесь уже Васнецов начал плотно заниматься живописью. С 1866 по 1867 года он нарисовал около 75 рисунков, используя тему русских пословиц и поговорок для книги «Собрания русских пословиц» Николая Трапицина.

На Васнецова сильно повлияла встреча с Э.Андриоли, который был ссыльным польским художником. От него он узнает про Санкт-Петербугскую академию художеств. Туда он и решил поступать, не закончив последний курс семинарии. Отец был не против, предупредил только, что с деньгами не поможет.

Но без поддержки он не остался. Андриоли совместно с епископом Адамом Красинским связались с губернатором Кампанейщиковым, организовали продажу картин Васнецова «Жница» и «Молочница». За них они смогли выручить шестьдесят рублей.

И вот с этой суммой и еще небольшой надбавкой отца Васнецов отправился в Петербург.

Из-за воей скромности и не уверенности, после сдачи эказменов он даже не посмотрел списки зачисленных. Отправился искать угол и хоть какую-то возможность заработать денег. Тут он встречает брата своего вятского учителя Красовского. Тот устраивает его рисовальщиком. Позже Васнецов устраивается работать художником по рисованию иллюстраций к книгам и журналам. В это же время он идет учиться в школу Общества поощрения художников. Там он знакомится с И. Н. Крамским, что сыграло немаловажную роль в последующей его жизни.

В 1868 году Васнецов снова решил поступать в С.Петербургскую академию. Тут он узнал, что тогда он все-таки был зачислен. Во время учебы Васнецов знакомится с Репиным, Антокольским, Максимовым, они становяться друзьями. Немаловажной была встеча Васнецова с художником Павлом Чистяковым в 1870 году, она оказала влияние и на творчество Виктора Михайловича. Чистяков не стал ограничивать стремления Васнецова и подгонять его под стандарты «классицизма», а, наоборот, развивал его собственный талант.

В первый же год учебы Васнецов получает серебрянную медаль. Следующую он получает в 1869 году за картину «Христос и Пилат перед народом».

В 1870 году отец Виктора умирает. С деньгами стало совсем тяжело, ведь на попечении у Васнецова находиться теперь его 16-летный брат Апполинарий (впоследствии он станет тоже знаменитым художником).

С 1871 года Васнецов все реже начинает посещать академию. Причина тому болезнь и нехватка времени. Васнецов очень много работает. В этот период он подготовил 200 иллюстраций к Народной азбуке, Солдатской азбуке Столпянского, к Русской азбуке для детей Водовозова. Он успевает выполнять и свои рисунки в основном на бытовую тему. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В 1875 году Васнецов окончательно покидает академию: потребность зарабатывать становиться первоочередной, да желание работать самостоятельно и свободно становиться больше. Он уже написал картины «Чаепитие в трактире» (она была взята на выставку передвижников) и «Нищие певцы».

Чаепитие в трактире (В харчевне). 1874

Васнецов В.М. Нищие певцы (Богомольцы). 1873

 

В 1876 году выходят его картины «С квартиры на квартиру» и «Книжная лавочка».

С квартиры на квартиру. В.М. Васнецов

Весной 1876 года Васнецов едет в Париж. Под впечатлением от нахождения во Франции появляется работа «Балаганы в окрестностях Парижа» (1877 год).

Балаганы в окрестностях Парижа

Через год он возвращается в Россию и венчается с Рязанцевой Александрой Владимировной. Они переехали в Москву.

В 1878 году Васнецов начинает работу над картиной «После побоища Игоря Святославича с половцами». Она стала первой в цикле историко-былинных работ. Но картина единодушного одобрения не встретила. Слишком уж она был необычна, что сложно было выделить какое-то единое мнение. Чистяков же отозвался о работе так: «Таким далеким, таким грандиозным и по-своему самобытым русским духом пахнуло на меня, что просто загрустил: я, дoпeтрoвский чудак, позавидовал Вам…»

В. Васнецов. После побоища князя ИгоряСвятославича с половцами.

Не смотря на критику, Васнецов продолжает работать в выбранном направлении. В 1882 году он пишет «Витязя на распутье».

 

 

В.М. Васнецов «Витязь на распутье» (1882)

В Москве происходит еще одно важное событие: Васнецов знакомиться с семьей Саввы Мамонтова. Эта встреча повлияла на его творчество. Мамонтов делает ему заказ на три картины в зал заседаний Донецкой Ж/Д:«Ковер-самолет»«Битву скифов со славянами» и «Три царевны подземного царства«.

Ковёр -самолёт 1880

Васнецов В.М. Битва скифов со славянами. 1881.

Три царевныподземного царства

Стоит отметить его картину «Аленушка» — образ одинокой сиротки, печально склонившейся у воды. Печаль отражает даже пейзаж: и деревья и вода.

Алёнушка

Васнецов так же занимался декорациями к спектаклям, и получалось это у него не хуже, чем рисовать картины. Хотя он и не долго занимался декорациями, но успел их сделать достаточно много.

В 1897 году выходит его картина «Царь Иван Васильевич Грозный», которую он написал под впечатлением увиденного собора Василия Блаженного, а задумка ее появился в 1880 году.

Царь Иван Грозный. 1897.

В период с 1875 по 1883 года планировалось открытие в Москве (как раз шло строительство) Исторического музея. Васнецов получил заказ выполнить картину «Каменный век». Это было достаточно неожиданно для художника, столь крупная работа.

Каменный век

Еще одно неожиданное предложение поступило Васнецову — росписать Владимирский собор в Киеве. Художник прожил 6 лет в Киеве, а кроме этого работа над росписью заняла 10 лет.

После этого достаточно громкой очередной его картиной стали «Богатыри». Изысканность, суровость и могучесть — все это сочетается в русских героях былин, известных каждому жителю России. Эта картина была последней в тот период, когда сил и энергии было много, самый расцвет творчества Васнецова. Последующие работы «Цapeвнa-лягушкa»«Спящая царевна»«Царевна Несмеяна»«Баян»уже не были такими сильными, это были последние работы.23 июля 1926 года Васнецов скончался. Было ему 79 лет. Смерть пришла к нему вечером дома, разрыв сердца. Ну и, как обычно, в полной мере оценили все его творчество только после смерти.

Богатыри.

Царевна-лягушка. 1918

Спящая царевна

Царевна Несмеяна.

Дом-музей В.М.Васнецова

 

Дом-музей В.М.Васнецова (как ласково его называют москвичи –»Теремок») является отделом Всероссийского музейного объединения «Государственная Третьяковская галерея». Он находится в Москве на  переулке Васнецова, 13

Дом-музей В.М.Васнецова был открыт в 1953 году.

В 1986 году он вошел в состав Всесоюзного музейного объединения «Государственная Третьяковская галерея».

В Доме-музее В.М.Васнецова хранятся 24 тысячи экспонатов – живопись, графика, прикладное искусство, предметы быта – благодаря которым посетители знакомятся с биографией и творчеством В.М.Васнецова.

Художник Виктор Михайлович Васнецов (1848–1926) жил с семьей в этом доме в Троицком переулке (ныне переулок  Васнецова) с 1894 по 1926 годы. Дом построен  в 1894 году по эскизам и рисункам самого художника.

Он представляет собой сооружение с бревенчатой пристройкой-теремом, украшенной крышей-бочкой. Окна декорированы лепными наличниками-кокошниками и колонками-дыньками.

Разноцветные поливные изразцы с растительным орнаментом опоясывают дом с фасада, украшают печи в интерьерах, соединяя мир, сотворенный Богом, с миром, созданным человеческой фантазией.

Интерьеры дома В.М.Васнецова характерны для московских домов второй половины XIX века.

На первом этаже располагаются личные комнаты членов семьи, столовая и гостиная.

Мебель для столовой и гостиной выполнена на заказ по рисункам В.М.Васнецова, в абрамцевких и строгановских столярно-резчицких мастерских,  а также его братом А.М.Васнецовым в Вятке.

Автопортрет В.М.Васнецова

Портрет Бориса Васнецова, сына художника.1889 

 

 

 

http://art-on-web.ru/vasnecov_viktor/biography

Живопись
About Старикова Юлия