Василий Васильевич Верещагин (1842-1904) – выдающийся русский художник-баталист, ещё при жизни получивший мировую известность.
Василий Верещагин был автором циклов картин, правдиво и с глубоким драматизмом отображавших войны, которые вела Россия, запечатлел жестокие будни войны, тяжесть и героику ратного дела. Василий Верещагин создал картины батального цикла на темы Отечественной войны 1812, Туркестанской кампании и войны на Балканах. В сотнях жанровых, пейзажных картин Верещагин отразил свои впечатления о путешествиях по странам Востока. Много путешествуя, художник освоил жанр документально-этнографической живописи.
Василий Васильевич Верещагин родился в 1842 году.
Портрет В.В.Верещагина
В 1853 году Василий Васильевич поступил в морской кадетский корпус. По окончании курса, пробыв не более одного месяца на службе, вышел в отставку.
Портрет В.В.Верещагина
В 1860 Верещагин поступил в петербургскую Академию художеств. В учебном заведении он работал под руководством А. Т. Маркова и А. Е. Бейдемана. Получил малую серебряную медаль за эскиз ккартине «Избиение женихов Пенелопы» и похвалу академии за композицию. В 1863 году покинул Академию художеств неудовлетворенный системой преподавания.
В Париже он поступил в Ecole des beaux-arts и работал под руководством французского художника Жерома.
Возвратившись из-за границы, он отправился на Кавказ и некоторое время в Тифлисе преподавал рисование в одном из женских учебных заведений.
Рисунки типов и сцен, вывезенные им с Кавказа, были впоследствии напечатаны во французских журналах «Le Tour de Monde» и в русском журнале- «Всемирном Путешественнике». Некоторые из них были на академической выставке 1867 года.
Верещагин В.В. В горах. Эльбрус
В.В. Верещагин. Лезгинка
В.В. Верещагин. Представление-начальству. Русский офицер и кавказцы
В 1864 году Верещагин был на Дунае и затем снова посетил Кавказ.
В.В. Верещагин. Казбек
Вернувшись в 1865 году в Петербург, он просил Академию художеств выдать ему свидетельство в том, что он награжден серебряной медалью, и что он путешествовал по Кавказу и Закавказскому краю с художественной целью. Академия выполнила его запрос.
В 1865 году он опять отправился в Париж и пробыл там целый год. Там он впервые выставил в салоне 1866 года одну из своих картин.
Портрет В.В.Верещагина
В 1867 он зачислен на службу в распоряжение туркестанского генерал-губернатора К.П.Кауфмана и командирован во вновь присоединенные к России области Средней Азии.
По Туркестану Верещагин путешествует в 1867-1868 и 1869-1870 годах.
Выполняя служебное задание, он делает множество рисунков и живописных этюдов с натуры, ведет подробный путевой дневник, собирает этнографические и зоологические коллекции и даже занимается археологическими раскопками.
В июне 1868 года в составе небольшого русского гарнизона Верещагин принимает участие в обороне Самаркандской крепости от войск бухарского эмира, за что награжден орденом Св.Георгия 4-й степени, который присуждался за особые боевые заслуги. Это была единственная принятая художником награда.
Вернувшись из Туркестана, Верещагин в 1871 году поселяется в Мюнхене, где на основе этюдов и привезенных коллекций продолжает работать над туркестанскими сюжетами.Почти все туркестанские картины Верещагина написаны в Мюнхене. В окончательном виде Туркестанская серия включала в себя тринадцать картин, восемьдесят один этюд и сто тридцать три рисунка — в таком составе она была показана на первой персональной выставке Верещагина в Лондоне в 1873 году, а затем в 1874 в Петербурге и Москве.
Портрет В.В.Верещагина
Публика особенное внимание обратила на картины «После удачи (Победители)» и «После неудачи (Побежденные)», «У крепостной стены. Пусть войдут» и «У крепостной стены. Вошли»., «Опиумоеды», а также на фотографию с картины, уничтоженной самим художником «Бача со своими поклонниками».
Вся коллекция туркестанских картин была выставлена Верещагиным в Лондоне, в 1873 году, и произвела сильное впечатление.
Портрет В.В.Верещагина
Его творения меняли традиционные представления о картинах, как и то, что полотна Верещагина часто сопровождались надписями на раме, разъясняющими и комментирующими содержание картины. Так, центральная вещь туркестанской серии — «Апофеоз войны» (1871) — наделена текстом: «Посвящается всем великим завоевателям, прошедшим, настоящим и будущим». Это придает картине пафос, выходящий за рамки описания конкретного исторического факта (первоначально картина должна была называться «Апофеоз Тамерлана») и превращающий ее в аллегорическое обвинение войне вообще.
Через год и Петербург увидел эту коллекцию, где она была выставлена бесплатно. Вся коллекция состояла из 121 картины.
Туркестанская серия произвела на современников ошеломляющее впечатление. То, что показал Верещагин, было ново, оригинально, неожиданно: это был целый неведомый мир, представленный замечательно ярко в своей правде и характерности. Изумляли краски и новизна письма, техника, не похожая на технику русских современников, казавшаяся необъяснимой у молодого художника-любителя, всего лишь несколько лет всерьез занимавшегося живописью. Многим из художников (в их числе Перову, Чистякову, поначалу Репину) Туркестанская серия казалась инородной и даже чужеродной в русском искусстве, «цветными заплатками» на его строгих одеждах, но преобладающим стало мнение, выраженное Крамским: Туркестанская серия — блестящий успех новой русской школы, ее безусловное достижение, «высоко поднимающее дух русского человека», заставляющее сердце биться «гордостью, что Верещагин русский, вполне русский»
Однако, его картины вызвали много толков и обвинений в предвзятом и одностороннем раскрытие (истолкование) военной темы . Верещагин снял с выставки и уничтожил три картины из этой замечательной коллекции: «Окружили — преследуют», «Забытый» и «Вошли».
В.В.Верещагин. Опиумоеды
В.В.Верещагин. Представляют трофеи
В.В.Верещагин. После удачи
В.В.Верещагин. Портрет бачи
Художник Верещагин мечтал сделать Туркестанскую серию общественным достоянием и ставил непременным условием приобретение коллекции в ее полном составе. То, что не сделал ни двор, ни государственные учреждения, совершил частный человек — московский собиратель П.М.Третьяков, купивший в 1874 году Туркестанскую серию за девяносто две тысячи рублей серебром и открывший ее для широкой публики сначала в помещении Московского общества любителей художеств, а затем после пристройки новых залов специально для верещагинской серии — у себя в галерее.
В.В.Верещагин. Апофеоз войны. Посвящается всем великим завоевателям, прошедшим, настоящим и будущим.
В 1874 году совет Академии художеств, принял во внимание усердие Верещагина к его художественным трудам и возвел художника в звание профессора. Об этом событии художника уведомили официально; но Верещагин, считая все чины и отличия в искусстве безусловно вредными, отказался от этого звания. Тогда совет Академии художеств определил: «исключить Верещагина из списка членов Академии художеств».
В 1874 году художник уезжает в Индию, где пробыл два года.
В.В.Верещагин. Индиец
В.В.Верещагин. Бания (торговец). Бомбей.
В.В.Верещагин. Агра. Жемчужная мечеть.
В.В.Верещагин. Мавзолей Тадж- Махал близ Агры
В 1876 году поселился в Париже, где принялся писать картины по этюдам, привезенным из Индии.
В 1875 году Верещагин отправился на Дунай; там он состоял при выдающемся русском военачальнике Михаи́ле Дми́триевиче Ско́белеве и генерал-фельдмарше Ио́сифе Влади́мировиче Роме́йко-Гу́рко.
Был ранен, получил рану во время пребывания на миноносце лейтенанта Скрыдлова.
В.В.Верещагин. Смертельно раненый.
Затем присутствовал при Плевненской битве и во время кавалерийского набега на Адрианополь исполнял даже должность начальника штаба.
Он объездил почти всю Болгарию, привез в Париж огромное количество этюдов и работал там над выполнением этих военных картин целые два года.
И в 1879 и 1880 годах он выставлял Индийскую и Болгарскую коллекции в главнейших городах Европы, а в 1883 году в Москве и Петербурге. Индийских картин всего 32, а болгарских — 13.
В.В.Верещагин. Мавзолей Тадж- Махал
В.В.Верещагин. Три главных божества в буддийском монастыре Чингачелинг в Сиккиме
В.В.Верещагин. Перед атакой. Под Плевной
В.В.Верещагин. После атаки. Перевязочный пункт под Плевной
В 1884 году Верещагин отправился в Палестину и Сирию, продолжая писать этюды.
Возвратившись в Европу в 1885 — 88 годах ,он выставлял свои палестинские картины на сюжеты из Нового Завета в Вене, Берлине, Лейпциге и Нью-Йорке.
Верещагин, считал главной задачей своего творчества- борьбу средствами искусства с «ужасным призраком войны». Им была совершена подлинная революция в издавна существовавшем батальном жанре живописи.
Прежде это были:
- торжественные сцены побед,
- триумфы полководцев,
- апофеозы героев;
- мифологизацию геройского подвига, известную романтизацию войны.
Но во второй половине 19 века и сами войны, и взгляд на них изменились — и одним из первых зафиксировал это изменение Верещагин.
Его интересуют :
- трагическая цена победы,
- грязные и бессмысленные подробности войны,
- варварские зверства, преступное безразличие начальства, становящееся причиной гибели сотен людей
- разоблачает миф о войне вообще, а точнее конкретную ложь о тех или иных военных кампаниях, которые он наблюдал своими глазами.
Отсюда многочисленные запреты на его картины. Такой скандальной атмосферой оказались овеяны наиболее сильные и резкие в своей правдивости произведения — «Забытый» (1871), «Панихида по убитым» (1877 — 79), «На Шипке все спокойно!» (1878—79) и другие.
В.В.Верещагин. На Шипке всё спокойно!
В.В.Верещагин. Побежденные. Панихида по павшим воинам.
Василий Васильевич Верещагин известен как литератор. Он получил литературную известность своими путешествиями и воспоминаниями, как например, «Заметки, очерки и воспоминания», «Поездка в Гималаи».
В.В.Верещагин. В Индии. Белоснежные снега Гималаев
В журнале «Художник» Верещагин поместил в 1890 году статью под заглавием «Реализм», в которой выступает жарким защитником реализма в искусстве.
В последние годы жизни художник совершил путешествия на Филиппины, на Кубу; но последней увиденной им страной стала Япония.
В.В.Верещагин. Японка
В.В.Верещагин. Прогулка в лодке
31 марта 1904 года Василий Васильевич погиб при взрыве броненосца «Петропавловск», натолкнувшегося на японскую мину у Порт-Артура, погиб вместе с семьюстами матросами и офицерами и в их числе — адмиралом С.О.Макаровым. Художник разделил судьбу своих героев.
Плакаты Японии. Русско-Японская война