Статьи по теме

22.09.2020

Средневековая живопись

Средневековое искусство охватывает период приблизительно с 1180 по 1420 годы.

Средневековые художники постепенно стали отходить от жестких правил и каноничности романской живописи в сторону реалистичного представления мира, желания создавать эффект объема в картинах.

Господствующим стилем этого времени была готика. Это был переходный период для изобразительного искусства и скульптуры, в течение которого произошли изменения в идеологии и культуре. Готический стиль был главным образом проиллюстрирован архитектурой и скульптурой, а также широко распространенным созданием рукописей с иллюстрациями.

Большая реалистичность скульптурным изображениям придавалась благодаря использованию сложной драпировки в композиционных решениях.

Фигуры людей в готической скульптуре больше не были похожи на кукол, а их позы стали более естественными.

 

Элегантная и утонченная манера живописи развивалась, в основном, благодаря достижениям итальянских мастеров. Их техника характеризовалась использованием плавных линий, сложных контуров тела, мягкого выражения лиц изображаемых людей. Это стремление, в конечном итоге, привело к возникновению искусства эпохи Возрождения.

 

Искусство этого периода, хотя и было разнообразно по стилю, характеризуется несколькими общими тенденциями. В это время большинство художественных работ имело религиозное назначение, поэтому христианское искусство было доминирующим направлением. Многие картины, диптихи, триптихи и скульптуры средневековья разрабатывались для церковных алтарей и с учетом конкретных особенностей храмовых интерьеров.

Важным элементом создания религиозных образов была дополнительная декорация произведений искусства. Элементы полотен могли быть созданы из золота или других драгоценных материалов.

Художественные изменения во время Средневековья были вызваны быстро меняющимися социальными условиями. Развитие торговля привело к тому, что богатые горожане и торговцы могли приобретать себе произведения искусства. К началу XV века многие бюргеры имели коллекции картин.

Городские власти поддерживали изобразительное искусство, поручая известным мастерам создание запрестольных образов для алтарей и церквей.В отличие от художников более позднего времени, мастера Средневековья принадлежали к цеху ремесленников, что определяло анонимность созданных ими произведений искусства. Поэтому история искусства Средневековья сохранила немного имен живописцев, скульпторов и архитекторов эпохи.

Романские художники
Средневековое искусство возникло как часть масштабной программы строительства, организованной властями христианской церкви. Таким образом, большинство романских  художников были скульпторами и другими мастерами, занятыми в строительстве ранних европейских соборов.

1.Гизлебертус (активный в начале 12 века) — французский скульптор, известный своими работами в соборе Святого Лазаря.
2.Годфроид де Клер (c.1100-73) — член школы Мосана, возможно, занимался триптихом Ставело.
3.Николай Верденский (c.1156–1232) — ювелир, отвечал за Храм Трех Королей в Кельне.
4.Мастер Кабестани (работавший в конце 12 века) — анонимный художник, сделавший тимпан в романском стиле, в Кабестани.
5.Мастер Матео (активный во второй половине 12 века) — и спанский скульптор славится своим портиком де ла Глория.
6.Бенедетто Антелами (активный в 1178-1196) — один из лучших итальянских скульпторов до готического художника Николы Пизано.

Готические и до ренессансные художники
Как и в раннюю романскую эпоху, большая часть готического  искусства была связана со строительством соборов. Таким образом, большинство готических художников были скульпторами, художниками по витражам, мозаиками и другими мастерами, занятыми в строительстве. Только в Италии художники фресок и панно смогли продемонстрировать свои истинные способности.

1.Никола Пизано (c.1206-1278) — рассматривается как ключевой основатель итальянской скульптуры.
2.Чимабуэ (Ченни ди Пеппо) (1240-1302) — писал знаменитый фресковый цикл в церкви Святого Франческо в Ассизи.
3.Арнольфо ди Камбио (ок. 1240–1310) -известный готической скульптурой гробниц.
4.Джованни Пизано (ок. 1250-1314) — итальянский скульптор и архитектор; создал мраморный алтарь в Ареццо.
5.Дуччо ди Буонинсенья (c.1255-1319) — ведущий художник из Сиены; написал алтарь маэсты для сиенского собора.


Джотто ди Бондоне (1267-1337) — считается величайшим художником фресок до эпохи Возрождения.
Симоне Мартини (1285-1344) — итальянский готический художник из Сиенской школы.
Жан Пьюсель (c.1290-1334) — французский книжный художник и миниатюрист, известный часами Жанны д’Эврё.
Джованни ди Бальдуччо (ок. 1290–1339) — скульптурная святыня святого мученика в Милане.
Андреа Пизано (1295-1348) — изготовил первый комплект бронзовых дверей для флорентийского баптистерия.
Филиппо Календио (до 1315-1355) — скульптор и художник, ответственный за дворец Дожей 14 века в Венеции.
Амброджо Лоренцетти (активный в 1319-48) — итальянский готический художник, член Сиенской школы.

Пьетро Лоренцетти (работал в 1320-45) — итальянский художник Сиенской школы под влиянием Джотто.
Андре Бонево (c.1335-1400) — официальный скульптор короля Франции Карла V и герцога Жана де Берри.
Клаус Слютер (c.1340-1406) — фламандский скульптор, руководитель дижонской школы.
Мельхиор Брёдерлам (c.1350-1411) — фламандский художник, работающий на Филиппа Смелого, известен Алтарем Дижона.
Лоренцо Монако (1370-1425) — живописец и монах, работающий во Флоренции; интернациональный готический стиль.
Мазолино (1383-1440) — ювелир и художник, сотрудничавший с Масаччо на фресках часовни Бранкаччи.
Братья Лимбург (1390-1416) — фламандские книжные художники, рукописные иллюминации, см. Великолепный часослов герцога Беррийского.

Пизанелло (Антонио Пизано) (c.1394-1455) — художник из Вероны, медалист, портретист, работал в готическом стиле.
Сассетта (Стефано ди Джованни) (c.1395-1450) — международный готический художник, Сиенская школа, известен алтарем Святого Франциска.
Жан Фуке (1420-81) — ведущий французский художник 15 века; придворный художник Карла VII и Людовика XI.

Русские средневековые иконописцы
Восточно-православное христианское искусство сильно зависело от византийских форм, таких как религиозные иконы, обычно выполненные темперой на деревянных панелях. Также использовались фрески и мозаика.

 

Феофан Грек (ок. 1340-1410) — византийский художник, основатель новгородской и московской школ иконописи.

Андрей Рублев (c.1360-1430) — самый известный русский иконописец, особенно прославившийся иконой Святой Троицы.


Дионисий (Дионисий Мудрый) (ок. 1440-1502) — иконописец, известный своими иконами для Иосифо-Волоколамского монастыря.

Живопись, Искусство МХК , , , , , , , , , , ,
About Старикова Юлия