Пётр Михайлович Еропкин родился в 1689 г.
Он принадлежал к старинному, но обедневшему дворянскому роду.
Родоначальником дворян Еропкиных считается Иван Евстафьевич Еропка, потомок князя Ростислава Смоленского.
С раннего детства мальчик отличался большими способностями к наукам и рисованию, но, по обычаям того времени, он был определен на военную службу.
Царь Петр I внимательно присматривался к талантам молодых дворян.
В 1716 г. он повелел отобрать 20 способных молодых людей для отправки на обучение за границу.
В их число попал и Петр Еропкин. Он был направлен в Рим для изучения архитектурного искусства, рисования, философии и итальянского языка.
Вместе с другими пенсионерами Еропкин отплыл в Амстердам, а оттуда в Италию. Первым итальянским городом, который посетил Еропкин, был Ливорно. Там он прожил полгода, обучаясь итальянскому языку, собирая литературу по архитектуре. Затем Еропкин отправился в Рим. Путь его лежал через Венецию и Флоренцию.
Молодого человека поразила красота этих городов, умение итальянских мастеров оформлять центры площадей фонтанами и монументами. Особое восхищение у него вызвала Венеция. В Риме практическими занятиями Еропкина руководил архитектор Себастиан Чиприани.
Будущий зодчий с благоговением изучал великие творения итальянских мастеров, штудировал трактаты Виньолы и Палладио.
Еропкин и его коллега Усов были первыми русскими людьми, получившими архитектурное образование в Италии. Вероятно, кроме Голландии и Италии архитектор побывал и во Франции, так как свободно владел французским языком.
Таким образом, в 1716—1724 годах обучался в Италии.
В 1724 г. Еропкин вернулся в Петербург. Петр I был очень доволен его успехами.
Еропкин был единственным среди русских зодчих, кто с самого начала своей деятельности именным указом царя был удостоен звания архитектора с присвоением чина подполковника.
В январе 1725 г. зодчий получил звание полковника.
После смерти Петра I архитектор отправляется в Москву, где строит три триумфальные арки для коронации нового императора — Петра П. В Москве же произошла его встреча с Артемием Волынским.
Вскоре, помимо дружеских, их отношения стали родственными.
Волынский женился на сестре Еропкина.
При Анне Иоанновне Еропкин становится главным архитектором, без разрешения которого в Петербурге ничего не строилось. Петербург быстро рос, увеличивалось его население, возрастало и значение города в жизни России и Европы. Городская территория нуждалась в рациональной организации, и первые шаги в этом направлении были сделаны в 30-х гг. XVIII века
С 1737 года был главным архитектором «Комиссии о Санкт-Петербургском строении», созданной 10 (21) июля.
Возглавил создание первого русского архитектурно-строительного трактата «Должность архитектурной экспедиции» (1737—1741), перевёл на русский язык отдельные главы трактата «Четыре книги об архитектуре» Андреа Палладио (1737—1740), снабдив их своими комментариями. Все это характеризует зодчего не только как талантливого архитектора, но и как крупного теоретика архитектуры того времени.
Андреа Палладио (1508-1580)
Итальянский архитектор позднего Возрождения. Основоположник палладианства и классицизма. Родился в Падуе, бывшей в то время частью Венецианской республики, в семье мельника. В 1524 году будущий мастер переселился в Виченцу, где несколько лет выполнял тяжелую работу в камнерезных мастерских. В дальнейшем под руководством гуманиста Дж.Триссино Андреа Палладио получил всестороннее гуманистическое и архитектурное образование. Для обмера античных памятников архитектуры Палладио ездил в Верону, Рим, Сплит в Хорватии, город Ним во Франции.
Чертёж из книги I Quattro Libri dell’Architettura, 1570
ВОЛЫ́НСКИЙ Артемий Петрович ([1689 — 27 июня (8 июля) 1740, Петербург) — русский государственный деятель, кабинет-министр императрицы Анны Ивановны (с 1738), противник бироновщины
В 1740 году был построен знаменитый Ледяной дом.
Совместно с Михаилом Земцовым Еропкин составил первый в России архитектурно-строительный трактат «Должность архитектурной экспедиции», в котором были четко расписаны права и обязанности архитекторов.
27 июня 1740 г. на Сытном рынке близ Петропавловской крепости состоялась казнь.
После воцарения на престоле Елизаветы «дело Волынского» было прекращено, доброе имя его членов восстановлено, живые, в том числе помощник П. М. Еропкина Карл Бланк, возвращены из ссылки.
В 1886 году на могиле А. П. Волынского, П. М. Еропкина и А. Ф. Хрущева в ограде Сампсониевского собора на Большом Сампсониевском проспекте был поставлен памятник (архитектор М. А. Шуров, барельеф работыА. М. Опекушина).