Статьи по теме

15.09.2020

Помпеянские фрески (древнеримская стенопись)

Помпеянские фрески — древнеримская стенопись. Это римская настенная живопись,которая представлена в нескольких стилях и была широко распространена в Древнем Риме с III века до н. э. до поздней античности. Никогда до, и никогда после этого в истории человечества настенная живопись не была так распространена. Археологи находили её повсюду — от Британии до Египта, от Паннонии (римская Венгрия) до Марокко, в богатых квартирах и в бедном жилье самых отдалённых провинций Рима.

24 августа 79 года произошло извержение Везувия. Оно было настолько сильным, что полностью уничтожило три города. Помпеи, Геркуланум и Стабии просто исчезли с лица Земли. Многие жители погибли в жестоких мучениях, а их дома оказались погребенными под многометровым слоем камней и вулканического пепла. Жители Помпеи знали, что может быть извержение.

Предвестником трагедии стало сильнейшее землетрясение, которое произошло в 62 году. В городе тогда практически не осталось неповрежденных зданий, некоторые были полностью разрушены. А за день до извержения 79 года была сразу серия подземных толчков. Конечно, жители Помпеи не понимали, что это связано с вулканом. Зато они верили: земля трясется из-за тяжелой поступи гигантов, которые предупреждают, что людям грозит гибель.

Незадолго до извержения температура воды в Неаполитанском заливе резко повысилась, а кое-где дошла до точки кипения. Все ручьи и колодцы на склонах Везувия пересохли. Из недр горы стали доноситься жуткие звуки, напоминающие протяжный стон.

Большинство жителей успели покинуть город. На улицах Помпеи погибла примерно десятая часть населения – около 2 тысяч человек. Остальным, возможно, удалось бежать.

Сначала из кратера поднялся серо-черный столб дыма и пепла. Потом вулкан начал выбрасывать более крупные обломки. Раскаленное облако достигало 33 километров в высоту. Энергия Везувия многократно превосходила ту, что выделилась при атомном взрыве над Хиросимой. Люди в панике метались по улицам, но быстро выбивались из сил, падали и в отчаянии закрывали головы руками.Горячая вода смешивалась с пеплом, и образовавшаяся масса облепляла все, что оказывалось у нее на пути. Начался камнепад. Все это продолжалось 18-20 часов. Вулкан извергал огромное количество камней и шлаков. Дышать было трудно, тяжелая черная пелена висела в воздухе. Люди боролись за свои жизни, пытались спастись от неминуемой гибели, найти безопасные участки. Потом падали без сил, и их быстро засыпало пеплом. Они задыхались и умирали в жестокой агонии. Искаженные лица, открытые в безмолвном крике рты, конвульсивно сжатые руки, сведенные пальцы… Именно так погибло большинство горожан. По некоторым данным, общее количество жертв извержения в Помпеях, Геркулануме и Стабии составляет 16 тысяч человек.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Люди бежали к гавани, рассчитывая покинуть опасную территорию по морю. Во время раскопок на побережье было обнаружено множество останков. Видимо, корабли не смогли или не успели принять всех желающих. А те, кто остались, надеялись отсидеться в глухих погребах или закрытых помещениях. Потом, правда, попытались выйти, но было уже поздно.

 

В итоге, город Помпеи был погребен под вулканическими породами. Нижний слой состоит из камней и небольших кусочков плазмы. Его толщина в среднем составляет 7 метров. Потом идет двухметровый слой пепла. Всего получается около 9 метров, но в некоторых местах толщина завалов была значительно больше. Большинство жителей Помпеи погребены в верхних слоях вулканического пепла. Они пролежали там 2 тысячи лет.
осле 79 года произошло еще несколько извержений. И каждый раз это была страшная трагедия. Так, в 1631 году жертвами вулкана стали примерно 4 тысячи человек. В 1805 году извержение погубило около 26 тысяч человек и разрушило большую часть Неаполя. В 1944 году погибло 27 человек, а потоки лавы уничтожили города Масса и Сан-Себастьяно.

Дождь из пепла, прошедший после извержения Везувия в 79 н. э., сохранил произведения искусства в городах Помпеи и Геркуланум. Работа, которую он проделал, законсервировав предметы, послужила отправным пунктом для множества исследований римской настенной живописи.

Город Помпеи был снова найден в конце XVI века, когда Доменико Ди Трана раскопал городской форум, однако не понял значения своей находки. В начале XVIII века раскопки продолжил принц де Эльбеф. Он также проводил работы в произвольном порядке, не имея представления о том, что рядом находится античный город. Намеченные раскопки продолжил Карл III, король Неаполя и Сицилии. В 1735 году начались работы в Геркулануме, а 10 лет спустя снова были обнаружены Помпеи. Благодаря Жозефу и Каролине Бонапарт, которые по очереди занимали трон Неаполя, раскопки поддерживались и переживали новый подъём. В XIX веке итальянский король Виктор Эммануил II сделал Джузеппе Фиорелли руководителем раскопок. Раскопки впервые были систематизированы: строительный мусор был убран, здания пронумерованы, разделены на кварталы и жилые дома.

 

В 1882 археолог Август Мау разделил настенную живопись Помпей на следующие стили:

1. Инкрустационный (200 — 80 до н. э.)
В инкрустационном стиле (также называемом структуральным) с помощью краски, штукатурки и вырезанных линий имитировалась блоковая кладка. Казалось, что стена состоит из обтёсанных камней, отчётливо были видны стыки между «плитами». Этот приём использовали и в других стилях. Иллюзия объёма создавалась с помощью геометрии и светотени. Инкрустационный стиль следовал общим тенденциям эллинистической архитектуры, о чём говорит наличие плинтуса и карниза. В оформлении карниза также использовалась техника светотени. Примеры можно увидеть в Casa di Sallustio, Casa del Fauno.

Стена в Геркулануме

Роспись в Casa di Sallustio (Помпеи)

Роспись в Геркулануме

стена в Помпеях

2. Архитектурно-перспективный (100 — 15 до н. э.)
Архитектурный стиль является ярким примером эллинистическо-римского искусства. С 80 до 20 г до н. э. фон в виде архитектурных элементов рисовали на гладкой поверхности стены. Благодаря использованию в живописи осевой симметрии, размер помещения зрительно увеличивался. Образец стандартного второго стиля можно увидеть в Доме Августа.

Плинтус окрашивали в темный цвет, а среднюю часть в светлый. Чаще всего использовались темно-красный, темно-зелёный, чёрный и жёлтый цвета. Жёлтый использовали для крупных архитектурных элементов, а синий и зелёный для деталей.

Стиль разделялся на несколько фаз. Примеры позднейших фаз были найдены в Casa dei Grifi[it] и датированы 80 г до н. э. Оформление пока ещё сильно напоминало первый стиль. Стену раскрашивали, имитируя мраморные плиты. Новшество заключалось в изображении на стенах колонн, что создавало иллюзию объёма.

В здании Виллы Мистерий в Помпеях в боковых комнатах найдены фрески, на верхней трети которых изображены здания, находящиеся за стенами Виллы. По большей части храмы.

Хорошо сохранились фрески на Вилле Боскореале. Стены были разделены нарисованными колоннами, в промежутках были изображены пейзажи или храмовые постройки.

В дальнейшем эти новшества продолжают прослеживаться. Стены так же архитектурно разделяются, но на фресках чаще изображают пейзажи и мифологические мотивы, а не здания. В конце концов, иллюзия объёма уходит, остаются только основные средства изображения. К архитектурным элементам, написанным в реалистичном стиле, добавляются фантастические фигуры. Известные примеры находятся в Вилле Фарнизина и aula isiaca.

Помпеи, дом Марка Лукреция Фронтона

Дом Августа

Вилла мистерий

3. Орнаментальный (15 до н. э. — 50 н. э.)
В орнаментальном стиле, исчезает иллюзия объёма в помещениях, которая создавалась использованием перспективы. Основную зону на стенах разделяют горизонтальными и вертикальными линиями, между которыми помещаются картины, в основном на мифологическую тему и пейзажи. Главную роль в оформлении стены играла верхняя часть, которая была украшена орнаментом. Порой ещё можно было найти и архитектурные детали второго стиля, но они становились менее выразительными, впоследствии стиль стал называться орнаментальным. В третьем стиле есть подгруппа, которая отличается частым использованием геометрических узоров, по форме напоминающих канделябр. Переход от второго к третьему стилю ознаменован появлением на стене утонченных линий вместо колонн. «Канделябр» был нарисован объемно, в то время как остальные детали изображались плоско.

Расцвет этого стиля живописи наблюдался с 15 до н. э. до 50 н. э.

Примеры стиля можно найти на вилле Фарнезина в Риме, вилле в Боскотреказе, вилле Империале, в доме Цеи в Помпеях и в вилле Поппеи в Оплонтисе.

Вилла Боскотреказе (мифологический мотив)

Вилла Фарнезина (Рим)

4. Мифологический (50 — 79 н. э.)
В мифологическом стиле выдуманный мир полностью заменяет собой реальный. Преобладают белые, красные и черные поля с традиционными орнаментами. Из второго стиля заимствованы изображения архитектурных элементов, а из первого лепнина. Для мифологического стиля характерно, что разные участки стены ограничиваются полосами утонченного орнамента. Вместе с тем, в оформлении менее значимых помещений мы можем ещё увидеть черты третьего стиля. В дальнейшем определяющим мотивом стали «обои», то есть неоднократно повторяющийся орнаментальный рисунок. Образцы находятся в «Золотом доме» Нерона в Риме, Доме Веттиев и Макеллуме в Помпеях.

 

Классическая роспись (Помпеи, Дом Веттиев)

Помпеи, Дом Веттиев

 Дом с кораблями в Помпеях, район VI, инсула 10, дом 11

Роспись в Геркулануме

Все эти стили использовались для декорирования стен. Переход между стилями был плавный. После того, как произошло извержение Везувия, и Помпеи были погребены под слоем пепла,  в городе сохранились образцы не всех стилей, однако они были представлены в других местах.

Помпеянская живопись была выполнена в смешанной технике фрески и темперы или энкаустики.

Штукатурка на стенах была нанесена в несколько слоев, причём их количество могло варьироваться. В основном, как в раннем, так и позднем периоде, чем богаче был дом — тем больше было слоев. Штукатурили стены и расписывали их сверху вниз. Дорогостоящая живопись дополнительно полировалась.
Несмотря на большое разнообразие деталей, композиции строились по одному и тому же плану.

Стена разделялась на верхнюю часть, среднюю часть и плинтус. Археологические находки предоставляют нам инженерные и письменные доказательства существования единой системы оформления пола, потолка и стен

Вилла мистерий

Обычно плинтус был оформлен просто, одним цветом, но иногда встречалась имитация мрамора и незатейливая растительная живопись. Геометрические фигуры были также очень распространены. В средней части, напротив, упор был сделан на роспись. Стена могла быть украшена роскошными архитектурными элементами или же простыми полями, особенное внимание уделяли росписи центральной части стены, и часто помещали там картину. Очень распространённым приёмом был переход от широких одноцветных участков к узким, украшенным растительным или фантастическим орнаментом и другими образцами декоративной живописи. В верхней части присутствовали небольшие архитектурные элементы. В провинциях верхнюю часть украшали не так обильно.

Потолочной живописи сохранилось намного меньше чем настенной, до нас дошло два основных типа. В общем рисунок был простой, состоящий только из бесконечно повторяющихся кругов или квадратов, а в центр композиции часто помещали какую-либо фигуру.

Дом трагического поэта «cave canem!» (берегись собаки)

Дом хирурга. Находки археологогов

Дом фавна

Дополнительный материал:

  1. Фрески и пепел. Живопись и дизайн в древних Помпеях

https://artchive.ru/publications/3718~Freski_i_pepel_Zhivopis’_i_dizajn_v_drevnikh_Pompejakh

2.  Четыре «стиля» помпейской живописи

https://ulli-u.livejournal.com/71993.html

Живопись, Урок ИЗО , , , , ,
About Старикова Юлия

2 Comments
  1. Фреска IV стиля из Помпей (VI Insula Occidentalis). 55—79 гг. н. э. Выс. 37 см, шир. 38 см. Инв. № 9084. Неаполь, Национальный археологический музей. Фото: И. А. Шурыгин Дан­ный меда­льон, обна­ру­жен­ный в июне 1760 г., отно­сит­ся к чис­лу самых извест­ных фре­сок музея. Это изо­бра­же­ние девуш­ки со сти­лем, кото­рым она каса­ет­ся губ, в пра­вой руке, и четырь­мя воще­ны­ми таб­лич­ка­ми (тет­ра­пти­хом) в левой. Она нахо­дит­ся в состо­я­нии глу­бо­кой задум­чи­во­сти перед тем, как при­сту­пить к пись­му. В дей­ст­ви­тель­но­сти, лицо девуш­ки, кото­рое дол­гое вре­мя счи­та­лось порт­рет­ным, не име­ет отно­ше­ния к извест­ной поэтес­се, а явля­ет­ся типо­ло­ги­че­ским изо­бра­же­ни­ем обра­зо­ван­ной лич­но­сти с высо­ким соци­аль­ным ста­ту­сом. На послед­нее обсто­я­тель­ство ука­зы­ва­ют золотые оже­ре­лье, серь­ги и коль­цо, а так­же золотая сеточ­ка на воло­сах, типич­ные атри­бу­ты моды эпо­хи Неро­на. Подоб­ны­ми меда­льо­на­ми укра­ша­ли залы для встреч — три­кли­нии и таб­лин. На них ред­ко изо­бра­жа­лись реаль­ные лица; в основ­ном, они про­слав­ля­ли жен­ские досто­ин­ства — как мораль­ные, так и физи­че­ские.

Leave a Reply

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *