Статьи по теме

08.09.2012

Петровское барокко

Итальянское барокко отражало расцвет эпохи абсолютизма в XVI-XVIII веках.
Этот стиль в архитектуре отличали:
  • сложные криволинейные формы,
  • динамизм,
  • пышность,
  • причудливость.
       Допетровская архитектура XVII века в России носит название «русское узорочье», воплощенное в основном в храмовой архитектуре и носившее следы византийских традиций Московской Руси. На основе синтеза этих течений возникло «русское барокко»: вначале московское, затем петровское, хотя они значительно отличаются друг от друга,
а вместе — от западноевропейского барокко.

Петровское барокко возникло в результате совместного творчества ряда приглашённых Петром I западноевропейских архитекторов, в основном итальянских и французских.

В то же время первые (в основном деревянные) здания города не несли стилистической нагрузки — шла затяжная Северная война. Строилась крепость, порт, верфь, а вокруг них на скорую руку возникали казармы, дома для офицеров, торговые ряды, слободы.

Отрезок времени, в течение которого преобладало петровское барокко, можно примерно датировать 1703-1740 годами.

Значительное влияние оказывала немецкая и голландская рациональная, но сдержанная в формах архитектура.Поэтому здания петровского барокко отличались от современного ему итальянского и французского барокко.

В этот период в городе строились в основном простые (прямоугольные в плане) и внешне незатейливые здания. Лепнина, колоннады, портики практически не применялись.

Иногда элементы архитектурных ордеров лишь обозначались на фасаде, выделенные белым цветом на интенсивном красном, розовом голубом фоне. Фасады часто снабжались фронтонами, пилястрами, волютами, кровли — шпилями и подчеркивались вертикальные и горизонтальные элементы. Внутренние помещения располагались часто анфиладой. Европейские архитекторы привезли с собой также опыт устройства внутреннего водопровода и смывных туалетов.                                                                                                 мелкая расстекловка

Фортификационная и храмовая архитектура отличались простотой и наивным изяществом (колокольня Петропавловского собора, церковь св. Пантелеймона, Петровские ворота Петропавловской крепости и др.).

Архитекторы той поры — в большинстве иностранцы, приглашенные Петром I. Наиболее известны:

  • Д. Трезини,
  • Ж.-Б. Леблон,
  • Дж. М. Фонтана,
  • А. Шлютер,
  • М. Г. Земцов.

Основными архитектурными объектами, сохранившимися до наших дней, являются

Петропавловский собор

Летний дворец Петра I

 

Меншиковский дворец

Кикины палаты

 

здание Двенадцати коллегий

Александро-Невская лавра (Благовещенская церковь)

Кунсткамера

Дом Троекурова

Итальянский дворец А. Д. Меншикова в Кронштадте 

Большой Петергофский дворец

Дворец Марли в Петергофе

 

Дворец Эрмитаж в Петергофе

Дворец Монплезир в Петергофе

 

Не сохранились Троице-Петровский собор, Церковь рождества Богородицы на Невском проспекте (1733—1737), Подзорный дворец, Дворец Петра I в Кронштадте и др.

 

http://mini-spb.ru/guide/historical_information/architectural_styles/barokko/peter/

Архитектура, Достопримечательности, История СПб
About Старикова Юлия