Blog

18.06.2012

«Оттепель»: духовная жизнь, наука и культура

 

Урок: «Оттепель»: духовная жизнь, наука и культура

УРОК РАЗРАБОТАН учителем высшей категории ГБОУ №24 им. И.А.Крылова БУНЕВОЙ Ириной Анатольевной

Урок: охарактеризовать тенденции в развитии духовной жизни общества в 1953-1964; проанализировать противоречивый характер оттепели в духовной среде.

Планируемые результаты:
Учащиеся узнают о:
— изменении в духовном климате советского общества, ослабление жестоко идеалистического контроля в духовной сфере;
— новых явлениях и событиях в области культуры;
— об отношениях власти и деятелей культуры;
— о новом витке борьбы с религией;
— о повседневной жизни советских людей в период «оттепели»;
— о развитии системы образования в конце 50 — начале 60-х гг.

План.

1. Начало «оттепели»;
2. Новые темы и герои в литературе и кино;
3. Власть и деятели культуры;
4. Шестидесятники. «Физики» и «лирики»;
5. Новый виток борьбы с религией;
6. Изменения в быту;
7. Образование: очередная реформа.

Опорные знания и понятия.
— «оттепель», «шестидесятники», «физики» и «лирики», «деревенская» и «городская» проза, «лейтенантская проза», «самиздат», «тамиздат», «хрущёвка», «реформа образования»
1953 — статья В.М. Померанцева «Об искренности в литературе»;
1954 — повесть И.Г. Эринбурга «Оттепель»;
1955 — выход в свет 1-го номера журнала «Иностранная литература»;
1956 — выставка картин П. Пикассо;
1957 — VI всемирный фестиваль Молодежи и Студентов в Москве;
1958 — 1-ый Международный конкурс им. П.И. Чайковского;
1958 — присуждение Б. Л. Пастернаку Нобелевской премии по литературе;
1958 — реформа образования;
1962 — повесть А.И. Солженицына «Один день Ивана Денисовича».

Имена.
В.М. Померанцев, И.Г. Эринбург, А.Т. Твардовский, Б.А. Пастернак, А.И. Солженицын, Е.А Евтушенко, А.А. Вознесенский, Р.И. Рождественский, Б.А. Ахмадулина, Б.Ж. Окуджава, К.И.Визбор, Ю. Ким, А.А. Галич, Л.Д. Ландау.

Оборудование
Кинофрагменты фильмов «Москва слезам не верит», «Мне 20 лет», диски с песнями бардов, учебник.

Ход урока.
Вступительное слово учителя:
Современник так сказал о своей эпохе: «Мое поколение вступало в жизнь в незабываемое время. Это была эпоха XX съезда — эпоха великих надежд. Я помню полуночную толпу у только что открытого памятника Маяковскому, этот незабываемый, нескончаемый российский спор — о главном. К нам возвращались не только люди и имена — к нам возвращалась вера».
Наша задача — установить, как складывались взаимоотношения между творческой интеллигенцией и властью в 50-60-е гг.? В развитии культуры конца 50 — первой половины 60-х гг. появились 2 противоположные тенденции:
— оживление культурной жизни, «оттепель»;
— стремление не выпустить духовную жизнь общества из-под контроля командно-административной системы.

Дается задание: По ходу урока заполнить таблицу

Противоречивые тенденции в духовной жизни
«Оттепель» «Предел оттепели»

1. Начиналась «оттепель» в 1953-1956 гг., когда критик В.М.Померанцев в статье «Об искренности в литературе», И.Г. Эринбург в романе «Оттепель» и В.Д. Дудинцев в романе «Не хлебом единым» поставили целый ряд возможных вопросов:
— Что следует сказать о прошлом?
— В чем миссия интеллигенции?
— Каковы ее отношения с партией?
— Какова роль писателей или художников в системе, в которой партия через контролируемые ею творческие союзы признавала (или нет, то или иное лицо писателем или художником)?
Как и почему правда уступила место лжи?
В это время происходит оживление в духовной жизни. Многие писатели, артисты, ученые смогли побывать за границей, стали регулярными гастроли за рубежом. Начал работать молодежный театр «Современник».
В литературу вошла целая плеяда самых талантливых поэтов : А. Вознесенский, Б. Окуджава, Е. Евтушенко, Б. Ахмадулина, вернулись из сталинских лагерей Я. Смеляков и Н. Заболоцкий.

2.п.2 изучается самостоятельно, после чего учащиеся отвечают на вопросы:
— Чем вы объясните разделение литературы на городскую, деревенскую и военную?
— Почему сам Н.С. Хрущев одобрял публикации ранних произведений А.И, Солженицына?
— Ев. Евтушенко сказал: » Поэт в России — больше, чем поэт». подтвердите эту точку зрения примерами из текста п.2.

3. Судьбы отечественных деятелей культуры нередко складывались трагически. Обратимся к фрагменту предсмертного письма секретаря ССП А.А. Фадеева (с.128). Он пытается объяснить причины, побудившие его к самоубийству.
Читая п.3, попытайтесь сформулировать, стало ли «легче дышать» творческой интеллигенции, обрела ли она пожизненную свободу творчества? Чем объяснить травлю Пастернака, появление самиздата и тамиздата?
Прокомментируйте высказывания Н.С. Хрущева: «В вопросах искусства я сталинист». (стр. 116).
С 1957 г. регулярно стали проводиться встречи руководства ЦК с деятелями литературы и искусства, где личные вкусы Хрущева приравнивались официальной оценке. Это возмущало интеллигенцию.

4. Кто такие шестидесятники? Все ли поколения, рожденные в 50-х гг., можно так назвать?
(Ставится кинофрагмент — «вечер поэтов в Политехническом музее» из к/ф М. Хуциева «Мне 20 лет»)
Как вы думаете, чем объясняются переполненные залы и балконы? Почему в те года поэтическое слово находило широкий и благодарный отклик?
(Ставится диск с бардовскими песнями. После прослушивания одной из них — по выбору учителя — и краткого объяснения про «физиков» и «лириков» следует объяснение: закономерно ли деление на «физиков» и «лириков»? Что объединяет и тех и других? Чем объяснить растущий интерес к науке и научной фантастике?

5. Читая п.5, подумайте, чем объяснить новый виток борьбы с религией. Почему эта борьба обострилась именно на фоне ускорения научно-технического прогресса и заверений, что к 1980 г. советские люди будут жить при коммунизме?

6. (Ставится кинофрагмент из к/ф «Москва слезам не верит» режиссер В. Меньшов) — где к героиням В. Алентовой и И. Муравьевой приходит мать одного из персонажей («Времена всегда одинаковы! Прежде чем получить, надо заработать. Я пожила своё в коммунальной квартире»). Проблема стояла очень остро, жилья не хватало. Стали ли «хрущёвки» выходом из положения?
(учащиеся рассматривают фотографии на стр. 123, а также фотодокументы и материалы из пособия Ю. Кушнаревой, Т. Черниковой «1960-е годы: иллюзии и разочарования». Москва, Мирос, 1999. с. 33)

7 Реформа образования.
Реформа имела цель — подготовить всех школьников к труду на предприятиях, в колхозах, на учреждениях. Общий лозунг Хрущёва о подготовке всех школьников к труду на предприятиях мало подходил к условиям 50-х годов. По сути дела общеобразовательная средняя школа упразднялась, вводилось принудительное профессиональное образование с крайне ограниченными выборами профессии. На производственное обучение и производительный труд учащихся отводилось до одной трети времени. Итог этой реформы был печальный: ухудшение качества обучения и воспитания.
Проверка таблиц.
Домашнее задание параграф 8. По желанию спросить у своих родных, что они помнят о хрущёвской «оттепели», есть ли воспоминания, фотографии и так далее.
Дополнительная литература.
1. Ю. Кушнарёва, Т. Черникова «1960-е годы: иллюзии и разочарования». Москва, Мирос, 1999.
2. Рыжиков А. В. «Хрущёвская «оттепель» 1953- 1964». Москва. 2002.
3. Н. С. Хрущёв Материалы к биографии. Москва 1989.

Методическая копилка, События
About Старикова Юлия