Blog

06.02.2016

Ордерная система

Архитектурный ордер (лат. ordo — строй, порядок) — тип архитектурной композиции, использующий определенные элементы и подчиняющийся определенной архитектурно-стилевой обработке. Является воплощением стоечно-балочной системы, тектонически состоящей из вертикальных (колонны, пилястры) и горизонтальных (антаблемент) элементов. Появился в Древней Греции.  Термин, был введён теоретиком архитектуры второй половины I века до н. э. Витрувием, автором трактата «Десять книг об архитектуре».

В классической ордерной системе, насчитывается пять ордеров — дорический, ионический, коринфский, возникшие в Древней Греции, а тосканский и композитный сформировались позднее, уже в Древнем Риме. Первым, появился дорический ордер в VI веке до н. э.. Потом, получили распространение другие – ионический и коринфский ордера, начиная с Древней Греции и до самой Римской империи, где их применение приобрело более повсеместный характер.

 ТОСКАНСКИЙ ОРДЕР стоит несколько особняком в ряду других канонических ордеров, созданных на основе античных сооружений. По описанию Витрувия, тосканский ордер имел каменные колонны, перекрытые деревянными архитравами (смотрим картинку), что позволяло значительно увеличить интерколумнии (пролёт между рядом стоящими колоннами). При его формирования, были использованы элементы дорического ордера, в несколько упрощенном виде.
Тосканский ордер наиболее простой и обобщённый по своей структуре, именно по этому, с него и начинаем.

ДОРИЧЕСКИЙ ОРДЕР является наиболее распространенным ордером древнегреческой архитектуры. Его название, также встречается у Витрувия. По сравнению с тосканским, дорический ордер более сложен декоративно.


 

Обратите внимание, что фриз обладает существенными особенностями. Он имеет ряд своеобразных элементов, в виде слегка выступающих прямоугольников. Этот элемент дорического фриза, называется триглифом. Триглифы, располагаются по осям колонн и промежутках между ними.
Фуст дорической колонны, оформлен двадцатью желобками – каннелюрами. В поперечном разрезе, каннелюры образуют вертикальные грани – рёбра каннелюр.
Капитель и база, не существенно отличаются от аналогичных элементов тосканского ордера.

ИОНИЧЕСКИЙ ОРДЕР также сформировался в Греции, в ионийских колониях Малой Азии.
Здесь, фриз часто украшается скульптурным орнаментом или надписями, а архитрав, имеет более сложное троечастное деление. Основные элементы дорической капители, такие как абака и эхин, также составляют основу ионической капители, но полка абаки в ней, как бы вытягивается и заворачивается в спирали – волюты (итал. voluta — завиток, спираль). Спираль волюты, состоит из концентрических витков, подходящих к центру, так называемому глазку в виде маленького, слегка выпуклого кружка. Волюты, расположены только с двух фронтальных сторон колонны, и соединены между собой по боковым сторонам, колоколообразными фигурами, расширяющимися от колонны к завиткам волют.

Фуст колонны оформлен каннелюрами, не схожими с каннелюрами дорической колонны: они отделяются друг от друга полосками поверхности фуста, так называемыми дорожками. Сами каннелюры, более глубокие и в сечении представляют собой полуокружность.


 
КОРИНФСКИЙ ОРДЕР появился в архитектуре античной Греции, позднее других ордеров. В архитектуре использовался крайне редко, и в основном, появлялся в качестве дополнения к основным ордерам, при оформлении интерьеров.

В каноническом коринфском ордере, колонна имеет высоту, равную 20 модулям, т.е она становится ещё более стройной по отношению к остальным.

Структура архитрава такая же, как в ионическом ордере, с добавлением нового элемента в поддерживающей части карниза- полки с модулями в виде кронштейнов.  В карнизе, кронштейны, располагаются непосредственно под слезниковой плитой, поддерживая её.

Для капители коринфского ордера, характерна скульптурность пластической разработки. Форма и размеры лепестков, самые разнообразные. Под абакой, расположен колокол  — остов капители, на котором строится все богатство художественной композиции растительного орнамента капители. Орнамент выражает бурно разрастающуюся поросль аканта. Лист аканта раскрывается наподобие папоротника, раскручиваясь, соединяются в волютообразные завитки, поддерживающие углы абаки.

Фуст колонны имеет 24 каннелюры, по форме схожие с ионическим ордером.


 

Кстати, изображение стилизованных акантовых листьев, является одним из самых распространённых орнаментальных мотивов как античной архитектуры, так и греческой и римской, в частности. Различают более острый по форме, греческий акант – «акант колючий» и с более округлой формой, характерный для римского зодчества – «акант мягкий».

КОМПОЗИТНЫЙ ОРДЕР  в целом, является модификацией коринфского и ионического ордеров. Основные пропорции те же, что и у коринфского ордера. Композитный ордер, является целиком произведением Римской архитектуры, и относится к позднему периоду её развития (в гречес­кой системе отсутствует). Витрувий, не упоминает его как отдельный ордер, и только в 16 в. итальянский архитектор Себастьяно Серлио, разрабатывает для него особые правила построения.
В композитном ордере, можно усмотреть, черты художественного упадка, проявляющегося в излишней сложности и нагромождении форм. Особенно, критика уместна по отношению к капители, представляющей собой синтез нижней части коринфской капители (с двумя рядами листьев), к которой добавлены ионические эйхин и волюты.

И все вместе ) Общий вид разновидности ордеров
(слева направо: тосканский, дорический, ионический, коринфский, композитный)


Итак, оценивая ордер с точки зрения его тектоники, выразительности и художественных качеств, нужно признать, что он, является одним из наиболее примечательных достижений мирового зодчества. Ордер был и остаётся, одним из основных элементов в работе над историческими стилями.

Трудно назвать конструктивно-пространственную систему, которая была бы столь эстетически осмыслена и выявлена в такой же мере, как стоечно-балочная конструкция в ордере. Диапазон композиционных возможностей ордера весьма разнообразен. В тех случаях, когда ордер не является чисто конструктивным элементом, он играет роль закономерной архитектурной декорации, обогащающей пластику здания или интерьера, в нашем случае.

Также, ордер, является прекрасным способом членения архитектурной формы, привносящей в любой объем, ясность и пропорциональность. Эти особенности, объясняют его неизменность на протяжении многих столетий.

В помощь: архитектурный словарь

  http://tehlib.com/arhitektura/arhitekturny-e-ponyatiya/arhitekturny-j-slovar/

  

  http://lenastarkova.com/archives/224

 

Архитектура, Искусство МХК, История СПб , , , ,
About Старикова Юлия