Статьи по теме

22.10.2012

«Образцовые» дома в Петербурге Петра I

Как известно, Санкт-Петербург принадлежит к тому типу городов, которые не росли естественным образом, а строились по плану.

File:Map of Saint-Petersburg in 1720 (Homann).jpg

Генеральный план 1716—1717 годов,Доменико Трезини, 1716

То есть, в начале восемнадцатого века потребовалось возвести очень много строений сразу, причем для разных категорий людей — дворян, военных, ремесленников и т. д.

Задачу осложняла катастрофическая нехватка кирпича в Петербурге (не было кирпичных заводов), царю же хотелось, чтобы новая столица была отстроена по европейскому образцу и, таким образом, отличалась бы от «деревянных» российских городов.

Однако обстоятельства оказались сильнее неукротимой воли Петра, и в первые годы городские постройки были в основном деревянными.

Графа Потемкина тогда и в помине не было, но что-то похожее на «потемкинские деревни» уже появилось: деревянные петербургские дома раскрашивали «под кирпич», чтобы не мытьем, так катаньем обеспечить сходство с европейскими городами.

Домик деревянный, просто раскрашен «подкирпич»

Дома людей знатных отличались от жилья менее обеспеченных жителей в первую очередь размерами, во вторую — некоторыми архитектурными излишествами, например, шпилями, которые также должны были приблизить петербургскую архитектуру к европейской.

 Домик Петра  I. Петр велел раскрасить домик «под кирпич», а крышу — «под черепицу.

Между тем время шло, требования к новым постройкам повышались, и строительное дело постепенно ставилось на поток. Необходимость возведения множества домов сама собой подталкивала к идее строительства по типовым моделям.

Так принцип рациональности победил индивидуальную фантазию. А поскольку деревянные постройки при возгорании полыхали, как свечки, с течением времени стало процветать сооружение так называемых мазанок. Они возводились из того, что было под рукой: сначала собирали деревянный каркас, который затем заполнялся и обмазывался глиной (вот где, наверное, истоки современной технологии строительства «каркасных» домов!). В дальнейшем их также раскрашивали под кирпич, и это было проще, чем создавать «камуфляж» для деревянных строений.

Но главное, пожалуй, что впервые в истории отечественной архитектуры началось строительство «по образцам». Первые «образцовые мазанки» были заложены царем Петром неподалеку от Петропавловской крепости в 1711 году. Они положили начало новой эпохе в строительном деле — эпохе типовых, как назвали бы их сегодня, проектов. Преимущества здесь были налицо: возможность быстро скопировать образцовый проект, быстро выстроить дом, причем более огнестойкий, чем деревянный, и более дешевый, чем кирпичный.

Одноэтажные типовые мазанки, раскрашенные под кирпич, придавали новой столице облик, отличающийся от тогдашних российских городов. Однако подобный способ застройки все задачи решить никак не мог. Из глины многоэтажное здание не возведешь, архитектурное оформление возможно только самое простенькое, да и век мазанок, увы, был недолгим. Вот почему в скором времени на берегах Невы начали одно за другим расти каменные строения, и некоторые из них благополучно дожили до наших дней.

Еще в 1707 году появились палаты А. В. Кикина возле Адмиралтейства — это был первый каменный дом в Петербурге.

Петербург. Кикины палаты

Спустя три года на Петербургской стороне был построен каменный дом канцлера Г. П. Головкина, затем — дворец царевны Натальи Алексеевны, Летний и Зимний дворцы царя Петра, а вскоре появился и настоящий архитектурный шедевр из камня — дворец А. Д. Меншикова на Васильевском острове. Однако настоящий бум каменного строительства в Петербурге начался с известного петровского указа 1714 года о запрещении на время во всей остальной империи строить дома из камня.

Васильевский остров, Меншиковский дворец

Именно в те годы в северную столицу потянулись подводы с обязательным грузом камней, которых так не хватало в краю болот. И в скором времени каменные особняки, дворцы и палаты начали расти, как грибы после дождя. Естественно, это было жилье для самых богатых людей.

Петергоф, дворец Марли

Расслоение по имущественному цензу угадывалось в типе дома: каменный дом — у богатого, мазанка — у жителя победнее, а какая-нибудь деревянная халупа — у самых малообеспеченных. И это уже отдаленно напоминает современную градацию жилья: согласитесь, панельные дома чем-то напоминают мазанки, а кирпичные и кирпично-монолитные — тогдашние каменные строения.

Петергоф, Эрмитаж

Стрельна, Путевой дворец Петра I

В еще большей степени сходство обнаружится, если мы вспомним, какую роль в «типовом» петербургском строительстве сыграл выдающийся архитектор того времени Доменико Трезини.

В первую очередь он известен петербуржцам как создатель Петропавловского собора, здания Двенадцати коллегий и множества других знаменитых строений.

Однако заслуга Трезини еще и в том, что он был автором первых «образцовых» жилых домов. Проект определенной серии предусматривал число этажей — один или два, протяженность фасада вдоль улицы, а также учитывал сословное положение владельца.

 

Возьмем, к примеру, «образцовый дом для подлых» (в те времена это слово еще не имело нынешнего оттенка): как правило, такое строение было одноэтажным, простым в архитектурном отношении, да и внутри оформлялось весьма скромно. Такой дом служил жильем для тех, кто трудился в поте лица.

«Образцовый дом для зажиточных» представлял собой здание, которое могло иметь большую протяженность фасада, а при наличии средств — и надстроенный второй этаж. Обычно он принадлежал зажиточному ремесленнику, владельцу пекарни или, выражаясь современным языком, «представителю среднего класса».

Разумеется, не были обделены вниманием и люди «именитые», правда, здесь таланта Трезини оказалось недостаточно, и к делу был подключен другой выдающийся архитектор — Жан-Батист Леблон. Именно он разработал «образцовые» фасады «домов для именитых»: в этих проектах уже появились архитектурные изыски, украшения, подчеркивающие знатное происхождение владельца.

 

«Образцовые» чертежи дома в печатном виде выдавались заказчику, но имели только рекомендательный характер. Если позволяли средства, можно было проявить фантазию и построить шикарный дом, предварительно согласовав рисунок фасада дома в Канцелярии городовых дел. Материал разрешалось выбрать любой, и, хотя старались возводить в основном каменные здания, строили дома и мазанкового типа, и деревянные. Обязательным было лишь соблюдение этажности и общих размеров постройки, а также правильное расположение на участке.

Только таким образом, — используя принцип серии, «образца», можно было в сравнительно короткие сроки возвести в болотистой дельте Невы тысячи новых строений (к 1725 году в городе их насчитывалось около шести тысяч).

 Васильевский остров, 6 линия , дом 13, дом Троекурова

Васильевский остров, 1 линия , дом 15

Васильевский остров, дома на набережной Лейтенанта Шмидта

 

И если вернуться в век двадцатый, нетрудно обнаружить явное сходство в ситуации.

Еще во времена Н. С. Хрущева возникла необходимость массового строительства жилых домов, в результате чего многие ленинградцы переселились в «хрущевки». Далее разрабатывались другие, более совершенные проекты, пока наше время не узаконило триаду: типовое-комфортное-элитное. Эта классификация, как выясняется, исторически традиционна.

Владимир МИХАЙЛОВ

http://www.gorod.spb.ru/articles/125

Архитектура, Достопримечательности, История СПб
About Старикова Юлия