Морские нагонные наводнения возникают в Санкт-Петербурге в результате сложного взаимодействия метеорологических и гидрологических процессов, происходящих в Балтийском море и Финском заливе. Эти процессы связаны с нарушением равновесия водных масс Балтийского моря и Финского залива при прохождении над ними циклонов и с образованием в Балтийском море так называемой длинной волны, которая из Балтийского моря заходит в Финский залив и, продвигаясь по нему, доходит до дельты Невы. В сочетании с ветровым нагоном, сейшевыми колебаниями воды она вызывает кратковременные, резкие подъемы уровня воды в восточной части Финского залива и дельте Невы.
С 1703 по 2009 г. зарегистрировано 306 наводнений, т.е. подъемов уровня воды в дельте Невы, превышающих уровень Балтийского моря более чем на 1,6 м. Исследования подтвердили возможность наводнения с подъемом уровня воды в дельте Невы до 5,4 м.
Характерные особенности морских нагонных наводнений: внезапность, кратковременность и большая интенсивность подъема и спада уровня воды. Заблаговременность прогнозирования максимального уровня воды в среднем составляет 24 часа.
План С.-Петербурга с указанием местностей, затопляемых при наводнениях
Продолжительность наводнения исчисляется часами и не превышает суток.
Интенсивность подъема и спада уровня воды при наводнениях колеблется от нескольких сантиметров до 1 м в час.
Нагонные наводнения обычно сопровождаются штормовым ветром, порывы которого достигают скорости 30 — 40 м/с, и образованием на акватории залива ветровых волн, обладающих большой разрушительной силой. При зимних наводнениях происходят значительные подвижки льда, на отмелях и берегах образуются торосы высотой до 6 — 8 м.
Во время катастрофических наводнений может быть подвергнуто затоплению до 33% городской территории, на которой сосредоточены жилые и общественные здания, крупные промышленные предприятия, большое количество памятников истории, архитектуры и культуры мирового значения.
Наводнения в Санкт-Петербурге нарушают нормальные условия жизни, причиняют большой ущерб промышленности и хозяйству города. Они создают постоянную угрозу уничтожения материальных ценностей, памятников культуры и представляют опасность для жизни людей.
Предварительный экономический анализ завершения строительства Комплекса защитных сооружений, выполненный в рамках подготовки Технико-экономического обоснования проекта, показал, что в среднем ежегодный ущерб от наводнений до завершения строительства КЗС составлял 69 млн. долл. США.
Чтобы предотвратить постоянную угрозу нагонных наводнений был построен Комплекс защитных сооружений Санкт-Петербурга от наводнений, который в настоящее время введен в эксплуатацию и защищает город от водной стихии.
Комплекс защитных сооружений предназначен для защиты акватории Невской губы и дельтыНевы от сгонно-нагонных явлений, при которых фиксировался подъем воды до 4,2 метра вышеординара.
Полная протяженность защитных сооружений 25,4 км. Комплекс рассчитан на защиту от наводнений высотой до 4,55 метра, верхняя отметка волноотбойной стенки над средним многолетним уровнем воды — 7,5 м.
Комплекс защитных сооружений включает в себя 11 защитных дамб (Д-1 — Д-11), 6 водопропускных сооружений (В-1 — В-6), два судопропускных сооружения (С-1 и С-2) и шестиполосную автомагистраль, проходящую по гребню защитных дамб, с мостами, туннелем и транспортными развязками. Нумерация сооружений идет от Бронки к Горской (с юго-запада на северо-восток). Общая длина дамб — 23,4 км.
Водопропускные сооружения предназначены для минимизации влияния КЗС на гидрологический режим акватории Невской губы и Финского залива. Сооружения В-1 и В-6 имеют по 12 водопропускных пролетов шириной в свету 24 м (наружная ширина 27 м) и глубиной воды на пороге 2,5 м. На сооружении В-3 — 10 водопропускных пролетов шириной 24 м и глубиной дна на пороге 2,5 м. Сооружения В-2, В-4 и В-5 имеют по 10 водопропускных пролетов шириной 24 м и глубиной дна на пороге 5 м. Все водопропускные пролеты оборудованы сегментными затворами массой 280 т каждый.
Судопропускное сооружение С-2 предназначено для пропуска судов с осадкой до 5,5 м.
Представляет собой судоходный пролёт с подъемно-опускным затвором.
Ширина судоходного пролета − 110 м, глубина на пороге −7 м.
Судоходный канал в случае наводнения перекрывается затвором массой 2500 т, находящимся в обычных условиях в бетонном пазу, расположенном ниже дна судоходного канала.
В случае наводнения затвор поднимается до отметки 4,55 м выше среднего уровня воды.
Над С-2 проходит автомобильный мост с насыпями и эстакадой протяженностью 1483 м. Центральный пролет выполнен вертикальноподъёмным, размерами 120 х 30,2 м и массой 2300 т плюс два противовеса по 1140т. Высота моста в наведенном положении — 16 м, в поднятом — 25 м.
http://www.dambaspb.ru/protect