Статьи по теме

12.10.2020

Лукас Кранах Старший и его потомки

Лукас Кранах Старший

Художник родился в городке Кронах в Верхней Франконии (ныне север Баварии) и был одним из четверых детей в семье местного художника Ганса Малера (Мольнера; мать носила девичью фамилию Хюбнер). От рождения он именовался Лукасом Зюндером (Зундером, Зондером), но в дальнейшем стал называть себя Кранахом — в память о родном городе.

Лукас Кранах Христос в терновой венце

После недолгого обучения у своего отца-художника он отправился в Баварию, и затем — в Австрию. В Вене он сблизился с кругом гуманистов. Одна из ранних его работ — диптих «Куспиниан», портрет основателя общества гуманистов — доктора, профессора университета, — и его супруги. Уже в первых работах художник проявил себя дерзким новатором. В композициях использовал яркие краски и дополнял работы выразительными пейзажами.

Лукас Кранах Воскрешение Лазаря

Лукас Кранах Мадонна с младенцем 

Лукас Кранах Изгнание из рая

Лукас Кранах Святое семейство

Образцом этого стиля стал «Отдых на пути в Египет» (1504) – сияющая цветом картина с ювелирно прописанными героями.

Лукас Кранах Отдых на пути в Египет

С 1505 года работал в Виттенберге при дворе курфюрста Саксонского Фридриха Мудрого и его преемниках Иоганне I Твердом и Иоганне Фридрихе Великодушном.

Лукас Кранах  Жертвоприношение Авраама

Лукас Кранах Распятие

 

Лукас Кранах Моисей разводит море

Переезд в Виттенбергский замок налагал  на мастера весьма разнообразные обязанности. Помимо исполнения многочисленных живописных и графических работ сферой его ответственности была разработка проектов оформления дворцовых интерьеров, наблюдение над деятельностью ювелиров и резчиков по дереву, создание праздничного украшения замка по случаю свадеб, рыцарских турниров, охот и других придворных торжеств. Одновременно он должен был исполнять должности советника и даже камердинера.

Лукас Кранах Адам и Ева

Получал от 100 гульденов в год и больше, а для того времени это была внушительная плата за труд. Иными словами, Кранах становится главной фигурой, отвечавшей за эстетическую атмосферу придворной жизни, что потребовало в последующие годы организации большой мастерской, где одновременно трудились не менее 10 ассистентов, помогавших в исполнении многочисленных заказов. Все это заметно изменило его социальный статус.

  Лукас Кранах Спящая Венера 

Лукас Кранах Святая Лукреция

Должность придворного мастера Кранах занимал почти непрерывно на протяжении последующих 47 лет, до 1550 года. Будучи придворным живописцем саксонского курфюрста, мастер высоко вознесся над основной массой мастеров, работавших в разных странах Европы.

Лукас Кранах Мадонна с младенцем и гроздью винограда

Лукас Кранах Мадонна с младенцем и гроздью винограда

Лукас Кранах Мадонна с младенцем и гроздью винограда

Лукас Кранах Мадонна с младенцем и гроздью винограда

Лукас Кранах Мадонна с младенцем под яблоней

Лукас Кранах Мадонна с младенцем 

Официальным подтверждением тому стало получение от курфюрста в 1508 году геральдического диплома на фамильный дворянский герб, основным элементом которого было изображение дракончика с поднятыми крыльями и рубиновым колечком во рту, который скоро стал неизменным товарным знаком кранаховской мастерской.

В том же 1508 году Кранах был направлен в дипломатическую поездку в Нидерланды ко двору Маргариты Австрийской в Мехелене, где представлял своего патрона на церемонии принесения присяги восьмилетнему кронпринцу Карлу — будущему Карлу V — и был допущен к руке императора Максимилиана I. Максимилиан I несколько лет спустя последний раз закажет Кранаху вместе с Дюрером исполнение иллюстраций к его часослову. Часослов — книга, содержащая тексты песнопений и молитв для ежедневных церковных служб (часов) в православной церкви (в старину служила также книгой для чтения при обучении).

Лукас Кранах Портрет бургомистра Вайсенфельса

 

В январе 1508 года в Нюрнберге состоялась свадьба Лукаса Кранаха и Барбары Бренгбир (1485-1540), дочери богатого пивовара и по совместительству бургомистра города Готы.

У Лукаса Кранаха Старшего было пятеро детей. Оба сына, Ганс (1513-1537) и Лукас Младший (1515-1586), а также внук Августин Кранах стали незаурядными художниками.

Лукас Кранах Юдифь с головой Олоферна

Лукас Кранах Старший Принцесса Сибилла Клевская

 

На Ганса Кранаха отец возлагал большие надежды. Но он прожил короткую жизнь.

Родители, сестры и младший брат искренне и горячо оплакивали смерть Ганса и, вполне вероятно, именно это печальное событие явилось поводом для частичного изменения товарного знака мастерской, в котором после 1537 года крылья дракончика всегда стали изображаться сложенными.

Всего через несколько лет Лукасу Кранаху Старшему, занятому исполнением разнообразных заказов, стало тесно в помещениях, которые предоставлялись в Виттенбергском замке. В 1510 году он приобрел большой дом на городской рыночной площади и в устроенной там мастерской успешно занимался живописью, печатал гравюры на металле и ксилографии. Легендарная мастерская, просуществовала целое столетие. Семейный бизнес унаследовал сын, Лукас Кранах Младший, потом внук, Августин Кранах, а после — правнук Лукас III.

В 1512 году художник заметно расширил круг своих деловых интересов: он получил патент на пивоварение и содержание винного погребка. Стремясь минимизировать расходы на создание творческой продукции, в 1520 году Кранах стал владельцем аптеки, что, помимо ее прямого назначения — монопольной торговли лекарствами в Виттенберге, — позволяло заметно удешевлять стоимость красочных минералов, необходимых для живописи и графики.

В 1522-1526 годах совместно с ювелиром Христианом Дюрингом художник содержал собственную типографию, в которой, минуя посредников, он печатал книги и гравюры.

Исполняя разнообразные придворные обязанности, Лукас Кранах вошел в круг самых богатых и уважаемых жителей Виттенберга, стал членом городского Совета и дважды избирался бургомистром. Дом художника считался одним из самых больших и комфортабельных в городе, поэтому здесь в 1523 году он принимал в качестве почетного гостя короля Христиана II Датского. В следующем 1524 году, сопровождая своего патрона на Имперский сейм в Нюрнберге, Кранах встречался там с Альбрехтом Дюрером, который исполнил на память его крошечный портрет на бумаге в технике серебряного штифта (ныне — Байонна, Музей Бонна, инв. № 1520/1540).

В мастерской работало до 10-12 подмастерьев и 3-4 ученика, живописец и его помощники едва справлялись с заказами. Обретя опыт царедворца, художник установил хорошие деловые отношения со сменявшими друг друга курфюрстами и их аристократическим окружением, равно как и с гуманистами из среды профессоров Виттенбергского университета. Кроме того, он входил в ближайшее окружение главных идеологов протестантизма Мартина Лютера и Филиппа Меланхтона, и даже имел с ними родственные связи.

Одновременно Кранах умудрялся пользоваться расположением и исполнять заказы их общего заклятого врага — католического кардинала Альбрехта Бранденбургского — и саксонских курфюрстов из Альбертинской династии, также ревностных католиков. Но особенно тесные многолетние отношения связывали мастера с его последним патроном — курфюрстом Иоганном Фридрихом Великодушным. Когда-то в молодости он был наставником юного курпринца, затем как преданный слуга постоянно находился при курфюрсте на протяжении двух десятков лет. Кранах не только сопровождал Иоганна Фридриха в различных поездках, но и сохранил верность ему, лишенному курфюршества после проигранного в 1547 году императору Карлу V сражения при Мюльберге.

В 1550 году овдовевший художник добровольно отправился к находившемуся в ссылке бывшему патрону в имперские города Аугсбург (там он познакомился с Тицианом) и Инсбрук.

В 1552 году император помиловал Иоганна Фридриха, но заметно урезал в правах, оставив за ним только титул правителя Тюрингии, с перемещением двора в Веймар.

В город Веймар глубоким стариком переселился и Лукас Кранах Старший. Он обосновался в доме на торговой площади, принадлежавшем Христиану Брюку Понтанусу, уважаемому правоведу, занимавшему пост канцлера Саксонии, который еще в 1543 году женился на дочери художника Барбаре Кранах. В возрасте приблизительно 81 года прославленный мастер умер здесь 16 октября 1553 года и был похоронен на веймарском кладбище Св. Иакова. Потомком Лукаса Кранаха Старшего в восьмом поколении по женской линии был великий немецкий поэт и драматург Иоганн Вольфганг фон Гете. О родстве Гете знал — и гордился им.

Галерея работ Лукаса Кранаха http://gallery.artchallenge.ru/ru/111.html

Выполните задание по прочитанному. Заполните таблицу:

 

Живопись, Искусство МХК , , , , , , , ,
About Старикова Юлия

Leave a Reply

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *