Статьи по теме

03.05.2013

Лоренцо Джованни Бернини

 Джованни Лоренцо Бернини родился 7 декабря 1598 года в Неаполе.

Его папа, имеющий известность скульптор Пьетро Бернини, переехал по приглашению папы Павла V из Неаполя в Рим для работы над мраморной группой в одной из ватиканских капелл.  Это случилось в 1605 году

Мальчик, попав в Ватикан, запирался в залах, рисуя с утра до вечера. Лоренцо было 8 лет, когда он сделал набросок головы Святого Петра. Рисунок был настолько идеален, что публика назвала мальчика «вторым Микеланджело».

О его даровании пошли слухи, он попался на глаза самому Павлу V, получил заказ от племянника папы, кардинала Шипионе Боргезе, и поразил всех создав необычные скульптурные произведения «Эней и Анхиз», «Похищение Прозерпины», «Давид», «Аполлон и Дафна» (все — 1619—1625).

В 16 лет он создал скульптуру «Мученичество св. Лаврентия». Увидев эту скульптуру, кардинал Скопион Боргезе решил сделать Джованни своим личным скульптором. Он попросил его построить виллу, где кардинал собирался жить.

С тех пор сменявшиеся на престоле папы передавали Лоренцо  другу как драгоценнейшее наследство.

Папа Григорий XV посвятил его в рыцари, а папа Урбан VIII сделал его своим другом.

Существует такая легенда, что когда кардинал Барберини стал Урбаном VIII, он позвал к себе Бернини и сказал:

«Тебе посчастливилось жить во время папы Барберини, но еще большее счастье, что рыцарь Бернини живет во времена понтифика«.

Он разрешил приходить Бернини в свою резиденцию без предупреждения.

Юный самоучка сумел достичь невероятной динамики масс и линий отражающей эмоциональное усилие персонажей, и без малого иллюзорной вещественности, передав в мраморе нежность девичьей кожи, пушистые волосы Дафны, кору и листья лаврового дерева.

Автопортрет Джованни Лоренцо Бернини

Урбан VIII, задумав украсить Рим церквами и светскими зданиями, скульптурой, фонтанами и садами, поставил Бернини во главе художественной мастерской, где работали видные скульпторы, бронзировщики, лепщики, позолотчики, «архитекторы воды» — гидравлики, строительные рабочие.

Именно ему, Лоренцо, папскому архитектору и скульптору, во многом обязан своим прославленным обликом «Вечный город».  С начала 20-х годов XVII века по его идеям, под его руководством создаются самые знаменитые памятники и формируется манера римского барокко.

Бернини занимался также рисованием и драматургией.

Святого Андрея и Святого Томаса Джан Лоренцо Бернини

Святой Андрей (Эндрю) и Святой Томас. Масло, холст. 59 x 76 см .Лондонская национальная галерея

Портрет молодого человека. 1615

Давид с головой Голиафа Джан Лоренцо Бернини

Давид с головой Голиафа. 1625

Папа Урбан VIII Джан Лоренцо Бернини

Папа Урбан VIII. 1632

  В 1624 году  Бернини был избран для строительства купола церкви святого Петра, спроектированного Микеланджело . Тогда за это задание боролся и другой архитектор — Борромини, который на тот момент был более квалифицированным мастером. Борромини был очень обижен на Бернини, в том числе и на его высокомерное поведение. Борромини был вынужден помогать Бернини в строительстве, но все заслуги были причислены Бернини. Эту обиду Борромини так и не простил Бернини.

Этому монументальному алтарю предстояло символизировать догматы католицизма — идею искупления,  напоминать об отцах церкви, утверждать  папское влияние на католическую церковь.

Высоту балдахина — двадцать девять метров — многие современники Микеланджело считали чрезмерной.  Но мастер угадал точь-в-точь — алтарь виден из дальнего  главного нефа, влечет к себе, растет на глазах. Бронзовые стволы, поддерживающие перекрытия, летят вверх, извиваясь и перекручиваясь,  как  живые существа. Вблизи же он обретет другой размах, идеально соизмеримый с немыслимой высотой купола Микеланджело.

Задуманный великим Буонаротти собор достраивали разные мастера, фасад завершил в начале XVII века Карло Мадерна. Надо было слить все в единую композицию, обратить облегающее пространство в сцену для церемониальных торжеств, а главное —  произвести  на людей незабываемое впечатление.

Алтарь собора святого Петра в Риме

Бернини ещё раз стал достойным «соавтором» Микеланджело в грандиозном ансамбле площади Св Петра (1657—1663) в Риме.

Площадь святого Петра в Риме

Обнеся колоннадой круглую площадь глубиной в двести восемьдесят метров, архитектор загородил прямой тракт к собору, поставив в центре обелиск, а на поперечной оси — два фонтана.

С момента выхода зрителя на овальную площадь, колоннады, по выражению Бернини, «аналогично распростертым объятиям», захватывают зрителя и направляют его движение к доминанте композиции — главному фасаду, откуда сквозь вестибюль и продольные нефы движение продолжается к алтарю.  

Личная жизнь Лоренцо Бернини была бурной и неоднозначной.

Джованни вел совместную жизнь с замужней женщиной Констанцией. Однажды до него дошли слухи, что Констанция изменяет ему с его младшим братом Луиджи, тоже скульптором и математиком. Джованни решил проверить эти слухи и в один день сказал, что уедет через день и в городе его не будет. Вместо этого на следующее утро он подошел к своему дому. Там он и застал Луиджи с Констанцией. Луиджи убежал, но Джованни догнал его и стал избивать. Он схватил металлический прут и ударил им Луиджи, сломав ему два ребра. Их мать успела позвать гвардейцев, которые расцепили дерущихся. Но как выяснялось, Джованни заранее послал в свой дом слугу, которому дал задание изуродовать Констанцию. Пока Джованни и Луиджи дрались, слуга исполосовал лицо спящей Констанции.

Бернини был обвинен в нанесении тяжких телесных повреждений и покушении на убийство. Урбан VIII уладил дело и приговорил Джованни к штрафу, а также заставил его жениться на Катерине Тезио, дочери римского адвоката. Луиджи Бернини за участие в драке был выслан в Болонию, а слуга и Констанция (которую обвинили в прелюбодеянии) были отправлены в тюрьму. Констанция некоторое время просидела в тюрьме и вышла благодаря своему мужу. Луиджи вскоре вернулся в Рим, но был вновь выслан за попытку изнасилования.

В это время Бернини получил новый заказ. Ему было заказано установить две колокольни на церковь Святого Петра. Сперва была идея создать маленькие колокольни, но неопытный Бернини решил сделать башни побольше. Церковь стояла на болотистой почве, и это было очень рискованно. У Бернини не было честных и опытных помощников. Единственным, кто разбирался в подобных постройках, был Борромини, но их отношения были слишком плохими.

В июле 1641 года он представил свою первую башню. Через два месяца появились трещины. Бернини сильно переживал и перестал есть. Трещины увеличивались. В 1644 году умер последний защитник Бернини — Урбан VIII. Новый папа,Иннокентий X, выбрал себе в фавориты Борромини. Было проведено расследование причин ошибки Бернини. Борромини представил все улики против Бернини.  23 февраля 1646 годав Ватикане была собрана комиссия, которая должна была решить судьбу башен Бернини. Папа принял решение уничтожить башни.

Уничтожение заняло 11 месяцев. Видя это, Бернини тяжело переживал. Он стал получать заказы от низких слоев общества. Шанс восстановить доброе имя ему дал знатный кардинал Карнало, который заказал ему скульптуру Святой Терезы. Бернини создает «Экстаз святой Терезы». Работа понравилась кардиналу. Интерес к Бернини вновь вырос. Иннокентий X стал дружить с ним. Бернини стал примерным христианином и всю жизнь прожил спокойно.

В 1665 году Бернини поехал в Париж для работы над проектом фасада Лувра по приглашению Людовика XIV:

«Господин кавалер Бернини, я до того только ценю Ваши заслуги, что испытываю большое вожделение Вас у видеть и больше узнать вашу личность, настолько прославленную, только бы намерение мое совпадало бы с Вашим служением  нашему Святейшему Отцу и с Вашим собственным удобством. »

Бернини предложил фасад с ризалитами, с колоссальным ордером из полуколонн и пилястров на цокольном этаже. Этот впечатляющий план был чем-то словно бы стратегического хода итальянской школы в наметившемся соперничестве двух школ.  Проект Бернини встретил упорную оппозицию в среде французских архитекторов и всех тех, кто был связан с архитектурой по ведомству Кольбера, возглавившего в качестве верховного администратора всю строительную дело государства.  В итоге сложилась такая обстановка, когда   не могли отвергнуть проект итальянца, и  не могли его полностью одобрить. План на практике был «заморожен»  , а Бернини ехал на родину под ливнем наград и комплиментов. Составлением нового проекта занялась нарочно созданная комиссия, куда вошли Лево, Лебрен и Клод Перро

Рим немыслим без созданных Бернини фонтанов. Фонтан Тритона на площади Барберини,  фонтан Мавра на площади Навона фонтан Пчёл, фонтан Четырёх рек —   являются шедеврами мирового искусства.

File:RomaBerniniFontanaTritone.JPG

Фонтан Тритона на площади Барберини в Риме

Фонтан Пчел (Fontana delle Api)

Площадь Навона.  Фонтан Мавр. 

Фонтан Четырех Рек   Фонтан Четырех Рек - увеличено

Фонтан Четырех Рек на площади Навона в Риме. 1648

Папа Григорий XV наградил мастера рыцарским крестом ордена Христа и титулом «кавалера».

Современники включили его в строй «божественных творцов», назвав наследником титанов эпохи Возрождения.

 Лоренцо Бернини так и не получил профессионального архитектурного образования, оставаясь гениальным дилетантом с математическим глазомером и непогрешимым чувством архитектурного пространства.

Проектирование, расчеты, возведение вели помощники, работники мастерской. В их числе были выдающиеся художники, и с одним из них, не уступавшим Бернини талантом. 

Мемуаристы описывают Бернини живым, темпераментным, неоднозначным мастером.

 Его биограф — ученый, флорентийский антиквар и историк искусства Филиппе Бальдинуччи — пишет:

«До семи часов без единой передышки, когда его не отвлекали занятия архитектурой, он до самых последних своих лет просто отдавался работе над мрамором — работа, которую  его молодые помощники перенести не могли; и если другой раз кто-нибудь из них хотел его от этой работы отвлечь, он сопротивлялся говоря: «Оставьте меня, я влюблен!..» Кардиналы же и князья, приходившие, чтобы посмотреть на него за работой,  что бы ни на минуту его не отвлечь, тихо рассаживались по местам и сидели не шелохнувшись, а позже тихонько уходили…»

Гаулли Джованни Баттиста  Портрет Бернини 1665 год

Мастер прожил долгую жизнь. Он умер 12 ноября 1680 года в Риме.

 Скульптуры мастера. 

Аполлон и Дафна. 1622-1625. Мрамор Каррары. 243 см. Галерея Боргезе, Рим

Аполлон и Дафна

Экстаз святой Терезы 1652

Джан Лоренцо Бернини     Экстаз святой Терезы

Давид. 1623. Мрамор. Галерея Боргезе, Рим

ДАВИД работы Бернини    Дэвид Джан Лоренцо Бернини

Алтарь капеллы дель-Сакраменто

Коза Амальтея с младенцем Юпитер и Фавн. 1615

Коза Амальтея с младенцем Юпитер и Фавн Джан Лоренцо Бернини

Вакханалии, Фавн дразнили дети. 1617. Музей Метрополитен

Джан Лоренцо Бернини

Эней и Анхиза. 1618

Эней и Анхиза Джан Лоренцо Бернини

Бюст Камиллы Барберини. 1618

Нептун и Тритон. 1620

Нептун и Тритон Джан Лоренцо Бернини

Похищение Прозерпины. 1621-1622. Мрамор. Галерея Боргезе, Рим

Похищение   Прозерпины Плутоном

Бюст папы Григория XV. 1621

Бюст папы Григория XV Джан Лоренцо Бернини

Портрет Бюст Педро де Фуа Монтойя. 1622

Портрет Бюст Педро де Фуа Монтойя Джан Лоренцо Бернини

Медуза. Капитолийские музеи

Гробница папы Урбана VIII. 1627

Tomb of Pope Urban VIII by Gian Lorenzo Bernini    Джан Лоренцо Бернини

Бюст кардинала Сципиона Боргезе. 1630

Bust of Cardinal Scipione Borghese by Gian Lorenzo Bernini

Святой Лонгинус. 1631

Санкт-Лонгин Джан Лоренцо Бернини

Бюст папы Урбана VIII. 1632

Бюст папы Урбана VIII Джан Лоренцо Бернини

Благотворительность. 1634

Charity by Gian Lorenzo Bernini

Бюст Констанца Bonarelli. 1635

Бюст Констанца Bonarelli Джан Лоренцо Бернини

Бюст кардинал Арман де Ришелье. 1641. Лувр

Бюст кардинал Арман де Ришелье Джан Лоренцо Бернини

Правда. 1645

Истина Джан Лоренцо Бернини

Даниил. 1650

Daniel by Gian Lorenzo Bernini

Трон Святого Петра мрамор, бронза, 1657-1666. Сан-Пьетро (Рим, Италия)

Джан Лоренцо Бернини

Святая Агнесса. 1659

St. Agnes by Gian Lorenzo Bernini

Мемориал Бюст Габриэле Фонсека

Мемориал Бюст Габриэле Фонсека Джан Лоренцо Бернини

Конная статуя короля Людовика XIV. 1669

Блаженная Людовика Албертини. 1671

The Blessed Lodovica Albertoni by Gian Lorenzo Bernini

Гробница папы Александра VII. 1671

Константин Великий

Константин Великий Джан Лоренцо Бернини

Святая Бибиана

Гробница графини Матильды в Тоскане

 

http://www.liveinternet.ru/users/sscorpiona/post182102816/

http://ru.wikipedia.org/

Архитектура, Живопись, Личности, Скульптура , ,
About Старикова Юлия