Статьи по теме

20.09.2012

Летний сад Петра I. Летний сад в XVIII веке

 
Пётр I

Летний сад — самый старый сад Санкт-Петербурга.

Уже весной 1704 года Пётр I пишет боярину Стрешневу указание прислать в Петербург цветы для своей усадьбы.

Он устроил её на берегу Невы, на месте заросшей ельником усадьбы шведского майора Конау.

Пётр сам нарисовал план будущего парка. Сперва он засаживался только однолетними цветами, то есть «летником». Потому и назвали его Летним.

Изначально сад занимал примерно четверть своей современной площади.

Летний сад в 1717 году

 

Вероятно уже в 1704 году для Пётра I на берегу Невы строится и усадебный деревянный дом — будущийЛетний дворец. Его строительство было доверено Ивану Матвеевичу Угрюмову. Он же разбивал здесь цветники, а в 1706 году начал обустраивать в Летнем саду фонтаны (первые в России).

А. Бенуа. Петр 1 на прогулке

18 августа 1710 года архитектор Доменико Трезини начал строительство каменного Летнего дворца.

С его южной стороны был выкопан гаванец, вода подходила вплотную к стенам. То есть здание с трёх сторон омывалось водой, войти в него можно было только с лодки.

Далее вдоль берега Фонтанки размещались двухэтажный дом для слуг (также построенный Трезини). После смерти Петра I в этом доме некоторое время жил его внук Пётр.

За домом прислуги располагалась водовзводная башня, крыша которой была увенчана вызолоченным двухглавым орлом.

В 1714 году на одной линии с Летним дворцом архитектором Г. И. Маттарнови было поставлено три открытых галереи («люстгаузы»). Здесь отдыхали в непогоду.

А. Бенуа. Летний сад при Петре Великом. Открытка

В средней из галерей находилась мраморная статуя богини Венеры. Эту скульптуру подарил Петру I папа Климент XI. По указу царя Венеру охранял часовой, дабы её никто не повредил. Венера стала первым в России публичным изображением обнажённого женского тела.

Венера в Летнем саду

Галереи, так же как и Летний дворец, стояли на самом берегу Невы. Берег был укреплён сваями. Позже он был отодвинут вглубь реки.

 

В 1711-1716 годах для осушения территории был прорыт Лебяжий канал, отделивший Летний сад от Потешного луга (ныне Марсово поле). Примерно по середине Летнего сада от Лебяжьего канала до Фонтанки в 1716 году был прорыт ещё один канал. Территория к северу от него стала Первым, к югу — Вторым Летним садом. В это же время соединили реки Мойку и Фонтанку. С тех пор Летний сад находится на острове. Третьим Летним называлась территория южнее Мойки, включая современный Михайловский сад.

В северо-западном углу Летнего сада, вплотную к Неве и Лебяжьей канавке, находился одноэтажный деревянный Второй Летний дворец. За ним вдоль канавки располагалась баня. В Третьем Летнем саде, на берегу Мойки, были построены деревянный Летний дворец Екатерины и домики её слуг.

В 1718 году по проекту Ж. Б. Леблона неподалёку от Летнего дворца был устроен Птичник. Здесь жили не только птицы (чёрные аисты, орлы, журавли, лебеди, голуби, пеликаны), но и редкие животные (дикобраз, синяя лисица). Рядом с Птичником, там где сейчас находится памятник Крылову, был устроен Дельфиновый каскад. Так называли фонтан, украшенный вазами в виде дельфинов.

Летний дворец Петра I

В первой половине XVIII века в моде были регулярные парки, именно по такому принципу Летний сад и организовывался. По его территории проложили прямые аллеи. Деревья и кустарники аккуратно подстригали в форму куба, шара или пирамиды. Садовыми работами руководил голландец Ян Роозен.

В южной части Летнего сада был вырыт пруд, где стали разводить разные породы рыб. Чаще всего сюда запускали карпов, потому и пруд стал именоваться Карпиевым. Кроме рыб здесь некоторое время жил и ручной тюлень. На территории 1-го Летнего сада был вырыт Овальный пруд.

На территории 2-го Летнего сада архитектором М. Г. Земцовым был устроен Лабиринт — сложная система дорожек, окружённая стенами из кустов. Дорожки к Лабиринту проложили по мосткам. Здесь были оборудованы фонтаны-шутихи, под струи которых часто попадали посетители Летнего сада.

О появлении в Летнем саде нравоучительных скульптур-фонтанов в 1735 году Якоб Штелин написал так:

Шведский садовник Шредер, отделывая прекрасный сад при Летнем дворце, между прочим, сделал две куртины или небольшие парки, окружённые высокими шпалерами, с местами для сидения.
Государь часто приходил смотреть на его работу и, увидевши сии парки, тотчас вздумал сделать в сем увеселительном месте что-нибудь поучительное.
Он приказал позвать садовника и сказал ему: «Я очень доволен твоею работою и изрядными украшениями. Однако, не прогневайся, что я прикажу тебе боковые куртины переделать. Я желал бы, чтобы люди, которые будут гулять здесь в саду, находили в нём что-нибудь поучительное. Как же бы нам это сделать?» — «Я не знаю, как это иначе сделать, — отвечал садовник, — разве ваше величество прикажете разложить по местам книги, прикрывши их от дождя, чтобы гуляющие, садясь, могли их читать».
Государь смеялся сему предложению и сказал: «Ты почти угадал; однако читать книги в публичном саду неловко. Моя выдумка лучше. Я думаю поместить здесь изображения Езоповых басен»… [Цит. по 1, с. 77]

В Летнем саде разместили более шести десятков фонтанов, украшенных скульптурными персонажами басен Эзопа. У входа находилась скульптура самого баснописца. У каждого фонтана находилась табличка, разъясняющая содержание басни.

Первоначально, снабжавший фонтаны водоподъёмный механизм работал на конной тяге. В 1718 году она была заменена первой в России паровой машиной конструкции французского инженера Дезагулье. Вода для этой машины бралась из Безымянного Ерика, который с тех пор и стали именовать Фонтанкой.

Вид реки Фонтанки от Грота и Запасного дворца

В 1721 году по проекту А. Шлютера и Г. Маттарнови на берегу Фонтанки был построен Грот — садовый павильон с колоннами и высоким куполом. Этот павильон был разделён на три помещения, в каждом из которых находился фонтан. При их работе звучала органная музыка. Орган же приводился в действие струями фонтанов. После смерти Петра I сюда из Галереи переместили обнажённую Венеру. Позже она оказалась в Таврическом дворце, а ныне экспонируется в Эрмитаже.

На границе 1-го и 2-го Летнего садов были построены каменные оранжереи. Здесь выращивали южные растения, среди них — тропические молочаи, апельсины, лимоны, тюльпаны и ливанские кедры. Летом эти растения выставляли на аллеи сада.

По по замыслу Петра I Летний сад должен был быть украшен аллегорическими скульптурами. Все скульптуры подбирались на четыре темы: природа мироздания (1), коллизии из «Метаморфоз» Овидия (2), идеальная модель Земного мира (3) и реальное его воплощение (4). Для осуществления данного плана в Италию были посланы специальные агенты: П. Беклемишев, Ю. Кологривов и С. Рагузинский. Ими закупались как античные скульптуры, так и произведения конца XVII — начала XVIII века. Многие скульптуры были изготовлены под заказ. К 1725 году в Летнем саде было установлено более ста бюстов и статуй, к 1736 году их было уже более двухсот.

С 1721 года, когда были закончены основные работы по благоустройству, Летний сад стал царской резиденцией.

В Летнем саде Пётр I не редко устраивал праздники, здесь он проводил знаменитые петровские ассамблеи. Широко известные в России выражения «штрафная» и «пей до дна» начались как раз на этих ассамблеях. Именно тогда опоздавшему стали подносить «штрафной» кубок вина, который он должен был выпить «до дна».

Петровская ассамблея

О начале очередного праздника жителей города оповещали пушечными выстрелами с бастионов Петропавловской крепости. Гости прибывали в Летний сад по Неве, высаживались из лодок на деревянную пристань. За пристанью находились аллея и две площадки. На Дамской площадке устраивались танцы, а на Шкиперской стояли столы с шахматами, шашками, табаком и вином. 

При императрице Анне Иоанновне в Летнем саде устраивали медвежьи, волчьи и кабаньи травли. Животные носились по саду, ломая скульптуру и вытаптывая растения. По окончанию «забавы» трупы животных отдавали в петербургские мясные ряды.

А.Бенуа. Императрица Анна Иоанновна верхом преследует оленя

В.И. Суриков. Императрица Анна Иоанновна в Петергофском Темпле

Именно при Анне Иоанновне появилась традиция прятать на зимнее время скульптуры в деревянные ящики.

С середины XVIII века Летний сад стал местом прогулок избранной публики. С мая 1756 года по указу императрицы Елизаветы Петровны здесь по четвергам и воскресеньям разрешались прогулки прилично одетых посетителей.

При Екатерине II дни для прогулок стали более частыми.

С мая 1773 года в Летнем саде стали гулять воспитанницы Смольного института, их впервые вывезли за пределы учебного заведения. Газета «Санкт-Петербургские ведомости» тогда отмечала, что девушек сопровождала «толпа глазеющих гуляльщиков», которые вели с девицами беседы о «разных материях» и отмечали их «благородную незастенчивость».

Левицкий Д.Г.Портреты Смолянок.

В 1760-х годах по проекту Ю. М. Фельтена обустраивали Дворцовую набережную. Со стороны проезжей части в 1771-1784 годах у Летнего сада соорудили ограду (проект Ю. М. Фельтена и П. Е. Егорова), которая стала одним из символов Санкт-Петербурга.

Для ограды использовали 36 «столбов дикого морского камня», добытого в Финляндии. Столбы превращались в колонны каменотёсами села Путилова Шлиссельбургского уезда, а решётка изготавливалась тульскими мастерами.

Существует легенда, которая рассказывает об одном англичанине. Он был очень богат, много слышал про Санкт-Петербург, и однажды на склоне лет решил обязательно его посетить. В одну из белых ночей его яхта доплыла до Санкт-Петербурга, остановилась у Летнего сада. Посмотрев на ограду, англичанин решил вообще не сходить на берег, так как по его словам ничего более прекрасного он уже увидеть всёравно не может. Через некоторое время яхта взяла обратный курс.

Архитектура, Достопримечательности, История СПб
About Старикова Юлия