Статьи по теме

07.02.2018

Летний дворец Петра Первого в Летнем саду

Адрес: Летний сад
Архитекторы, годы постройки: Доменико Трезини, 1710-1714

До 1703 года здесь, близ Невы и Фонтанки, находилась усадьба шведского офицера Конау. Сразу после основания Санкт-Петербурга на этом месте расположилась летняя резиденция Петра I, которую стали называть Летним садом. По версии историка К. В. Малиновского дом Конау был перенесён ближе к Неве для его переустройства под летнюю резиденцию царя.


С осени 1706 по весну 1707 года этим занимался чертёжник артиллерийского приказа Иван Матвеевич Угрюмов. Смерть Угрюмова в 1707 году затормозила работы, что подтверждает доклад Кикина Петру I в феврале 1708 года: «В доме вашего величества делают ныне хоромы, которые велено перенести, и в предбудущем месяце будут готовы«.

12 марта Кикин снова писал царю: «В доме вашем хоромы, которые перенесены в неделю хотя не все, однако поварня и другие будут готовы»
Рядом с Летним домом Петра I к тому времени уже был прорыт небольшой гаванец.

Га́ванцем Петра I именовали ковшеобразную гавань у мыса (стрелки), образуемого Невой и Фонтанкой, так что узкая часть гавани впадала в Фонтанку. Он был построен мастером Иваном Матвеевым в начале работ по разбивке Летнего сада около 1704 года и использовался для подхода к саду на мелких судах. Известно, что в 1705 году Пётр I приказал углубить гавань везде на 8 футов и обложить стены её каменными плитами. По мнению ряда исследователей это было первое каменное мощение набережной Санкт-Петербурга. Именно Угрюмову было поручено заниматься его углублением.Таким образом, вода окружила здание с трёх сторон и подходила к самому крыльцу. 

Гаванец был облицован известняковыми блоками, которые быстро обветшали и пришли в негодность. Если это сооружение в 1777 году было засыпано, то построенную одновременно с гаванцем набережную Невы у Зимнего дворца со временем реконструировали, заменив известняк на более стойкий гранит.

В январе 1711 года Пётр I распорядился перенести деревянное здание в другое место «близ Калинкина моста». На освободившейся площадке в мае начали сооружать фундамент для каменного Летнего дворца Петра I. Этот дом был построен на голландский манер, как любил Пётр I. Царь лично составил проект здания, после чего его скорректировал архитектор Доменико Трезини. Он стал одним из первых каменных жилых зданий Петербурга, наравне с Меншиковским дворцом, домом Головкина. Строительство Летнего дворца Петра I велось четыре года.

Пётр I жил в этом доме только с мая по октябрь. Потому дворец именуется Летним, имеет достаточно тонкие стены.  Дворец невелик и прост по планировке: его размеры 25х15,9 м, высота до крыши — 8,1 м. Во дворце всего 14 комнат, две поварни, два внутренних коридора, высота комнат — 3,3 м. Планировка обоих этажей одинаковая. Мебельное убранство Летнего дворца почти не сохранилось.
В первом этаже Летнего дворца находились покои Петра, во втором — его жены Екатерины и детей. На первом этаже находилась приёмная царя. Здесь он принимал письменные просьбы и устные жалобы. Рядом с приёмной был обустроен карцер, куда Пётр лично запихивал провинившихся и потом сам же выпускал их. Из первой приёмной можно было попасть в большую комнату — вторую приемную»Ассамблею«. Она украшена плафоном «Триумф России» (Г. Гзелль, 1719). Между окнами стоит «Адмиралтейское кресло» Петра I, ранее стоявшее в Адмиралтейской коллегии. На стенах портреты Петра и его сподвижников — Б.П.Шереметева, Ф.М.Апраксина, А.Д.Меншикова и др. За Второй приемной — узкая комната, где находилась одежда Петра.

Далее — кабинет. Интерьер кабинета украшают: изразцовая панель с изображением жанровых сценок, пейзажей, кораблей, изразцовая печь. Живописный плафон работы начала XVIII в. аллегорически изображает победу России над Швецией в Северной войне. В комнате представлены несколько вещей Петра I: корабельные часы с компасом, дубовый шкаф с резьбой, модель галеры, рабочее кресло. В кабинете Петр проводил, по-видимому, немного времени. Петр вставал в пятом часу утра, потом секретарь читал ему дела. После завтрака, в шесть часов Петр отправлялся на строительные работы, в Сенат или в Адмиралтейство. После обеда, в четыре часа, он работал, читал голландские газеты, много времени проводил в токарной мастерской. Вечером Петр отдыхал — ездил на ассамблеи или веселился дома.


Смежная с кабинетом комната — спальня. На плафоне здесь изображен бог сна Морфей с маковыми головками в руках и спящие амуры. В спальне находится реставрированная в 1953 г. кровать с балдахином. В большом камине (частично переделанном в XIX в.), по преданию, прятался шут Балакирев.

Следующая, угловая комната — Токарная (Кофейная). Токарная служила механической мастерской. Петр знал 14 ремесел, и это была его любимая комната. Здесь он не только увлеченно работал на станках, но и принимал сановников, решал государственные дела. Вход в Токарную был строго ограничен. В современном музее в этой комнате представлены станки, изделия, выточенные Петром из дерева и кости, одежда Петра I.


К Токарной примыкает столовая. Плафон в этой комнате прославляет деятельность Петра: перед его портретом изображена коленопреклоненная женщина, символизирующая Россию.

В глубине комнаты — окно в Поварню (кухню), через которое подавалась еда. Поварня сохранила облик начала XVIII в. Стены комнаты облицованы изразцами, над очагом устроен навес, в мраморной раковине мыли посуду. Вода подавалась насосами.

На втором этаже находилась приёмная императрицы Екатерины, тронный зал и кухня с печью, в которой Екатерина I пекла своему супругу пироги. Здесь особенно интересен Зеленый кабинет, сохранивший первоначальный облик. Кабинет украшен позолоченными пилястами, резьбой по дереву, овальными медальонами с изображениями четырех частей света. В углу — камин со скульптурными изображениями амуров. В нишах стен — три шкафа, застекленные маленькими стеклами. Здесь представлены экспонаты из коллекции Кунсткамеры.


Первая система канализации в Санкт-Петербурге появилась именно в Летнем дворце. Вода подавалась в дом насосами, уходила в Фонтанку. Работе проточной канализации способствовало то, что здание с трёх сторон омывалось водой, движущей силой было течение Фонтанки. После наводнения 1777 года Гаванец был засыпан, система канализации действовать перестала.

Подсобных помещений, кроме поварен, в Летнем дворце не было. Для них вдоль Фонтанки было построено другое здание, известное как «Людские покои«. Именно в этих помещениях находились знаменитый Янтарный кабинет, анатомическая коллекция Рюйша, библиотека Петра I. Летний дворец с людскими покоями соединяла специальная галерея.

Летний дворец служил местом приёма Петром I посетителей с их письменными просьбами. Здесь же проводились государственные совещания министров под руководством императора. После одного из таких совещаний в вестибюле Летнего дворца было совершено покушение на Петра I одним из раскольников. После этого его единоверцам было повелено носить на одежде лоскут из красно-жёлтой ткани, дабы отличать их от других людей.

Фасад здания украшен 28 барельефами  работы архитектора Андреаса Шлютера, на которых изображены события Северной войны.

Андреас Шлютер приехал в Россию в 1713 году и жил в Летнем дворце ещё до окончания его строительства.

Над дверью — фигура Минервы (богиня мудрости) в окружении победных знамён и военных трофеев.

Барельефы посвящены преимущественно мифологическим сюжетам и в аллегорической форме отражают события царствования Петра I, прославляют победу России в Северной войне и возвращениии России северных морей. В большинстве барельефов фоном служит море с изображениями петровских галер. Многие мифологические сюжеты у современником Петра ассоциировались с конкретными историческими событиями.

Южный фасад:

Крайний слева барельеф изображает похищение богом подземного царства Плутоном Прозерпины — богини плодородия (1ю). Колесницу с героями сюжета кони уносят в Таратар. Парящий амур символизирует любовь Плутона к богине. Барельеф (2ю): Аталанта и Гиппомен. Аталанта обещала стать женой того, кто победит ее в беге, Гиппомен на бегу трижды бросал золотые яблоки, и Аталанта трижды останавливалась, чтобы подобрать их. Барельеф (3ю): Бой Персея с Медузой. Герой уже занес меч над поверженным чудовищем. На помощь спешит богиня Афина. Барельеф (4ю): Юпитер. Царь богов Юпитер с орлом и громовидными стрелами, у его ног богиня в короне. Правее главного входа Барельеф (5ю): Посейдон и Афродита. На колеснице-раковине, впряженной в тройку морских коней, бог морей Посейдон и его супруга Афродита. Барельеф (6ю): Диана. Богиня охоты Диана с собаками на берегу моря. Крайний справа Барельеф (7ю): Венера и Адонис. Венера удерживает своего возлюбленного Адониса, который отправляется на смертельную охоту.

Восточный фасад:
Барельеф (1в): Спящий мальчик на дельфине. Барельеф (2в): Мальчик (Амур?), ухватившись двумя руками за бороду морского козерога, несется по волнам. Барельеф (3в): Улыбающийся мальчик (Амур?) на дельфине мичтся по морю. Барельеф (4в): Амур верхом на морском коньке. Барельеф (5в): Европа с быками. Сцена, предшествующая похощению Европы Юпитером. Барельеф (6в): Актеон и Диана. Юноша Актеон, превращаемый богиней Дианой в оленя, спасается от своих собак.

Западный фасад (обращенный в сторону сада)
Барельеф (1з): Диана с нимфами. Богиня охоты Афродита купается со своими подругами-нимфами. Актеон, наблюдавший за ними, превращен разгневанной богиней в оленя. Барельеф (2з): Арион с лирой плывет по морю на своем спасителе-дельфине. Барельеф (3з): Бог Аполлон преследует нимфу Дафну, спасаясь, она превращается в дерево. На заднем плане видны парусные галеры петровских времен. Барельеф (4з): Богиня Венера, рожденная из пены морской, окруженная своей свитой — тритонами и нереидами. Барельеф (5з): Похищение царевны Европы богом Юпитером, принявшем облик быка, купидоны олицетворяют любовь. Барельеф (6з): Персей и Андромеда. На крылатом Пегасе Персей спешит спасти прикованную Андромеду от дракона. Адромеда в начале XVIII в. символизировала русскую землю, захваченную шведами, Персей — Петра-освободителя.

Северный фасад (обращенный к Неве)
Барельеф (1с): Амур в схватке с морским чудовищем. Барельеф (2с): Амур, играющий со львом. Барельеф (3с): Амур с мечом и шлемом шествует по волнам с морским слоном. Барельеф (4с): Бог природы Пан у куста камыша, в который превратилась преследуемая им нимфа, два купидона смеются на Паном. Барельеф (5с): Юпитер обрушивает стрелы молний на морских чудовищ. Барельеф (6с): Латона и ликийские крестьяне. Крестьяне, не давшие напиться воды Латоне, Аполлону и Диане, были превращены в лягушек. Барельеф (7с): Венера, рожденная из пены морской, плывет по морю, сопровождаемая Амуром. Барельеф (8с) Богиня Афина на облаке спускается к морю, где ее встречает сирена. Барельеф (9с): Нереида (морское божество) на морском коне.
Со всей достоверностью раскрыть аллегорический смысл каждого из барельефов сложно, но в той или иной степени все барельефы символизируют победу в Северной войне.
На крыше Летнего дворца в 1714 году был укреплён флюгер, показывающий не только направление ветра, но и его силу. Флюгер механически был связан с устройством, которое показывал эти параметры на своеобразном табло внутри здания. Этот прибор был заказан Петром I в Дрездене у придворного механика. Флюгер украшала позолоченная фигура Георгия Победоносца.


После смерти Петра I, в недолгие годы царствования Екатерины I, в Летнем дворце часто заседал Верховный тайный совет — фактически высшая власть в стране, поскольку указ об учреждении этого органа гласил: «Никаким указам прежде не выходить, пока они в тайном совете не обсуждены».

Последующие сведения о Летнем дворце скудны. Летом 1728 г. в нем велись ремонтные работы (видимо, не только косметические, т.к. кроме белил и охры ко дворцу доставлялись кирпичи и черепица).

В 1740-х гг., после постройки растреллиевского Третьего Летнего дворца, Летний дворец Петра I был запущен, во дворце жили белошвейки и прачки, обслуживавшие царский двор  В 1751 г., очевидец писал, «над большими покоями, в верхних аппартаментах, где и ныне живут белошвейки… потолки провалились».

Затем дворец стали приспосабливать для нужд чиновников. Соответствующие ремонтные работы вносили изменения в облик исторического здания. В 1753 г. в покои дворца вселился адмирал Голицын.

В 1815 году здесь жил военный министр князь Горчаков, в следующем году — министр юстиции князь Лобанов-Ростовский, в 1822 — военный генерал, губернатор граф Милорадович, после него — министр финансов Канкрин.  Да и значительно позже, в начале XIX в., Летний дворец использовался как дача петербургских сановников.

Наводнение 1824 г.  Летний дворец затопило до середины окон первого этажа. Это нанесло зданию значительные повреждения, которые однако же были «исправлены с соблюдением прежнего вида». Об этом событии напоминает старинная бронзовая доска, демонстрирующая уровень подъёма воды.

К 1934 г. Летний дворец был отреставрирован, в нем открылся музей, посвященный Петру I.

Во время Великой Отечественной войны воздушная волна от взрыва сорвала несколько оконных рам. Музейные экспонаты к тому времени уже были вывезены, на месте оставались только большой стол из Зеленого кабинета и медный бак из Поварни.

В ходе ремонтно-реставрационных работ 1961-1964 гг. были восстановлены барельефы на фасадах дворца, воссоздана мелкая расстекловка окон, расчищены и реставрированы плафоны и другая живопись в комнатах дворца.

В начале  XXI века проведена новая реставрация Летнего дворца в Летнем саду.

 

 

 

 

http://www.citywalls.ru/house15389.html?s=ql2ktt77sul4gbpq3mgiaabju6

Uncategorized, Архитектура, Достопримечательности, Исторические объекты, История, История СПб , , , , , ,
About Старикова Юлия