Статьи по теме

26.04.2020

Конструктивизм — новаторский подход к строительству

Конструктивизм — новое направление в изобразительном искусстве, архитектуре, фотографии и декоративно-прикладном искусстве, зародившееся в начале 1930-х годов в СССР. Это течение является одним из направлений нового авангардного пролетарского искусства.

Действительно, конструктивизм принято считать советским явлением, возникшим после Октябрьской революции в качестве одного из направлений нового, авангардного, пролетарского искусства, хотя, как и любое явление в искусстве, он не может быть ограничен рамками одной страны.

Так, провозвестником этого направления в архитектуре можно рассматривать, например, такие сооружения как Эйфелева башня, которая использовала принцип открытой каркасной структуры и демонстрировала конструктивные элементы во внешних архитектурных формах. Этот принцип обнаружения конструктивных элементов стал одним из важнейших приемов архитектуры XX века и был положен в основу как интернационального стиля, так и конструктивизма.

Как писал Владимир Маяковский в своём очерке о французской живописи: «Впервые не из Франции, а из России прилетело новое слово искусства — конструктивизм…»

  Владимир Серов. В.И. Ленин провозглашает советскую власть. 1947

После Октябрьской револю ции 1917 года в архитектурной жизни Петербурга начался новый этап. Советская власть ликвидировала частную собственность сначала на землю, а затем и на недвижимость. Таким образом, архитектура  стала составной частью народного хозяйства страны и целиком и полностью перешла в ведение государства.

Советское государство монополизировало архитектуру и строительство во всех направлениях. Оно определяло цели и задачи этой отрасли народного хозяйства, регулировало архитектурно-строительную деятельность  как целых объединений, так и отдельных авторов, давало оценку их творчеству. С одной стороны советская страна нуждаясь в огромном количестве новых зданий обеспечивала архитекторов долгосрочной работой, а с другой стороны тотальный контроль и критика привели к безликости проектов.

По — прежнему действовал закон Витрувия: польза+ прочность+ красота. Но теперь , во главу угла ставили ПОЛЬЗУ(функциональность). В условиях непрекращающегося поиска новых форм, подразумевавшего забвение всего «старого», новаторы провозглашали отказ от «искусства ради искусства». Отныне искусство должно было служить производству, а производство — народу.

Архитекторы молодой советской страны рассматривали город  как единый архитектурно -планировочный организм.  Советский конструктивизм в 20-х годах предполагал разработку не просто конкретного здания или сооружения, разрабатывались универсальные кварталы, улицы и принципы их сочетания.

Архитекторы стремились ликвидировать контраст между роскошным и респектабельным архитектурным центром Петербурга и трущобными рабочими окраинами. Советские конструктивисты, ставшие прародителями стиля, направляли свои усилия на решение двух задач – проектирование образцового социалистического города и создание многоквартирных домов-коммун для рабочих.  Причём, в ведение архитекторов стали входить не только жилые постройки, но и универмаги, рабочие клубы, типографии, санатории, заводы, фабрики, электростанции и прочее.

Конструктивисты видели своей задачей увеличение роли архитектуры в жизни, и способствовать этому должны были:

  •  отрицание исторической преемственности,
  • отказ от декоративных элементов классических стилей,
  • использование функциональной схемы как основы пространственной композиции.
  • искали выразительность не в декоре, а в динамике простых конструкций, вертикалей и горизонталей строения, свободе плана здания

 

Характерные особенности конструктивизма:

  • строгость,
  • лаконичность форм,
  • отлично читающаяся геометрия во внешнем облике здания,
  • типичны также плоские крыши,
  • удлиненные окна,
  • массивные опоры-столбы,
  • наиболее распространенные цвета конструктивизма: светло-серый, грифельный, белый, бежевый, темно-красный, красно-коричневый
  • «ленточное» остекленение
  • использование бутового камня
  • использование бетона и металлоконструкций

Архитекторы поделились н новаторов и традиционалистов. Центром новаторских (авангардных) изысканий стала Москва. В Петербурге-Петрограде консерватизм и традиции застройки сдерживали от резкого проявления авангарда. А ведь часть творческих людей принял революцию хотели через архитектуру показать полный отказ от прошлого. Они считали, что новая страна долна отстроить всё  с нуля, уничтожая постройки предыдущих поколений. «Взорвать, разрушить,стереть с лица земли старые художественные формы —  как не мечтать об этом новому пролетарскому художнику писал в то время искусствовед Н.Н. Пунин. И ведь взрывали…..

На месте прежних построек возводились новаторские проекты. Многие из них так и не были осуществлены, но многие стали приметой времени. Бетон и стекло – главные «стихии», из которых вышло большинство всех зданий в духе конструктивизма. Уже позже примкнули к ним металл, пластик и другое современное сырье.

Масштаб проектов поражал! Архитектура авангарда на много десятилетий опередила свое время.

Художники-конструктивисты увлекались трансформирующимися элементами оборудования.

Они проектировали различные складные, трансформирующиеся и многофункциональные изделия — свертываемые торговые лотки-киоски, разборное оборудование выставочных помещений, комбинированные столы-диваны, трансформируемые кресла-кровати для транспорта (самолёта, автобуса), стандартную разборную и складную мебель для кинотеатров и клубов, шкаф-стол, откидную кровать, разборную автобусную остановку, откидные полки, раздвижные шкафы, развертываемую кинопередвижку, трансформирующееся оборудование клубных, торговых и других помещений.
Проекты такого трансформируемого оборудования делали А. Ган, А. Лавинский, Е. Семенова и др. Однако наибольший вклад в разработку приемов «конструирования» такого оборудования внес А. Родченко; он внедрял эти приемы на руководимом им металлообрабатывающем факультете ВХУТЕМАСа.

В современной России осознание ценности этого наследия не пришло и через 80 лет.

Конструктивизм сегодня приходится защищать от варварских реконструкций и сносов, в то время как во всем мире он давно признан важнейшим вкладом в мировую культуру ХХ века. Звезды мировой архитектуры: Заха Хадид, Рем Колхас, Питер Айзенман — с 1970–80-х годов говорили о безусловном влиянии советского авангарда на их творчество.

Сменилось по крайней мере три поколения архитекторов, для которых конструктивизм — азбука современной архитектуры, а проекты Леонидова, Гинзбурга, Мельникова, братьев Весниных, Гегелло, Фомина, Никольского, Троцкого,Чернихова — интернациональное наследие, вдохновляющее по сей день своей свободой и бесстрашием.

Конечно же, далеко не всем было по нраву подобное течение в архитектуре и искусстве. Даже в то время как конструктивизм и новаторские течения господствовали, им противостояли «консерваторы», которые пытались вернуть себе право использовать в проектировании классические традиционные формы, продиктованные великолепными постройками античной Греции и Рима. Стойкими поборниками функционального метода были ленинградский архитектор и историк архитектуры Иван Фомин и ярый поклонник эпохи Ренессанса –  московский архитектор Иван Жолтовский.

С изменением ситуации в стране изменились и взгляды на искусство. После того как новаторские и авангардные течения подверглись критике, в конце концов они пали жертвами противостояния и оказались под запретом, как буржуазные.

Конструктивизм сменили пышные формы тотального барокко и надменный сталинский неоклассицизм. Теперь в СССР боролись с «прямыми углами», с «буржуазным формализмом», со всем, что до этого так восхвалялось конструктивистами. Дворцы же и избыточность в стиле Людовика XIV стали отвечать требованиям и желаниям пролетариата.

Многие конструктивисты, не желающие отказываться от своих суждений, оказались в немилости, до конца дней влачили жалкое существование. А некоторые, такие как Илья Голосов, сумели найти себя и в новой структуре,  создали и воплотили в жизнь интересный проекты. Веснины тоже принимали участие в развитии творческой жизни СССР, но сила былого авторитета была утрачена.

Переход от конструктивизма к сталинскому ампиру называют постконструктивизмом.

Период этого течения ограничивается политикой руководства и охватывает примерно 1932 –  1941-е года. Большое количество знаковых сооружений, построенных в стилистике конструктивизма, были перепроектированы и дополнены декоративными элементами.

Дополнительные материалы:

  • https://www.topdom.info/article/catarticle1/articlenews440.php
  • http://constructivism.tilda.ws/
  • https://trendsdesign.ru/interiorstyles/contemporary/konstruktivizm/unikalnoe-techenie-russkogo-avangarda.html
  • https://arzamas.academy/mag/325-construct

 

 

Uncategorized, Архитектура, Достопримечательности, Исторические объекты, История, История СПб , , , , ,
About Старикова Юлия