Статьи по теме

04.04.2020

Итальянское Возрождение

Итальянское Возрождение поражает своей прогрессивностью и красотой, оно оказало огромное влияние на мировую культуру.

Это эпоха изобретений и новшеств, эпоха да Винчи, Коперника, Гутенберга. Именно в этот период безвестные мастера, ремесленники, строители становятся знаменитыми художниками и архитекторами.

В истории архитектуры Возрождения обычно выделяют три основных периода:

1. Раннее Возрождение, или кватроченто;

1.1.Для архитектуры раннего Возрождения характерна логика пропорций, форма и последовательность частей подчинены геометрии, а не интуиции, что было характерной чертой средневековых сооружений
Яркие представители: Палаццо Ручеллаи, Филиппо Брунеллески, Леон Баттиста Альберти.
1.2.Для скульптуры этого периода характерно развитие свободно стоящей статуи, живописный рельеф, портретный бюст, конный монумент.
Яркие представители: Л. Гиберти, Донателло, Якопо делла Кверча, семья делла Роббиа, А. Росселлино, Дезидерио да Сеттиньяно, Б. да Майано, А. Верроккьо.
1.3.Для живописи характерно ощущение гармонической упорядоченности мира, обращение к этическим и гражданским идеалам гуманизма, радостное восприятие красоты и многообразия реального мира.
Яркие представители: Мазаччо, Филиппо Липпи, А. дель Кастаньо, П. Уччеллo, Фра Анджелико, Д. Гирландайо, А. Поллайоло, Верроккьо, Пьеро делла Франческа, А. Мантенья, П. Перуджино.
2.Высокое Возрождение, или римский классицизм (первая четверть XVI века);

2.1.Для архитектуры высокого Возрождения характерны монументальность, представительное величие, грандиозность замыслов (пришедшие из Древнего Рима), интенсивно проявившиеся в проектах Браманте — собора святого Петра и перестройки Ватикана.
Яркие представители: Донато Браманте, Антонио да Сангалло, Якопо Сансовино
2.2.Для скульптуры этого периода характерны героический пафос и, одновременно трагическое ощущение кризиса гуманизма. Ппрославляется сила и мощь человека, красота его тела, одновременно подчёркивая его одиночество в мире.
Яркие представители: Донателло, Лоренцо Гиберти, Брунеллески, Лука делла Роббиа, Микелоццо, Агостино ди Дуччо, Пизанелло.
2.3.Для живописи характерна передача мимики лица и тела человека, появляются новые способы передачи пространства, построения композиции. Вместе с тем работы создают гармоничный образ человека, отвечающий гуманистическим идеалам.
Яркие представители: Леонардо да Винчи, Рафаэль Санти, Микеланджело Буонаротти, Тициан, Якопо Сансовино.

3.Позднее Возрождение, период маньеризма и раннего барокко (ок. 1520—1600).

3.1.Для архитектуры позднего Возрождения характерны эксперименты с формами, разработкой и комбинированием античных образов, усложнение деталей, изгиб, преломление и прерывание архитектурных линий, затейливая орнаментация, большая плотность колонн, полуколонн и пилястр в пространстве. Подчеркивается более свободное соотношение пространства и материи.
Яркие представители: Микеланджело, Джакомо Бароцци да Виньола, Андрее Палладио.
3.2.Для живописи характерны взвинченность и изломанность линий, удлинённость или даже деформированность фигур, зачастую обнажённых, напряжённость и неестественность поз, необычные или причудливые эффекты, связанные с размерами, освещением или перспективой, использование едкой хроматической гаммы, перегруженность композиции.
Яркие представители: Пармиджанино, Понтормо, Бронзино.

В 476 год н.э. пала Великая Римская империя. Не стало императоров, некогда правивших этими землями, и Западная Европа раскололась. Веками здесь правили германские правители, называвшие свои владения Священной Римской империей.

К XII веку в Италии образовалось множество республик, они жаждали восстановить былую славу Рима. Им предстояло вдохнуть новую жизнь в культуру Западной Европы.

В XII-XIII веках Италия начинает возрождаться. На Апеннинском полуострове вновь воцаряется стабильность во многом благодаря Священной Римской империи. Устанавливается феодализм, и города возрождаются.

В итальянских городах появляется новый тип правителей, ими становятся торговцы. Они не принадлежали к традиционной аристократии, благодаря этому в XIII веке жизнь в городах значительно оживилась.

Династии  Медичи перешли от управления предприятиями и банками к управлению городами. Богатство приносило власть, а символами статуса стали искусство и архитектура.

 

Небольшие городки разрастались, стараясь сохранить свою независимость и перещеголять соседей своей пышностью.

Оплотом Возрождения были города: развитие архитектуры, искусства, литературы, создание новых изобретений – все это происходило в городах.

Одним из самых влиятельных городов-государств была республика, расположенная на важном торговом пути между Францией и Римом – Сиена.

  

Сиена процветала благодаря системе водоснабжения. А ведь неподалеку от Сиены нет ни одной реки!Жители  отыскали другие источники воды. Они построили систему подземных тоннелей, называвшихся Боттини, которая  давала доступ к подземным ключам и почвенным водам. Постепенно вода просачивалась в эти узкие тоннели и накапливалась в резервуарах. К 1345 году под Сиеной протянулось более 16 километров тоннелей.

Город продолжал расти и процветать. Чем больше было воды, тем больше людей могло поселиться в Сиене, и тем сильнее она разрасталась. Вскоре в сферу ее влияния попала большая часть Южной Тосканы. Процветание и рост территорий Сиены беспокоили Флоренцию.  Флоренция и Сиена были важнейшими республиками Тосканы, они конкурировали во всех областях: экономике, политике, искусстве.  Таким образом, в XIII веке город-государство Сиена по всем трем параметрам обогнал Флоренцию. В 1347 году разразилась эпидемия чумы, которая унесла мого жизней. По скромным подсчетам за считанные месяцы Сиена лишилась более 60% населения. После этой эпидемии Сиена так больше никогда не смогла достичь былого величия. «Черная смерть» означала конец Сиены как влиятельного государства. С этого момента начинается подъем Флоренции.

Правители Флоренции купались в роскоши. Здесь зарождается концепция о неограниченном потенциале человека: это революционное учение гуманизм.

Гуманизм – это прежде всего интерес к античности. Древние руины Италии свидетельствуют о том, каких высот удалось достичь человеку в античные времена. Это были готовые архитектурные образцы, подражая им, можно было построить нечто действительно выдающееся.

Чума не миновала и Флоренцию: погибла почти половина жителей города. Потребовалось более полувека, чтобы оправиться от такого удара. Но возрождение получилось поистине грандиозным: то была эпоха Ренессанса, что и означает Возрождение.

Правящая элита Тосканы стала тратить свои сказочные богатства на осуществление монументальных архитектурных проектов. Те, кому удалось остаться в живых после эпидемии, хотели наслаждаться жизнью, хотели полностью ощутить вкус жизни, придать ей определенный смысл.

Флорентийская династия Медичи, одна из богатейших семей Италии, начала возрождать свой город к былой славе, превращая его в Новые Афины. Правители стали меценатами, они использовали художников и архитекторов для собственного прославления.

Апогеем их усилий стал собор в центре Флоренции. Они хотели создать нечто, невиданное доселе, это была основная идея строительства.

Санта Мария дель Фьоре -кафедральный собор Флоренции Санта-Мария-дель-Фьоре, также Флорентийский собор, или Дуомо.

В XIII веке началось строительство по проекту Арнольфо ди Камбио, однако он не дожил до его завершения. Арнольфо спроектировал купол для этого собора, но из-за его смерти храм десятилетиями оставался без купола. Это был один из самых грандиозных проектов за всю историю Италии. Размеры собора должны были продемонстрировать всему миру величие Флоренции. Но размах проекта стал большой проблемой.

В XV веке за его возведение взялся гениальный Филиппо Брунеллески, который не только осуществил этот монументальный проект, но и изменил само представление об архитектуре.

 Филиппо Брунеллески (1377-1446), флорентийский ученый и архитектор.

Брунеллески предложил столь новаторский проект, что архитектора подняли на смех: он спроектировал купол без традиционных арочных контрфорсов, деревянных кружал и массивных лесов. Большинство окружающих решили, что Брунеллески сошел с ума, но вскоре они поняли, что никто другой не сможет осуществить этот проект и прислушались к его словам.

7 августа 1420 года началось строительство купола. Брунеллески возвел не один купол, а два: один внутри другого. Посетители собора могут любоваться изумительной росписью внутреннего купола. Внешний купол имеет более практическое предназначение: он не только защищает внутренний купол от непогоды, но и делает все сооружение более внушительным и величественным.

В качестве каркаса восьмиугольного купола служат угловые ребра из мрамора. Они соединены перпендикулярными стяжками в форме колец.му пришлось укладывать кирпичи таким образом, чтобы кладка не рассыпалась. В результате появилась на свет гениальная техника кирпичной кладки. Брунеллески применил кладку в форме рыбьего хребта, использовавшуюся в Древнем Риме в декоративных целях. Вертикальный кирпич с двух сторон подперт горизонтальными кирпичами, таким образом, нагрузка распределяется по горизонтали и вертикали. Роль кладки в форме рыбьего хребта заключается в распределении по горизонтали чрезмерной вертикальной нагрузки, которая могла вызвать обрушение купола.

Чтобы не дать кладке осыпаться наружу и воспрепятствовать деформации купола, Брунеллески предусмотрел по периметру купола несколько кольцевых стяжек. Пять кольцевых стяжек располагались через равные промежутки, чтобы дополнительно усилить конструкцию. 30 августа 1436 года после 16 лет строительства купол был завершен.

 Итальянские архитектурные памятники раннего Возрождения находятся в основном во Флоренции. Ведущую роль в архитектуре приобрел тип городского жилого дома, сначала, в XV веке, особняка зажиточного горожанина, а в XVI — резиденции крупного вельможи или правителя.

                                          1.   палаццо Питти (Филиппо Брунеллески)

                                          2.   палаццо Медичи-Риккарди(Микелоццо ди Бартоломео)

  

                                                    3.   палаццо Строцци (Бенедетто да-Майяно и Крон ака)

                                                       4.       палаццо Гонди (Джулиано да-Сангалло)   

                                                 5.       палаццо Ручеллаи (Леон Батист Альберти)   

                            6.   дворец дожей в Венеции (Дж. и Б.Буон, А.Риппо, П.Ломбардо 1340-1438)

В Риме можно отметить малый и большой венецианские дворцы Бернардо ди Лоренцо, Чертоза в Павии Боргоньоне, палаццо Вендрамин-Калерджи П. Ломбардо, Корнер-Спинелли, Тревизан, Кантарини и Д.

В Испании, Раннее Возрождение наступает только в конце XV столетия, и его ранний период длится, приблизительно, до середины XVI века, впрочем, о создании шедевров в этот период в других странах говорить нельзя.

Искусство Раннего Возрождения, победившее в начале XV века в передовой Флоренции, далеко не сразу получило признание и распространение в других областях страны. В то время как во Флоренции работали Брунеллески, Мазаччо, Донателло, в северной Италии еще были живы традиции византийского и готического искусства, лишь постепенно вытесняемые Ренессансом.

В начале XVI века сосредоточение художественной жизни Италии  перемещается в Рим.                    Папы добивались под властью Рима объединить всю Италию, делая попытки обратить его в культурный и ведущий политический центр.

Не став политической точкой отсчёта, Рим преображается на некоторое время в цитадель духовной культуры и искусства Италии. Причиной этому послужила тяга пап к великому искусству, которые привлекали лучших художников в Рим.
Флорентийская школа и многие другие (старые локальные) теряли свою прежнюю значимость.

Единственным исключением стала богатая и независимая Венеция, демонстрирующая яркую оригинальность культуры на протяжении всего XVI.

В этом периоде архитектура обороты набирает Высокое Возрождение.

Теперь все без исключения заказчики не желали видеть в своих домах и капли средневековья. Улицы Италии стали пестреть не просто роскошными особняками, а дворцами с обширными насаждениями. Надо отметить, что известные в истории сады эпохи Возрождения появились как раз в этот период.

  1. 1. Вилла Петрайя во Флоренции

2. Вилла Мадама (Рафаэль)

3. Вилла Медичи в Поджо-а-Кайано

4. Вилла Ланте в местечке Баньяйя под Витербо

Сады Медичи вид сверху

 

Основные памятники итальянской архитектуры этого времени — светские здания, которые отличаются гармоничностью и ясностью пропорций, изяществом деталей, изысканной отделкой, орнаментацией карнизов, окон, дверей, фресковыми росписями в интерьерах. В храмовом строительстве наблюдается стремление к величию, подобающему столице Католического мира. Поэтому период первой четверти XVI века в истории итальянской архитектуры именуют римским классицизмом.

С наступлением второй половины XVI века в итальянском зодчестве происходят перемены, выраженные желанием художников всё более точно воспроизводить классические образцы, чему стали посвящаться целые трактаты.

Дух этой эпохи идеально воплотил венецианец Андреа Палладио.

Андреа Палладио в архитектуре – это все равно что Леонардо да Винчи в живописи. Палладио чуть ли не единственный архитектор итальянского Возрождения, который был изначально не художником, а простым каменщиком. Поэтому не забывал, что удобные конюшни не менее важны, чем господский дом, и что рассуждения о божественном предназначении архитектуры надо подкреплять весомыми доказательствами.

Виллы Палладио — это единственные в своем роде сооружения, построенные архитектором Палладио, автором трактата «Четыре книги об архитектуре», оказавшего огромное влияние на русскую архитектуру XVII-XVIII вв. 

Основной вклад Палладио в историю архитектуры — загородные виллы (Villa Suburbana) в Терраферме (материковых окрестностях Венеции). В виллах Палладио особенно замечательно проявилось его умение искусно сочетать архитектуру и природу, превращая пейзажное окружение в естественную среду обитания человека (для венецианцев это было особенно значимым, так как сама Венеция лишена зелени). Также он создал несколько базилик, Театр Олимпико театр в Виченце.

Именно Палладио стал основателем интернационального классицизма в архитектуре, о чем свидетельствует движение палладианства во многих странах Европы на протяжении нескольких веков.

Палладио вилла Годи в Лонедо (Арх.Палладио)

Вилла Ротонда (Арх.Палладио)

За пределами Италии время расцвета Ренессанса наступило через полвека, итальянский стиль распространяется по Европе, но при этом изменяется, впитывая местные архитектурные традиции.   Во Франции к архитектуре высокого Возрождения можно отнести:                                                        — -западный фасад Луврского дворца в Париже(созданный П. Леско)                                                                     — королевский замок в Фонтенбло,                                                                                                                                      — замок Ане и Тюильри (Филибер Делорм )                                                                                                    -Экуанский замок (Филибер Делорм )                                                                                                                    -дворец в Блуа

В Испании — дворец Эскориал архитекторов X. де Толедо и X. де Эррера.

В Германии — часть Гейдельбергского замка, Альтенбургская ратуша, сени Кёльнской ратуши, Фюрстенгоф в Вильмаре и другие.

В архитектуре позднего Возрождения отмечаются тенденции к все большей изощренности композиции, предвещающей наступление периода маньеризма, проявляется усложнение деталей, совмещение разнородных элементов, стремление к живописности декора фасадов. Впоследствии из этой тенденции развился стиль барокко.

Основоположником стиля барокко в архитектуре часто называют Микеланджело Буонарроти.

 Микеланджело Буонарроти, полное имя Микеланджело ди Лодовико ди Леонардо ди Буонарроти Симони (Микельанджело) 1475 — 1564

В его творчестве проявляется тенденция свободной интерпретации тем и образов классического искусства, экспрессия и напряжение форм. Микеланджело создал усыпальницу Медичи при церкви Сан-Лоренцо во Флоренции, значительно изменил план и возвел апсиду собора Св. Петра. По его проекту (после смерти гениального художника) возведен купол Собора Святого Петра, частично осуществлен проект застройки Капитолийского холма в Риме.

Архитекторы эпохи Возрождения заимствовали характерные черты древнеримской классической архитектуры. Но композиция зданий, их назначение, как и основные принципы градостроительства, существенно изменились с античных времён. Римляне не строили зданий, подобных христианским храмам: трехнефных базилик с трансептами или церквей крестово-купольного плана, а также городские палаццо. С другой стороны ушли в прошлое огромные общественные сооружения: термы, цирки, амфитеатры, которые строили римляне. Античное наследие подлежало научному изучению и творческому переосмыслению в новых исторических условиях.

 

Статья составлена с опорой на сайты:

https://medium.com/@danamarkova/эпоха-возрождения-проторенессанс-раннее-высокое-и-позднее-возрождение-335f6b9422ec

https://maxpark.com/community/6782/content/6248508

 

 

 

 

 

Uncategorized, Архитектура, Искусство МХК, История, Урок ИЗО , , , , , , , , , , , , , ,
About Старикова Юлия