Статьи по теме

03.04.2020

Истоки Ар-Нуво (модерна)

Мы в XXI веке живем в эпоху перемен. Похожая ситуация складывалась и на рубеже XIX-XX столетий. Чтобы в этом убедиться, можно проследить переломные события, произошедшие в последние десятилетия и сто лет назад. Активизировались политические процессы, были внедрены достижения научно-технического прогресса, которые повлекли перемены в жизни общества, происходившие в Европе и в России на рубеже XIX-XX вв.

 

Смотреть мой видеорассказ по ссылке — https://cloud.mail.ru/public/Ki9T/4iswVUsjY

 

Обилие открытий, изобретений, изменений в мировой общественной и политической жизни породило ощущение, что весь мир поглотила одна «болезнь» — отсутствие стабильности и гармонии.
На рубеже XIX-XX веков «лекарством» от этой «болезни» стало появление стиля АР-НУВО (модерна), подосновой которого является индивидуализация предмета. Дело в том, что в связи с индустриализацией появилось массовое производство. Товары стали штамповать, копировать, тиражировать. Потерялась «душа», уникальность авторского предмета.

Поиски неповторимости предмета  художников привели к появлению нового искусства – ар- нуво. А уже новое искусство представило общественности уникальный, ни на что не похожий стиль в архитектуре — модерн.

В 1860-1870 годах в искусстве стран Западной Европы и Российской империи доминировало художественное направление историзма(эклектики), идеология которого заключалась в повторении и интерпретации художественных стилей прошлого: готки, барокко, классицизма и прочих.

Родоначальником модерна считается Англия — старейшая страна капитализма. Новый стиль начинает развиваться там под лозунгом возврата к природе и гармонии, простоте и функциональности изделий средневековых художественных ремёсел, а также искусства раннего Возрождения.

Например,  художественное движение  «прерафаэлитов»   старались выписывать с максимальной достоверностью все детали пейзажа. Проводя на природе десятки часов. Они тщательно рисовали облака, воду. Он  пытались обозначать духовное родство с флорентийскими художниками эпохи раннего Возрождения, то есть художниками «до Рафаэля» и Микеланджело: Перуджино, Фра Анжелико, Джованни Беллини. Многое для своих работ они брали из окружающей их природы, создавая т очные , с точки зрения ботаники, изображения.

Одна из самых известных картин прерафаэлитов — картина  «Офелия», Д. Э. Милле,
1852 год, галерея Тейт, Лондон

Уильям Моррис создавал бытовые предметы и элементы оформления архитектурного интерьера с растительными орнаментами, а Артур Макмердо использовал изысканные, волнообразные узоры в книжной графике.

   Работы Ульяма Морриса

Работы Артура Макмердо

 

МОДЕРН, стиль модерн (франц. moderne – новейший, современный) — одно из названий стилевого направления в европейском искусстве конца XIX – начала XX веков.

Модерн должен был стать стилем жизни нового, формирующегося под его воздействием общества. Он должен был создать вокруг человека цельную эстетически насыщенную пространственную и предметную среду, выразить духовное содержание эпохи с помощью синтеза искусств, новых, нетрадиционных форм и приемов, современных материалов и конструкций.  Основой синтеза является архитектура, объединяющая все прочие виды искусства. Модерн прервал спокойное тысячелетнее развитие традиций.

Сторонники модерна призывали к пересмотру всех аспектов архитектуры и полному отказу от художественных традиций. В духе модерна, стремившегося стать универсальным стилем своего времени, строились многочисленные деловые, промышленные и торговые здания, вокзалы, театры, мосты, доходные дома. Практически же модерн явился первым относительно цельным стилем художественного оформления различных сфер быта буржуазии.

Стиль ар-нуво(модерн) в каждой отдельно взятой стране совершенно уникален. Каждый архитектор добавил этому стилю что-то особенное, что содержит в себе исключительные черты той страны, в которой и было построено, в конечном счете, архитектурное произведение искусства.и конечно, художественные средства стиля применяли не только в архитектуре, но и в живописи, скульптуре, фарфоровом и мебельном производстве, в предметах быта.  А чтобы вернуть индивидуальность предметам и противопоставить их бездушным однообразным изделиям, сошедшим с фабричного конвейера, в моду приходит  декоративно-прикладное искусство.  И каждая вещь через себя рассказывала о мастере, который её изготовил.

Художники-декораторы начала XX века придавали огромное значение восточным мотивам. При этом традиционные европейские мотивы трансформируются просто до неузнаваемости. Классические элементы – вишня, гвоздики, персики, стебли бамбука – по-прежнему используются, однако при этом приобретают совершенно новое звучание. Стилизованные природные формы используются как самостоятельный декоративный элемент, предназначенный для того, чтобы зритель восхищался и любовался ими.

Своё вдохновение модернисты черпали в природе, отсюда плавность линий, текучесть, вытянутые, изящные формы, обилие растительных орнаментов, стилизованных изображений птиц, фантастических животных, цветов. Лилии и кувшинки, орхидеи и ирисы, стрекозы и бабочки, павлины и ласточки поселились на фасадах европейских модерновых особняков, заполнили гостиные, столовые и будуары. Боже, а как же восхитительны были женщины эпохи модерн — изящная линия шеи и плеч, великолепные волосы и причёски, изумительные шляпки, шикарные платья, расшитые бутонами и птицами.

Фирменным знаком, своеобразным символом МОДЕРНА стал знаменитый гобелен — искусное творение Германа Обриста (немецкий художник — декоратор, скульптор, представитель немецкого модерна).

Мастер назвал свою работу «Цикламен» и представил на суд публики. Одному из критиков привиделось, что стебли растения похожи изгибы бича или кнута, яростно обрушивающегося на спину своенравного жеребца.

Всем так запала в душу эта метафора, что с тех пор этот рисунок так и стали именовать «ударом бича», а извивающаяся золотая линия стала фирменным росчерком стиля МОДЕРН.

Герман Обрист был сотрудником Зигфрида Бинга.

Зигфрид Бинг родился в Гамбурге. Его отец имел разнообразные коммерческие интересы по всему свету. Он владел предприятиями по производству стекла, художественной ковке, керамическому производству.

На семейном совете решили отправить Зигфрида управлять семейным предприятием по производству керамики во Франции. Кроме того, Зигфрид наладил отношения с азиатскими поставщиками, чтобы импортировать в Европу предметы искусства из Японии и Китая. Товары в Европу поставлялись через компанию «Екогамма», руководил которой младший брат Зигфрида.

Зигфрид Бинг (слева на фото) со своей семьёй

Очень скоро японские гравюры, керамика, мебель стали очень популярны в Европе, поток товаров нарастал, в то время как экспорт компании был незначителен. Перед Зигфридом стала задача уменьшения диспропорции в торговле предметами искусства, чтобы филиалы компании в Японии и Китае не только закупали, но и реализовывали художественные товары из Европы. Зигфрид Бинг сформулировал перед художниками задачу создания яркого, запоминающегося декоративного стиля в своем журнале Le Japon Artistique. Первоначально планировалось, что эти предметы будут экспортироваться в Японию, поэтому стилистика картин и рисунки на тканях были созвучны японскому искусству, но вместе с тем требовалось привнести в эти предметы особенность, которая отличала бы европейские товары от азиатских.

Такой декоративный элемент Герман Обрист скопировал с картины японского же графика Утагава Хиросигэ.

Французские художники драматически усилили этот узор, придав местами извивающейся линии утолщения и в таком виде под названием Удар Бича этот элемент вернулся в Японию, как отличительный знак французского модерна. Таким образом, Бинг наладил экспорт европейских товаров в Японию через филиалы «Екогаммы». К 1898 году экспорт предметов искусства в Японию через филиалы фирмы превысил импорт. Случилось так, что изделия в стиле, получившем во Франции название ар-нуво получили популярность не только в Японии, но и во всем мире.

Бинг открывает галерею Maison De L’Art Nouveau , интерьеры которой разработал Генри ван де Вельде, а витражи изготовил Комфорт Тиффани. Открытию галереи предшествовала рекламная кампания, развернутая во всех модных журналах.

В рекламе провозглашалось, что «галерея   L ART Nouveu будет устранять то, что безобразно и окружает нас теперь. Мы будем прививать безупречный вкус, предлагая утилитарные предметы, исполненные природной красоты».

В галерее продавались ткани, дизайн которых разрабатывал Уильям Моррис, изделия из стекла Тиффани, а также ювелирные изделия, картины, керамика, витражи, мебель стиля модерн.

В галерее Бинга выставлялись такие художники как Луи Бонье, Фрэнк Брангвин, и Эдуард Вюйар, дизайнеры Эжен Гайар, Эдуард Колонна, Уильям Бенсон, и Жорж де Фре, скульпторы Огюст Роден и Константин Менье. Торговый дом Бинга с разным успехом работал по всему миру.

В Германии Бинг финансировал издание журнала, посвященного модерну Ver Sacrum (Священная весна). В Германии взгляды Бинга разделял Густав Климт, но из-за большой приверженности немцев классицизму, германский «Югендстиль» всегда носил черты прямолинейности и угловатости.

В Англии модерн, не смотря на старания Бинга, не получил распространения.

В Америке, напротив, филиалы фирмы по продаже предметов искусства действовали весьма успешно.

Таким образом, по отношению к стилю модерн, это подтверждает теорию о том, что нация, как и отдельный человек, имеет свой характер.

В своей работе Зигфрид Бинг применял самые передовые, а на сегодняшний день азбучные методы маркетинга.

У галереи Maison De L’Art Nouveau был собственный стиль и логотип. Этот стиль использовался для на фирменных бланках, в рекламе, в самых модных журналах, на плакатах, расклеенных по Парижу.

У Бинга был собственный идеолог, журналист Мейер-Грефе. Это он определил, что стиль модерн должен быть обращен прежде всего к женщине и создан для нее. На рекламе того времени женщина, таким образом, предстает не как сексуальный объект, а человек, которому хорошо в данной обстановке, и она приглашает другую женщину приобщиться к получаемому наслаждению (абсенту, путешествиям, театральному представлению).

К 1898 году Бинк отходит от роли пропагандиста Японского искусства и предлагает собственное видение интерьера современного дома. По его мнению, это интерьер, созданный в едином стиле, не исключая ни одного элемента, заканчивая дверными ручками. В мастерских Бинга производилась керамика, стекло, мебель и ювелирные украшения.

Предлагаю посмотреть авторский фильм — очерк о стиле Ар — Нуво.

https://vk.com/starmisha20?z=video1995801_456239683%2Fvideos1995801%2Fpl_1995801_-2

Северный модерн

Северный модерн — направление интернационального модерна, получившее развитие в архитектуре северных стран — в Швеции, Финляндии, Норвегии. В России направление связано, в основном с архитектурой Санкт-Петербурга, где он развивался в конце XIX — в начале XX века под влиянием шведской и в особенности финской архитектуры. Дело в том, Финляндия входила в состав Российской империи. А Санкт-Петербург всегда был законодателем мод и новых архитектурных стилей в России, так как был столицей, и здесь проживала царская семья.

Этот архитектурный стиль , родившийся чуть более ста лет назад, прижился во многих городах России: в Санкт-Петербурге, в Москве, в Самаре, в Сочи и т.д. В этом стиле работали Ф.О. Шехтель, И.П.Машков, Л.Н. Кекушев, А.А. Щербащёв, И.С. Кузнецов, Ф.И. Лидваль и др.

Финны и скандинавы, желая осознать свою идентичность, стремились переосмыслить прошлое и обращались к народным сказкам, легендам. Это нашло большой отклик в архитектуре: на фасадах появляются сказочные мотивы, животные и растения, декоративные детали наполнены символизмом. Используется много натуральных материалов, особенно камень.

В России северный модерн также перенял эти черты. Возможно, из-за близости культур северо-западных народов России и Финляндии, а также из-за близкого сотрудничества архитекторов этот стиль получил большее развитие в Санкт-Петербурге и Выборге, а также в Риге, но не, например, в Москве.

Одним из самых важных архитекторов северного модерна был Фёдор Лидваль. Работы Лидваля есть и в Петербурге, и в Стокгольме, и во многих других городах. Здания, спроектированные Лидвалем, являются образцами модерна, и он внёс, наверное, самый значимый вклад в развитие северного модерна в Петербурге.

Дом Лидваля в Санкт- Петербурге

Uncategorized, Архитектура, Живопись, Искусство МХК, История СПб , , , , , , , , , ,
About Старикова Юлия