Статьи по теме

25.09.2012

Иоанн VI Антонович

Император Иоанн Антонович
Император Иоанн Антонович

Иоанн Антонович (1740 — 1764), император Российской Империи в 1740-1741 годах.

 

Родился 12 августа 1740 в Санкт-Петербурге, сын герцога Антона Ульриха Брауншвейг-Бевернского и Анны Леопольдовны, урождённой принцессы Мекленбургской, племянницы российской императрицы Анны Иоанновны.

Манифестом 5 октября 1740 г. объявлен наследником российского престола.

После смерти Анны Иоанновны (17 октября 1740) возведён на престол. Регентом до его совершеннолетия назначен Эрнст Иоганн Бирон.

Иоанн Антонович, правительница Анна Леопольдовна, герцог Бирон (рисунок В.П.Верещагина)

В результате произведённого гвардией во главе с фельдмаршалом графом Христофором Минихом дворцового переворота 9 ноября 1740 регентшей при Иоанне Антоновиче, манифестом от его имени, назначена его мать Анна Леопольдовна.

Иоанн VI Антонович

В борьбе за власть различных придворных группировок Миних в марте 1741 был уволен в отставку. Фактически управление государством оставалось в руках Кабинета министров (граф А. И. Остерман, канцлер князь А. М. Черкасский, вице-канцлер граф М. Г. Головкин, до марта 1741также Миних).

В результате дворцового переворота в ночь с 24 на 25 ноября 1741 свергнут с престола.

Последовал указ о высылке Иоанна Антоновича с семьёй за границу, но в пути они были задержаны в Риге, откуда 13 декабря 1742 года перевезены в крепость Динамюнде, в 1744 — в город Раненбург.

Император Иоанн Антонович ребёнком с фрейлиной Юлианой фон Менгден.

 

27 июня 1744 г. камергеру барону Н. А. Корфу предписано было указом императрицы отвезти семью царственных узников в Соловецкий монастырь, причем Иоанн Антонович как в течение этого путешествия, так и на время пребывания в Соловках должен был быть совершенно отделен от своей семьи и никто из посторонних не должен был иметь к нему доступа, кроме только специально приставленного к нему надсмотрщика. Корф довез арестантов, однако, только до Холмогор и, представив правительству всю трудность перевоза их на Соловки и содержания там в секрете, убедил оставить их в этом городе.

Иоанн Антонович

Здесь Иоанн пробыл около 12 лет в полном одиночном заключении, отрезанный от всякого общения с людьми; единственным человеком, с которым он мог видеться, был наблюдавший за ним майор Миллер, в свою очередь почти лишенный возможности сообщения с другими лицами, стерегшими семью бывшего императора. Тем не менее слухи о пребывании Иоанна в Холмогорах распространялись, и правительство решило принять новые меры предосторожности.

В начале 1756 г. сержанту лейб-кампании Савину предписано было тайно вывезти Иоанна из Холмогор и секретно доставить в Шлиссельбург, а полковнику Вындомскому, главному приставу при брауншвейгской семье, дан был указ:

«Оставшихся арестантов содержать по-прежнему, еще и строже и с прибавкой караула, чтобы не подать вида о вывозе арестанта; в кабинет наш и по отправлении арестанта рапортовать, что он под вашим караулом находится, как и прежде рапортовали».

 

В Шлиссельбурге тайна должна была сохраняться не менее строго: сам комендант крепости не должен был знать, кто содержится в ней под именем «известного арестанта», в официальных рапортах он именовался «безымянным колодником»; видеть Иоанна могли и знали его имя только три офицера стерегшей его команды; им запрещено было говорить Иоанну, где он находится; в крепость без указа Тайной Канцелярии нельзя было впустить даже фельдмаршала.

Охрана Иоанна Антоновича подчинялась непосредственно Канцелярии тайных розыскных дел, после её упразднения в 1762 — лично графу Н. И. Панину.

С воцарением Петра III положение Иоанна не улучшилось, а скорее еще изменилось к худшему, хотя и были толки о намерении Петра освободить узника. Инструкция, данная гр. А. И. Шуваловым главному приставу Иоанна (князю Чурмантееву), предписывала, между прочим:

«Если арестант станет чинить какие непорядки или вам противности или же что станет говорить непристойное, то сажать тогда на цепь, доколе он усмирится, а буде и того не послушает, то бить до вашему рассмотрению палкой и плетью».

 

В указе Петра III Чурмантееву от 1 января 1762 г. повелевалось:

«Буде, сверх нашего чаяния, кто б отважился арестанта у вас отнять, в таком случае противиться сколь можно и арестанта живого в руки не давать».

 

Пётр III инкогнито посещает в Шлиссельбургской крепости Иоанна Антоновича

В инструкции, данной по восшествии на престол Екатерины Н. И. Паниным, которому доверен был ей главный надзор за содержанием шлиссельбургского узника, этот последний пункт был выражен еще яснее:

 

«Ежели, паче чаяния, случится, чтоб кто пришел с командой или один, хотя б то был и комендант или иной какой офицер, без именного за собственноручным Ее И. В. подписанием повеления или без письменного от меня приказа и захотел арестанта у вас взять, то оного никому не отдавать и почитать все то за подлог или неприятельскую руку. Буде же так оная сильна будет рука, что спастись не можно, то арестанта умертвить, а живого никому его в руки не отдавать».

 

Так, возможно, выглядел Иоанн VI.

По некоторым известиям, вслед за воцарением Екатерины, Бестужевым составлен был план брака ее с Иоанном. Верно то, что Екатерина в это время виделась с Иоанном и, как сама признала позже в манифесте, нашла его поврежденным в уме. Сумасшедшим или, по крайней мере, легко теряющим душевное равновесие изображали Иоанна и рапорты приставленных к нему офицеров. Однако, Иоанн знал свое происхождение, несмотря на окружавшую его таинственность, и называл себя государем. Вопреки строгому запрещению чему бы то ни было его учить, он от кого-то научился грамоте, и тогда ему разрешено было читать Библию.

Не сохранилась и тайна пребывания Иоанна в Шлиссельбурге, и это окончательно погубило его.

Убит в ночь на 5 июля 1764 охранявшими его офицерами при попытке освобождения, предпринятой Василией Яковлевичем Мировичем, который склонив с помощью подложных манифестов на свою сторону гарнизонных солдат, арестовал коменданта крепости Бередникова и потребовал выдачи Иоанна. Приставы сперва сопротивлялись с помощью своей команды, но когда Мирович навел на крепость пушку, сдались, предварительно, по точному смыслу инструкции, убив Иоанна.

Мирович перед телом Ивана VI. Картина Ивана Творожникова (1884)

Иоанн Антонович был погребён в Шлиссельбургской крепости.

Крепость Шлиссельбург(Орешек)

В 1780 оставшиеся в живых его братья и сёстры были высланы в Данию. Было несколько самозванцев, выдававших себя за Иоанна Антоновича (последний — в 1788).

В правление Елизаветы и ее ближайших преемников самое имя Иоанна подвергалось гонению: печати его царствования переделывались, монета переливалась, все деловые бумаги с именем имп. Иоанна предписано было собрать и выслать в сенат; манифесты, присяжные листы, церковные книги, формы поминовения особ Имп. дома в церквах, проповеди и паспорта велено было сжечь, остальные дела хранить за печатью и при справках с ними не употреблять титула и имени Иоанна, откуда явилось название этих документов «делами с известным титулом». Лишь высочайше утвержденный 19 августа 1762 г. доклад сената остановил дальнейшее истребление дел времени Иоанна, грозившее нарушением интересов частных лиц. Доступ к документам об Иоанне Антоновиче был открыт лишь в 60-е годы XIX века.

Литература

  • Граф М. А. Корф. Брауншвейгское семейство. М.: Прометей, 2003.
  • Соловьев, «История России» (тт. 21 и 22);
  • Неrmann, «Geschichte des Russischen Staates»;
  • M. Семевский, «Иван VI Антоновича» («Отеч. Записки», 1866, т. CLXV);
  • Брикнер, «Имп. Иоанн Антонович и его родственники. 1741—1807» (М., 1874);
  • «Внутренний быт русского государства с 17 октября 1740 г. по 20 ноября 1741 года» (изд. моск. арх. м-ва юстиции, т. I, 1880, т. II, 1886);
  • Бильбасов, «Geschichte Catherine II» (т. II);
  • «Судьба семейства правительницы Анны Леопольдовны» («Русск. Старина» 1873 г., т. VII)
  • «Император Иоанн Антонович» («Русск. Старина» 1879, тт. 24 и 25).

 

Использованные материалы

  • Статья «Иван VI Антонович» в: Сухарева О. В. Кто был кто в России от Петра I до Павла I. М., 2005. Стр. 205-207.
  • Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона.

http://drevo-info.ru/articles/15924.html

СВЯТАЯ БЛАЖЕННАЯ КСЕНИЯ ПЕТЕРБУРГСКАЯ И ИМПЕРАТОР ИОАНН VI АНТОНОВИЧ
 Не менее интересными были и предсказания блаженной. Обычно это было всего несколько слов. Однако они стоили иных многословных речей. Ведь за ними угадывалась не человеческие помышления и расчеты, а Воля Божья. Однажды блаженная Ксения предсказала внезапную смерть государыни Елизаветы Петровны, бегая и крича: «Пеките блины! Скоро вся Россия будет печь блины». А вот смерть Императора Иоанна VI Антоновича она оплакивала иначе.
       За три недели до убийства Иоанна VI Антоновича в Шлиссельбурге, блаженная Ксения стала целыми днями горько плакать. Все, кто встречал блаженную в слезах, думая, что кто-то ее обидел, спрашивали: «Что ты, Андрей Федорович, плачешь? Не обидел ли тебя кто-нибудь?» Блаженная отвечала: «Там кровь, кровь, кровь! Там реки налились кровью, там каналы кровавые, там кровь, кровь», — и вновь заливалась слезами.  Никто из горожан не понимал, что стало с такой обычно спокойной блаженной Ксенией. Никто тогда не понял и ее странных пророческих слов.
           И только когда по Петербургу разнеслись слухи о трагической кончине Иоанна Антоновича, всем стало ясно, что своим плачем и странными словами («Там кровь, кровь, кровь!») блаженная Ксения предсказала его гибель.
       И оплакивала блаженная Иоанна Антоновича не только как невинную жертву, не только как законного Императора-страстотерпца, убиенного в страшной суете дворцовых переворотов. Нам кажется, она оплакивала его как родственную душу, такого же юродивого Христа ради и нищего духом, как и она сама.
Не исключено, что Ксения блаженная и Иоанн VI Антонович молитвенно общались, укрепляя друг друга.
       Обратим внимание на время, когда Ксения Григорьевна вышла на крестный путь юродства. Это XVIII век, время «дворских бурь» и женского правления. Примечателен тот факт, что на протяжении семидесяти пяти лет в России правили исключительно женщины! Причем две из них приходили к трону заведомо сомнительным путем: Елизавета Петровна и Екатерина II. И накануне силового захвата власти обе, по преданию, обряжались в полковничьи мундиры Преображенского полка.
       Выйдя на путь юродства, Ксения Петербургская тоже облачилась в полковничий мундир покойного мужа, цвета которого (зеленый и красный) совпадают с цветами мундира Преображенского полка. В православном храме Трех Святителей (г. Париж, Франция) можно увидеть икону Ксении блаженной именно в таком мундире. Случайно ли это? Думается, нет.
       В качестве противовеса женщинам-императрицам, которые без всякого стеснения боролись за власть, появляется первая в России женщина-юродивая Христа ради, посрамляющая мудрость века сего. До нее в России были  святые юродивые, но исключительно мужчины. Обычно этому почему-то не придается особого значения. Однако отмахнуться от этого факта нельзя, ведь у святых все имеет глубокий духовный смысл.
Современниками Ксении блаженной были не только упомянутые нами императрицы, но и «русская железная маска», — все тот же свергнутый Император-младенец Иоанн VI Антонович.
       Еще совсем не так давно официальные историки распространяли мысль о его безумии. С середины XVIII века господствовал миф о его, якобы «беззаконном воцарении» и «доброчестном заключении», в конце которого он «к всеобщему облегчению» был лишен «тягостной, самому ему ни к чему не способной жизни». Историки позднейших веков лишь повторяли на разные лады перепевы этого мифа. Но так ли это на самом деле?
       Одним из первых, кто усомнился в этом мифе, был русский историк В.А. Бильбасов. Во втором томе «Истории Екатерины Второй» (Берлин: Издание Фридриха Готтгейнера, 1900) он специально рассматривает «Аттестат безумия» (С. 522 — 538). По словам Бильбасова, «в течение последних четырех лет, с 1760 по 1764 год, по день умерщвления Иоанна Антоновича, ни разу не упоминается о «безумии» арестанта. Когда же он был убит, то два пристава, умертвившие его, признали нужным составить и подписать формальный «аттестат безумия»» (Там же. С. 524).
       Исследовав основные документальные источники, Бильбасов пришел к выводу, что Иоанн VI Антонович находился в здравом уме. А обвинения его в безумии не соответствуют действительности.
       Но об этом же свидетельствуют и другие факты. Так, на свидании с Петром III на вопрос: «Кто ты таков?» он отвечал: «Император Иоанн».
«Кто внушил тебя эти мысли?», — интересовался Петр III. «Мои родители и солдаты», — отвечал узник.
В беседе он приводил такие факты из своего раннего детства, которые свидетельствуют о его феноменальной памяти.
20 июля 1759 г. на крик капитана Михаила Овцына (начальника охраны) Иоанн Антонович резонно возразил: «Смеешь ли ты на меня кричать? Я здешней империи принц и государь ваш».
       Вообще-то он довольно часто в разговоре называл себя «принцем» или «императором», что всегда вызывало неприязнь со стороны окружающих его тюремщиков. Из-за этого ему здорово доставалось.
       На наш взгляд, его действия чем-то похожи на поведение юродивого Христа ради, едва ли не сознательно провоцировавшего гнев и побои.
Как писали в своих донесениях тюремщики Данило Власьев и Лука Чекин, арестант говорил им, что «тело и плоть его есть принца Иоанна, назначенного пред сим Императором Российским, который уже издавна от мира отошел, а самым делом он есть небесный дух, а именно Святой Григорий, который на себя принял образ и тело Иоанна». (Но ведь и блаженная Ксения называла себя «Андреем Федоровичем», утверждая, что он жив, а его супруга Ксения умерла).
       Как и у Ксении Блаженной, в жизни Иоанна VI Антоновича произошло страшное потрясение. Конечно, он вряд ли осознавал ценность российского престола, который у него во младенчестве отняла Елизавета Петровна. Гораздо более серьезным потрясением для него было то, что в возрасте четырех лет его насильно отняли от родителей. С тех пор он никогда не видел родных лиц. Его лишили даже собственного имени.
       Через угрозы, издевательства и побои ему навязывали новое имя — Григорий. У человека отобрали все, даже память о теплоте материнских рук. В течение двадцати лет Иоанн VI Антонович не видел никого, кроме озлобленных охранников, издевавшихся над ним.
Похоже, именно эти обстоятельства вынудили Иоанна искать утешение в православной вере. Из донесений начальника охраны видно, что Иоанн имел глубокие познания в Священном Писании, в разговоре очень к месту приводил примеры из священных книг.
       Что и удивительно! Ведь, ребенок, оказавшийся в таких условиях, должен был одичать, стать «дебилом» в буквальном смысле этого слова. Но этого не произошло. Господь хранил его!
       Иоанн VI Антонович долго и усердно молился. И это, опять же, не соответствует поведению безумца.
Возможно, тогда он и встал на путь юродства Христа ради. Юродство — это защитная форма поведения, которая спасла Иоанна VI от нравственной деградации и морального разложения.
       Но если Ксения блаженная вышла юродствовать на многолюдные улицы Санкт-Петербурга, то Иоанн VI Антонович много лет безвинно находился в тюремном заточении, сначала — в Холмогорах, а затем — в Шлиссельбургской крепости. Заключение в ней было исключительно тяжелым.
Следует также заметить, что Иоанн VI Антонович с детства содержался в нечеловеческих условиях: в холоде, сырости казематов, без свежего воздуха и солнечного света. Он был лишен любой врачебной помощи, даже той, которая полагалась другим узникам.
       Иоанн VI Антонович помнил свое происхождение. Но отнюдь не мечтал возвращаться на престол. После чтения священных книг у него появились совсем другие помыслы. Власьев и Чекин 7 сентября 1762 г. писали: «Доносим, что августа 24 числа мы разговаривали с арестантом в силу данной нам инструкции. Арестант говорил: «Я в монашеский чин желаю, только спрошусь Святого Духа». 27 числа того же года арестант изъявил желание постричься в монахи. При том же говорил, «чтобы быть ему дьяконом, а потом — иеромонахом, а из иеромонахов — в митрополиты».
       29 числа (день усекновения главы Иоанна Предтечи Господня, день тезоименитства Иоанна VI Антоновича) изготовлена была к обеду рыбная пища. Арестант сказал: «Я сегодня рыбу есть не буду для того, что положен пост: когда уже в монашеский чин идти, то исполнять надобно». А накануне праздника Воздвижения Креста Господня Иоанн сказал своим тюремщикам: «Я для завтрашнего дня рыбы есть не буду». И ведь действительно не ел. Интересно здесь то, что у Иоанна VI Антоновича не было часов и календаря, а дни строгого поста он соблюдал.
       7 сентября 1762 г. узник говорил: «Дай Боже мне получить монашеский чин, и я того, право, желаю».
Людям, далеким от веры, было сложно представить, что произошло перерождение человека плотского в человека духовного. Ветхий Иоанн умер, но родился Иоанн новый. И если со временем, видя нестяжание, вольную нищету и дар прозорливости Ксении блаженной, люди признали в ней угодницу Божию, то Иоанн VI Антонович вплоть до своей трагической гибели так и не обрел понимания со стороны своих охранников.
       А другие люди его просто никогда не видели! Хотя простой народ, весьма далекий от придворных интриг и политических конъюнктур, долго не переставал вспоминать доброго «царевича Иванушку», видя в нем своего милостивца, защитника и заступника перед Богом.
       Две очень разные, но в чем-то и схожие судьбы. Ксения блаженная справедливо была прославлена в лике святых, а Иоанн VI Антонович долгое время пребывал в забвении (запрет с его имени был снят лишь в 1860-е гг.). При жизни они так никогда и не встретились, но, прозрев в Иоанне VI Антоновиче родственную душу, Ксения блаженная горько плакала, предвосхищая его трагическую гибель. И в этом был великий смысл. Ведь святые ничего не делают просто так…
Св. бл. Ксения Петербургская
Ксения Блаженная Петербуржская

Список литературы

1. Бильбасов В.А.  Истории Екатерины Второй. — Т. 2. — Берлин: Издание Фридриха Готтгейнера, 1900. — VIII, 830 с.
2. Блаженные Санкт-Петербурга. От святой блаженной Ксении до Любушки Сусаннинской / Сост. М.Б. Данилушкина. — СПб.: Изд-во «Воскресение», 2007. — 446 с.
3. Корф М. Брауншвейгское семейство. — М.: Мир книги; Литература, 2007. — 288 с.
История СПб, Личности
About Старикова Юлия