Статьи по теме

22.08.2012

Иерусалимский Храм

Фрагмент макета-реконструкции Иерусалимского Храма Ирода Великого.

Согласно Библии, временным храмом после Исхода евреев из Египта и до строительства Храма в Иерусалиме служила переносная Скиния собрания. Иерусалимский храм представлял собой здание и этим отличался от жертвенника и открытого святилища (бама).

В Храме находились предметы, символизирующие присутствие Бога (Ковчег Завета соСкрижалями Завета и херувимы), а также утварь для священнослужения. Наиболее важными предметами храмовой утвари являются: Иерусалимский Храм (ивр. בֵּית הַמִּקְדָּשׁ‎, Бейт а-Микдаш, то есть «Дом Святости»; ивр. מִּקְדָּשׁ‎, Микдаш) являлся центром религиозной жизни еврейского народа между X веком до н. э. и I веком н. э. Храм располагался на Храмовой горе (ивр.הַר הַבַּיִת‎, Хар а-Баит) в Иерусалиме, на месте, где сегодня находится мусульманская святыня Куббат ас-Сахра («Купол над Скалой»), построенная арабами в 637 году[источник не указан 165 дней] и служил единственным разрешённым местомжертвоприношений Единому Богу, которые приносились коэнами и левитами.

Храм Соломона в Иерусалиме. Первый Иерусалимский Храм

ИСТОРИЯ ХРАМА

 Как только царь Давид приступил к правлению в Иерусалиме он превратил город в столицу государства, а также в религиозный центр еврейской нации. царь Давид Шел 1003 г.до н.э. Финикийский царь Хирам, друг Давида, помог ему выстроить в Иерусалиме царский дворец. После этого Давид перевез в город Ковчег Завета и начал думать о постройке храма для Бога. Но Бог ответил ему, что храм строить суждено Соломону, сыну его, а не Давиду: «Он построит дом имени Моему, и Я утвержу престол царства его навеки».

Св. царь Давид IV Строитель. Роспись сев. стены собора Рождества Пресв. Богородицы. 2-я пол. XVI в.
      Мир и спокойствие сопутствовали правлению царя Соломона, Страна процветала, а отсюда и название этой эпохи — «золотой век Израиля.»
      Наступило время для строительства Храма, и царь Соломон послал к Хираму, царю Тирскому, сказать: «Ты знаешь, что Давид, отец мой и твой друг, не мог построить дом имени Господа Бога своего по причине войн с окрестными народами. Ныне же Господь даровал мне покой отовсюду, нет больше препятствий. И я намерен по обету, данному отцу, построить Храм. Прикажи нарубить кедров и кипарисов. Я дам своих рабов, а за работу твоих мастеров заплачу, потому что нет у нас специалистов таких, как у тебя». царь Соломон Хирам обрадовался и пообещал исполнить все желания Соломона. Царь Соломон посылал в месяц по 10 тысяч человук на работу в Ливан. Оттуда древесину переправляли к морю и плотами доставляли в Израиль.
      В обмен на строительный материал Соломон каждый год отправлял Хираму 20 тысяч мер пшеницы и 20 тысяч мер оливкового масла. Ни на минуту не прекращалась работа в Израиле. 150-тысячная армия рабочих доставала камни из каменоломен Соломона в заиорданских горах, перетаскивала их на стройку в город. Свыше 3 тысяч руководителей следили за трудом подневольных.
      Семь лет длилось строительство Храма Соломона.

Царь Соломон руководит строительством храма

После его завершения в Святая Святых была перенесена священная религия еврейского народа — Ковчег Завета, приглашено множество старейшин и глав колен Израиля. строительство Первого храма Началось двухнедельное празднование открытия Храма торжественной молитвой царя Соломона. Впоследствии здесь происходили многие события священной истории.
      В конце правления Соломона в стране заметно ухудшилась политическая ситуация. Это сказалось на судьбе Храма.

Желая подорвать статус Иерусалима как культово-политического центра всех израильских колен, правитель Северного царства Иеровоам I восстановил старинные храмы в Бейт-Эле и Дане. Но уже в царствование Езекии Храм вновь стал святыней для всех жителей Иудеи.

В дальнейшем величию Храма придавалось все большее значение. Приход к власти Менаше привел к восстановлению языческих капищ. Идолопоклонство проникло и в Храм. В правление Иоштияху языческие культы уничтожили, и Храм снова стал культурным и политическим центром всего государства.
      Несколько десятилетий спустя в Израильское царство вторгся Навузардан — один из предводителей вавилонского войска. Он разрушил дома и стены города, выгнал местных жителей и приближенных сверженногоцаря и превратил в руины Иерусалимский Храм.
      Когда к власти пришел Ирод, он посчитал Храм Соломона неподходящим для своего величия и решил возвести такой, который прославлял бы его в будующих веках. Воспользовавшись проектом Соломона, он поднял площадку на холме таким образом, что она оказалась в два раза выше прежней. Такой ее можно наблюдать и сейчас.
      При Ироде Храм приобрел очертания вавилонского строения: стены, переходящие одна в другую, поднимающиеся вверх террасы, сооруженная башня Антония и высокие платформы.
      Проектировщики Храма по приказу Ирода следовали записям пророка Иезекииля, который сомтавил подробное описание будущего Храма.

Помимо этого, Ирод при строительстве часто обращался за советом к фарисеям и выполнял все их пожелания. Поэтому Иерусалимский Храм во многом соответствовал иудейским законам. Хотя были случаи, когда Ирод игнорировал мнение своего народа. Так он решил воздвигнуть над входом в Храм римского орла, вылитого из драгоценного металла, тем самым нарушив одну из заповедей — «Не сотвори себе кумира». Фарисеи пришли в ужас от увиденного. Они с недоверчивостью отнеслись к строительству здания, но спустя время все-таки признали сооружение царя.


      Строительство Храма при Ироде началось в 20 г. до н.э., а закончилось через полтора года. Так как святыня возводилась на священной земле, простые смертные не могли ступать на нее. Поэтому около 1,5 тысяч священников были обучены мастерскому делу, дабы избежать осквернению земли. Они не переставали трудиться даже ночью, обрабатывая доставленные камни и сооружая стены.
      Наконец перед израильтянами предстал красивейший Храм, поражающий своими размерами и архитектурой: фронтон в форме треугольника, позолоченная балюстрада венчала крышу, которая, в свою очередь, была украшена золотыми лезвиями и иглами так, что ни одна птица пролетающая мимо не могла сесть на них. модель второго храма Девять ворот открывали Храм верующим. Глубокие подземные туннели с крытыми переходами закрывались дверями с двух сторон. С запада в Храм можно было попасть через любые из четырех ворот, с юга — через двое ворот, с севера — через одни, с востока — через двое ворот.
      Во время раскопок 1967 г. в южной части храмовой платформы обнаружили два пролета ступеней, ведущим к двум южным входам. Между ними находилось помещение для ритуальных омовений посетителей перед посещением Храма. Существовали также входы из Верхнего города прямо в Храм и дестница у месту встреч.
      Огромная прямоугольная площадка открывалась перед паломниками, если они проходили через один из входов в низкой стене. Сейчас здесь находится мечеть Омара (Купол скалы). Ее еще называли Двором язычников, так как в это помещение пускали всех — мужчин, женщин, еретиков и проклятых.
      Царь Ирод отстроил новый двор, увеличив его площадь до 480×300 м, и обнес его крепостью, стегы которой достигали толщины почти 5м, длина камней доходила до 10м, а вес — 10т. Эти стены перенесли многие многие разрушения, но стоят и сейчас. Одна из них — Западная стена, еврейское название которой Котель, или Стена плача.
      Колоннада обрамляла Двор язычников. Специально для нее было освобождено пространство со стороны крепости Антония. Здесь происходили учения и дисскусии старейшин и первосвященников города. В южной части площадки отводилось место для встреч — «стоя», окруженное рядами колонн. У сткн располагались защищенные от дождя и солнца портики и внутренние галереи. Синедрион стал собираться здесь после 30 г.н.э. Сюда запрещалось входить в грязной обуви, с палками; запрещалось иметь при себе «грязные монеты». Не разрешалось и плевать на землю. Лестница в пятнадцать ступенек вела вверх к массивной каменной стене, за котрой начинался Храм. Это постепенное восхождение через систему террас приводило паломника наверх, чтобы с самой вершины он мог увидеть Святая Святых.
      Украшенный драгоценными металлами Храм и все его внутренние прмещения могли посещать только евреи.
      Перед людьми других национальностей двери Храма были закрыты. Об этом свидетельствовали две таблички у входа. Тексты предупреждали посторонних о том, что если чужеземцы нарушат запрет и проникнут в пределы святилища, то их неминуемо ждет смерть, а вина будет лежать только на них.
      Имелись ворота для женщин, через которые они могли попасть во двор Храма. За этими воротами находились 13 сосудов для пожертвований. В западной части Храма существовала лестница, по которой верующие прходили к воротам, сделанным из бронзы. Они были настолько тяжелы, что их могли открыть только два десятка человек. При этом раздавался такой скрежет, что все население столицы слышало его. Скрип предупреждал о начале дня. Дальше следовал довольно узкий проход. Поднимаясь на три ступеньки, посетители оказывались водворе священников. Отсюда и начиналось святое место, но дальше простые верующие пройти не могли — только священники. Вставая на небольшой холм посредине помещения, священнослужитель приветствовал прихожан. В этом же помещении существовала ограда, за которой скрывался алтарь для жертвоприношений. На нем можно было увидеть останки жертвенных животных, которых клали на алтарь, и пламя поглощало их.
      Сверкающая на солнце золотая крыша сооружения венчала Храм. Фасад здания был украшен высокими колоннами в 30 м и фронтоном. Святая Святых от Двора священников отделяли 12 ступенек. Коллонаду украшал портик с римским орлом. Отсюда виднелся прход в святилище. Открывали его ворота, сделанные из кедра и покрытые золотом. Над ними свисал драгоценный куст винограда. Только священнослужители проходили сюда, приподнимая завесу. За завесой стоял семисвечник — символ Завета. Несколько тысяч лет еврейский народ зажигал его свечи, которые символизируют следующие планеты: Солнце, Луну, Меркурий, Юпитер, Марс и Сатурн. Чистое оливковое масло горело в лампадах. Огонь не угасал ни на минуту. Он сопровождал евреев во всех бедствиях, освещал путь в Храм, символизировал победу над разрушителями святилища, давал надежду на возвращение домой во время их 40-летних скитаний по пустыне. И сейчас, спустя тысячелетия, в домах верующих иудеев горят свечи-семисвечники.
      Приоткрыв следующую завесу, скрывающую Святая Святых, можно было попасть в довольно темное помещение. Посредине пустой и неуютной комнаты возвышался необтесанный кусок скалы ЭВЕН ШТИЯ — краеугольный камень мироздания. Это место священно для евреев, так как оно считается местом обитания Яхве. Даже первосвященник не мог долгое время находиться рядом с реликвией. Только один раз в году, в Судный День, в Святая Святых входил первосвященник. В этот день залы и дворцы Храма были заполнены евреями. Только в этот единственный день первосвященник называл Бога по имени, и весь народ, преклоняя колени, опускал голову в страхе перед Богом, потоиу что даже попытка произнести имя Бога не первосвященником и не в этот день каралась смертью. А в самой глубине святилища были скрыты от человеческих глаз драгоценности Иерусалимского Храма, которые составляли казну израильтян. Макет Иерусалимского Храма можно увидеть в Национальном музее Израиля. Он сделан из кедровой и оливковой древесины, покрытой золотом и драгоценными камнями, а также из камня, мрамора и меди. Из этих же материалов сооружали сам Храм. Созданию макета профессор Еврейского университета Ави Йона отдал почти всю жизнь.

Храм также являлся объектом паломничества всех евреев три раза в год: на Песах (Пасху), Шавуот (Пятидесятницу) и Суккот (Праздник Кущей).

Согласно иудаизму, Храм будет восстановлен в будущем и станет духовным центром для еврейского народа и всего человечества.

 

Второй Храм Иерусалимский не был столь внушителен и великолепен, как Первый. Нельзя не сказать и о том, что во Втором Храме уже не было Ковчега Завета.

http://piratyy.h18.ru/temple1.html

http://slovari.yandex.ru/~книги/Библейская%20энциклопедия/Храм%20Иерусалимский

http://paranormal-news.ru/news/2008-10-28-952

Архитектура, Религия
About Старикова Юлия