Статьи по теме

19.10.2020

Иероним Босх, поражающий воображение

Босх — художник нетипичный для нидерландской живописи и единственный в своём роде в европейской живописи XV века.

Трудно судить о том, насколько художник был понят своими современниками. Известно лишь, что при жизни Босха его произведения пользовались широкой популярностью.
Hаибольший интерес к творчеству художника проявился в Испании и Португалии. Там сложились самые большие коллекции его полотен. Фантастические, страшные сцены картин Босха были близки и интересны преисполненному религиозных чувств испанскому зрителю

Ерун Антонисон ван Акен, более известный как Иероним Босх  (около 1450—1516) — нидерландский потомственный художник, один из крупнейших мастеров периода Северного Возрождения.

Из творчества художника сохранилось около десяти картин и двенадцати рисунков. Художник был посвящён в члены Братства Богоматери  в 1486 .

Считается одним из самых загадочных живописцев в истории западного искусства.

В родном городе Босха, голландском Хертогенбосе, открыт центр творчества Босха, в котором представлены копии всех его произведений.

Ерун ван Акен родился около 1450 года в Хертогенбосе (Брабант).

Портрет Босха. Карандаш, сангина, 41×28 см. Муниципальная библиотека. Аррас.

Семья ван Акенов, происходившая из немецкого города Ахена, была издавна связана с живописным ремеслом — художниками были Ян ван Акен (дед Босха, ум. 1454 ) и четверо из его пяти сыновей, включая отца Иеронима, Антония. Поскольку о становлении Босха как художника ничего не известно, предполагается, что первые уроки живописного ремесла он получил в семейной мастерской.

Собор Св. Иоанна в Хертогенбосе

Босх жил и работал преимущественно в родном Хертогенбосе, который в те времена входил в состав Бургундского герцогства, а сейчас является административным центром провинции Северный Брабант в Нидерландах. Первое упоминание Босха в архивных документах относится к 1474 году, где он именуется «Jheronimus».

Памятник Босху в Хертогенбосе

В соответствии со сведениями о жизни художника, сохранившимися в городском архиве, в 1478 году умер его отец, и Босх унаследовал его художественную мастерскую. Мастерская ван Акенов выполняла самые разнообразные заказы — в первую очередь стенные росписи, но также золочение деревянной скульптуры и даже изготовление церковной утвари. «Хиеронимус-живописец» (согласно документу 1480 года) взял псевдоним по сокращённому названию своего родного города — Den Bosch — в период смены власти в стране: после гибели Карла Смелого (1477) власть в Бургундских Нидерландах к 1482 году перешла от Валуа к Габсбургам.

Около 1480 года художник женится на Алейт Гойартс ван дер Меервене, которую, по-видимому, знал с детства. Она происходила из богатой купеческой хертогенбосской семьи. Благодаря этому браку Босх становится влиятельным бюргером своего родного города. Детей у них не было.

В 1486 году вступил в Братство Богоматери («Zoete Lieve Vrouw») — религиозное общество, возникшее в Хертогенбосе в 1318 году и состоявшее как из монахов, так и мирян. Братство, посвящённое культу Девы Марии, занималось и благотворительностью.

В архивных документах имя Босха упомянуто несколько раз: ему, как живописцу, поручались разнообразные заказы, начиная от оформления праздничных шествий и обрядовых таинств Братства и заканчивая написанием створок алтаря для капеллы Братства в соборе св. Иоанна (1489, картина утрачена) или даже модели канделябра.

Аллегория чревоугодия и любострастия. Около 1500. Художественная галерея Йельского университета. Нью-Хейвен

В 1497 году умер его старший брат Госсен ван Акен . В 1504 году Босх получает заказ от наместника Нидерландов Филиппа Красивого на триптих «Страшный суд».

Св. Иоанн на Патмосе, 1504-1505. Берлинская картинная галерея, Берлин

Живописец скончался 9 августа 1516 года, отпевание совершалось в упомянутой капелле собора. Торжественность проведения этого обряда подтверждает теснейшую связь Босха с Братством Богоматери.

Св. Иоанн Креститель в пустыне. 1504—1505. Собрание Хосе Ласаро Гальдиано. Мадрид

Полгода спустя после смерти Босха его жена раздала наследникам то немногое, что осталось после художника. Есть все основания считать, что Иероним Босх никогда не был владельцем какой-либо недвижимости. Жена Босха пережила мужа на 3 года.

Св. Христофор. 1504—1505. Музей Бойманса-ван Бёнингена. Роттердам

В отличие от других нидерландских мастеров Иероним Босх был сосредоточен на изображении не праведников и Рая — Небесного Иерусалима, а грешных обитателей земли. Некоторые его произведения («Воз сена», «Сад земных наслаждений», «Семь смертных грехов», «Искушение Св. Антония» и ряд других) не имеют аналогов ни в современном ему искусстве, ни в искусстве предшествующего времени.

Иероним Босх Воз сена

Босх создал особый мир образов, где царит зло и страдание.

Этот мир, населенный грешниками, отвратительными монстрами, демонами, предстает перед нами как «Царство Антихриста», «Новый Вавилон», заслуживающий разрушения и гибели.

Иероним Босх Триптих «Искушение святого Антония»

Иероним Босх Центральная часть триптиха «Искушение св. Антония»

Прежде считалось, что «чертовщина» на картинах Босха призвана всего лишь забавлять зрителей, щекотать им нервы, подобно тем гротескным фигурам, которые мастера итальянского Возрождения вплетали в свои орнаменты.

Иероним Босх Увенчание терновым венцом. Около 1510. Монастырь Сан-Лоренсо. Эскориал

Современные учёные пришли к выводу, что в творчестве Босха заключён куда более глубокий смысл, и предприняли множество попыток объяснить его значение, найти его истоки, дать ему толкование.

Иероним Босх Увенчание терновым венцом. 1508—1509. Национальная галерея. Лондон

       Одни считают Босха кем-то вроде сюрреалиста XV века, извлекавшего свои невиданные образы из глубин подсознания, и, называя его имя, неизменно вспоминают Сальвадора Дали.

      Другие полагают, что искусство Босха отражает средневековые «эзотерические дисциплины» — алхимию, астрологию, чёрную магию.

Большинство сюжетов картин Босха связано с эпизодами из жизни Христа или святых, противостоящих пороку, или почерпнуты в аллегориях и пословицах о человеческой жадности и глупости.

Иероним Босх Смерть скупца. Около 1500. Национальная галерея искусства. Вашингтон

Его техника называется «а ля прима». Это метод масляной живописи, при котором первые мазки создают окончательную фактуру.

Иероним Босх Распятие с донатором. 1480—1485. Королевские музеи изящных искусств. Брюссель

Наиболее полное собрание произведений художника хранится в музее Прадо.

Произведений Босха нет в Эрмитаже, но имеется небольшая картина «Ад» * начала XVI века — работа неизвестного последователя великого художника.

Иероним Босх Семь смертных грехов. 1475—1480. Прадо

Отзывы о Босхе в литературе XVI в. довольно немногочисленны, и авторы обращают своё внимание прежде всего на присутствие в его картинах разнообразных чудовищ и демонов, на невероятное соединение частей человеческого тела, растений и животных, названных одним венецианцем «нечистью».

Иероним Босх Слышащий лес и зрячее поле. Перо, бистр. 20,2 х 12,7 см. Гравюрный кабинет. Берлин

Для современников Босха его картины имели гораздо больший смысл, чем для современного зрителя. Необходимые пояснения к сюжетам средневековый человек получал из разнообразных символов, которыми изобилуют картины Босха.

В последние годы жизни художник обращается исключительно к сюжетам о Христе («Поклонение волхвов», «Увенчание терновым венцом», «Несение креста»).

В них он уходит от изображения фантастических чудовищ преисподней, но пришедшие им на смену реальные образы палачей и свидетелей трагедии — злобных или равнодушных, жестоких или завистливых — гораздо страшнее босховских фантазий.

В картине «Христос, несущий крест» Христос как бы не в силах смотреть на эту беснующуюся вакханалию зла, он изображен с закрытыми глазами. Это было последнее произведение Босха.

Иероним Босх Несение креста. 1515—1516. Музей истории искусств. Вена

Значительное количество символов Босха являются алхимическими. Алхимические стадии превращения зашифрованы в цветовых переходах; зубчатые башни, полые внутри деревья, пожары, являясь символами Ада, одновременно намекают на огонь в опытах алхимиков; герметичный же сосуд или плавильный горн — это ещё и эмблемы чёрной магии и дьявола.

Иероним Босх Несение креста. 1505. Королевский дворец. Мадрид

Босх использует и общепринятую в средневековье символику бестиария — «нечистых» животных: на его картинах встречаются верблюд, заяц, свинья, лошадь, аист и множество других.

Босх рисовал героев триптиха голыми, чтобы максимально обнажить человеческие пороки. Чтобы сама человеческая природа не пряталась под рубищем, рясой или напудренным париком.

Бестиарий (от лат. bestia «зверь») — средневековый сборник зоологических статей (с иллюстрациями), в которых подробно описывались различные животные в прозе и стихах, главным образом, с аллегорическими и нравоучительными целями.

Иероним Босх Несение креста. 1490—1500. Музей изящных искусств. Гент

Другие часто встречающиеся символы:

  1. перевёрнутая воронка — атрибут мошенничества или ложной мудрости;

2. Жаба, в алхимии обозначающая серу, — это символ дьявола и смерти, как и всё сухое — деревья, скелеты животных.

3. сова — в христианских картинах может быть интерпретирована не в антично-мифологическом смысле (как символ мудрости).  Сова служит злу как ночная птица и хищник. Она символизирует глупость, духовную слепоту и безжалостность всего земного. Она же фаллический символ

4. Фонтан жизни — источник, дарующий жизнь всему сущему, скомпрометирован у Босха совой — символом тьмы, духовной слепоты и ереси. Должно быть, таким образом художник визуализирует популярную в те годы идею о том, что всякая жизнь — греховна. Некоторые искусствоведы усматривают здесь астрологические параллели. Розовый хитиновый фонтан — это Рак, сова — символ темного «несчастливого» Сатурна. Сатурн в Раке — зловещий астрологический прогноз, ассоциировавшийся во времена Босха с Судным днем.

5. Утки  — «низкими тварями»,  поскольку они «погружаются в грязь по самые глаза»

6.  Лебедь —  непорочный символ Братства Богоматери

7. Черные птицы — грех

8. Полое яйцо — символ ложной веры или пустой души, не познавшей бога.

9. Полумесяц — враги христианской веры

10. Ежевика  — символ чистоты Девы Марии

11. Земляника — знак праведности и трудолюбия
12. Гигантские ягоды- аллегория распущенности — в первую очередь, сексуальной.
13. Удод  — «греховнее, нежели сам дьявол», поскольку рядится в прекрасные перья, но питается испражнениями

14.  Прозрачные сосуды- алхимическая аллегория: любовники «реагируют» друг с другом подобно химическим элементам в колбах и ретортах. Однако, люди отгородившиеся прозрачной «броней», могут символизировать такой порок как эгоизм

15. Рассохшееся дерево в форме перевернутой воронки — образ, который несет в себе двойную обличительную мощь. Полое дерево — это символ смерти, ада, безверия. Перевернутая воронка — атрибут ложной мудрости и мошенничества (см. «Извлечение камня глупости«).

16. Рыба  — универсальный символ. В Средние века изображение рыбы могло означать Христа, знак зодиака, Луну, воду, флегматический темперамент, быть атрибутом любострастия, служить символом поста. В конце концов, рыба могла означать просто рыбу.

17. Лестницы-  путь к познанию, а познание, как известно, чревато грехопадением. То есть, лестницы у Босха выполняют те же функции, что и птицы, рассохшиеся пни или пустые кувшины — символизируют порок.

18.   Коньки —  согласно средневековым представлениям, нижний круг ада представляет собой замерзшее озеро. Кроме того, коньки, возможно, ассоциировались у художника с праздностью. К примеру, один из «конькобежцев» с триптиха «Искушение святого Антония» держит в клюве бумагу, на которой начертано слово «лень».

Иероним Босх Сад земных наслаждений

Манеру живописи Босха много копировали, как только выяснилось, что это гарантировало выгодную продажу картин. Сам Босх следил за изготовлением копий некоторых своих работ.
Произведений Босха нет в Эрмитаже, но имеется небольшая картина «Ад» * начала XVI века — работа неизвестного последователя великого художника.

В середине XVI в., спустя несколько десятилетий после смерти Босха, началось широкое движение возрождения причудливых созданий фантазии голландского живописца.

Это увлечение длилось несколько десятилетий.

Успех гравюр, сделанных по мотивам босховской «нечисти», немедленно вызвал к жизни всевозможные подражания и реплики (вплоть до сознательных подделок).

Все эти изображения были хотя бы частично выдержаны в духе Босха — с обилием чудесных и чудовищных созданий.

Особый успех имели гравюры, иллюстрирующие пословицы и сцены из народной жизни.

Даже Питер Брейгель сознательно использовал имя Босха в коммерческих целях, «подписывая» гравюры, сделанные по мотивам рисунков мастера, что сразу повышало их ценность.

Корабль дураков 1495-1500 Лувр Париж

Корабль традиционно символизировал Церковь, ведущую души верующих к небесной пристани.

У Босха на корабле вместе с крестьянами беспутствуют монах и две монахини — явный намёк на упадок нравов как в Церкви, так и среди мирян.

На развевающемся розовом флаге изображен не христианский крест, а мусульманский полумесяц, а из гущи листвы выглядывает сова.

Монахиня играет на лютне и оба поют, а может быть пытаются схватить ртом блин висящий на шнуре, который приводит в движение человек с поднятой вверх рукой.

Лютня, изображенная на полотне в виде белого инструмента с круглым отверстием посередине, символизирует вагину, а игра на ней обозначает разврат (на языке символов мужским эквивалентом лютне считалась волынка).

Грех любострастия также символизируют традиционные атрибуты — блюдо с вишнями и висящий за бортом металлический кувшин с вином.

Грех чревоугодия недвусмысленно представлен персонажами весёлой пирушки, один из которых тянется с ножом к жареному гусю, привязанному к мачте; другой в приступе рвоты перевесился за борт, а третий гребёт гигантским черпаком как веслом.

Монах и монахиня с упоением распевают песни, не ведая, что Корабль Церкви превратился в свой антипод — Корабль Зла, без руля и ветрил влекущий души в Ад.

Корабль представляет собой диковинное сооружение: мачтой ему служит живое, покрытое листьями дерево, сломанная ветка — рулём.

Высказывались мнения, что мачта в виде дерева соотносится с так называемым майским деревом, вокруг которого происходят народные празднества в честь прихода весны — времени года, когда и миряне, и духовенство склонны преступать моральные запреты.

Извлечение камня глупости

Извлечение камня глупости. 1475—1480. Прадо

Эта картина представляет фольклорную линию в творчестве художника.

В «Извлечении камня глупости» посреди унылого, однообразного пейзажа разместились четыре человека.

Голландское выражение «иметь камень в голове» означало «быть глупым, безумным, с головой не на месте».

Рядом со столиком в кресле сидит седовласый простак, над которым стоит врач-шарлатан с воронкой на голове и проводит операцию по удалению «камня глупости».

За операцией наблюдают монах и монахиня. Во времена Босха существовало поверье: сумасшедшего можно исцелить, если извлечь из его головы камни глупости.

Шарлатанство по Босху — неотъемлемый, обязательный спутник человеческой глупости. Образы шарлатанов у него встречаются весьма часто, особенно в раннем творчестве.

Голландское выражение «иметь камень в голове» означало «быть глупым, безумным, с головой не на месте». Сюжет удаления «камня глупости» прослеживается в голландских гравюрах, живописи и литературе вплоть до XVII в. Орнаментальная надпись вверху и внизу гласит: «Мастер, удали камень. Меня зовут Лубберт Дас».

Считается, что картина была написана самим Иеронимом Босхом или как минимум в его мастерской.

Картина «Извлечение камня» написана в форме тондо (тондо — это круглая по форме картина (сокращение от итал. rotondo — круглый).

Такая форма картин была особенно популярна в ренессансной Италии, в частности, во Флоренции). У Босха не раз встречается этот формат.

В работах итальянских художников от Боттичелли до Рафаэля тондо — это символ идола, поскольку круг на плоскости, а шар в пространстве, согласно учению Платона, есть самая идеальная фигура. Но в Северном Возрождении, и у Босха в первую очередь, круг имеет другой смысл — это знак всеобщности, всемирности.

Когда нидерландский художник заключает какую-то композицию в круг, мы сразу должны принять к сведению, что этим он подчеркивает, что перед нами не единичный случай, а аллегория всего рода человеческого.

Орнаментальная надпись на чёрном фоне гласит: «Мастер, удали камень. Меня зовут Лубберт Дас». Лубберт — имя нарицательное, обозначающее слабоумного.

Персонаж с воронкой на голове по одной из версий высмеивается как явление ярмарочного фарса — простачок или муж-рогоносец.

По другой версии перевернутая воронка – знак хитрости, обмана — предмет, изспользуемый не по назначению.

У Босха часто появляются такого рода символы — вещь, которая находится не на своем месте или используется не так, как ей положено, как знак некой противоестественности.

На голове монахини-бегинки, которая присутствует здесь как спутница шарлатана, лежит книга — еще один знак лжемудрости (книга, положенная на голову женщине, понималась как «руководство» для жуликов и обманщиков). Знание помещено не внутри, а снаружи.

По другой версии закрытая книга на голове монахини и воронка хирурга соответственно символизируют, что знание бесполезно, когда имеешь дело с глупостью, и что врачевание подобного рода — шарлатанство.

Также есть точка зрения, что воронка — это отсыл к алхимии. Пустой кувшин на поясе у врача указывает на неутолимое, безграничное корыстолюбие.

Монах то ли отпускает грехи, то ли отвлекает внимание оперируемого. Кувшин в его руках вероятно с вином.

Если монах участвует в операции, то это средство, чтобы забыть о боли. Вино может указывать и на пьянство монаха. Как правило кувшин рассматривается негативно.

Традиционно картина трактуется как антиклерикальная аллегория, где монах с монашкой убедили несчастного на бесполезную операцию у шарлатана. Они в сговоре против несчастного. И тогда кошель у женщины указывает и на её материальный интерес в афере, что она толкнула Лубберта Даса на операцию.

На картине вопреки ожиданиям извлекается не камень, а цветок, ещё один цветок лежит на столе. Существует спорная версия, по которой это тюльпан, который в средневековой символике подразумевал глупую доверчивость и/или обман.

Установлено, что тюльпаны появились в Европе не ранее 1530-х годов, то есть через два десятилетия после смерти Босха.

В 1956 г. были попытки объяснить связь между камнем и цветком, обращаясь к старым словарям. Установлено, что слово «tulpe» имеет коннотацию (связь) с глупостью, гвоздики — связаны со словом «keyken» (немного камня).

Возможно, Босх обратился к символам, чтобы изобразить цветы вместо камней. По другой версии, цветок соотносится с идеей запретных наслаждений, которые в религиозной картине мира и есть не что иное как глупость.

Кинжал, проткнувший кошель пациента, символизирует аферу.

Тапочки под стулом символизируют супружескую верность.

Если присмотреться, то в пейзаже, среди коричневато-рыжих равнин, появляется изображение виселицы и колеса для пыток как знака неизбежной расплаты, может быть, не на этом свете, но в каком-то отдаленном будущем. Виселица, колесо как инструмент пытки и казни, на фонах у Босха встречаются очень часто, потом эти мотивы будут присутствовать и у Брейгеля.

Триптих «Сад наслаждений земных»

Закрытые створки триптиха

Открытые створки триптиха 

Центральная часть триптиха представляет собой панораму фантастического «сада любви», населенного множеством обнаженных фигур мужчин и женщин, невиданными животными, птицами и растениями.

Влюбленные беззастенчиво предаются любовным утехам в водоемах, в невероятных хрустальных сооружениях, скрываются под кожурой огромных плодов или в створках раковины.

Великолепная по живописи картина напоминает яркий ковер, сотканный из сияющих и нежных красок. Но это прекрасное видение обманчиво, ибо за ним скрываются грехи и пороки, представленные художником в виде многочисленных символов, заимствованных из народных поверий, мистической литературы и алхимии.

На картине » изображены странные птицы: весьма реалистичные, но невероятных, гигантских размеров существа, на фоне которых роятся крошечные обнаженные человечки. Хотя ничего страшного в изображении этих птиц вроде бы нет, они производят жуткое впечатление. Оно усиливается видом огромной красной ягоды, принесенной в клюве одной из птиц.

Или так называемое меланхолическое чудовище: «ноги» состоят из древесных стволов, а «тело» представляет собой надколотое яйцо.

В зияющем отверстии, как в темной пропасти, виден кабак, заполненный пьющими и жующими людьми. Можно часами рассматривать, чем занимается каждая из праздно веселящихся внутри фигур. А отойдя подальше, замечаешь, что яйцеобразное существо имеет свое «лицо» – застывшую в терпеливом ожидании маску, которая, кажется, в любой миг готова поглотить этот заключенный внутри нее мирок.

Первым расшифровать это произведение попытался один испанский монах в 1605 г.

Он считал, что в нем дан собирательный образ земной жизни человека, погрязшеro в греховных наслаждениях и забывшего о первозданной красоте утраченного рая и потому обреченного на гибель в аду.

Рай и Ад на триптихе «Сад наслаждений земных»

В данном случае дьявольская колода не случайно красного цвета — это намек на кардинальское платье. Прячущиеся под трухлявым пнем священники слепы, глухи и бессильны. Они также увязли во грехе, как алхимики и удод. Исследователи считают, что Босх противопоставляет им расположившуюся неподалеку группу «правильных католиков» (к примеру, членов Братства Богоматери в Хертогенбосе, родном городе художника). Они, хоть и укрыты прозрачным куполом истинной веры, но, кажется, тоже в ужасе от происходящего вокруг.

Этот фрагмент может иллюстрировать старинную нидерландскую поговорку: «Стекло и любовь — как они недолговечны!».

Кавалькада всадников, восседающих на козерогах, тельцах, львах и других (экзотических и не слишком) животных — это, очевидно, сатирическое изображение еще одной лженауки и полуереси — астрологии. Круг животных (по-гречески — «зодиак») движется против часовой стрелки. То есть, по мнению Босха, противоестественным образом.

Во времена Босха в Нидерландах было в ходу выражение «похоть — это музыка плоти».

К музыке было принято относится как к легкомысленному развлечению, предваряющему любовные утехи.

Полифоническую музыку считали греховным проявлением, а ее исполнение в церкви — изощренной формой ереси.

 Босх разделял мнение католического престола, поскольку превратил музыкальные инструменты в пыточные орудия — точь-в-точь, как это делают в наше время некоторые музыканты-авангардисты.

Птицеголовый монстр — это Дьявол, пожирающий души грешников.

Восседая на «позорном стуле», он испражняется ими в адскую выгребную яму.

На голове у Дявола — горшок, символизирующий (как и всякий пустой сосуд) безверие.

Кувшины на ногах призваны подчеркнуть хромоту, которой Дьявол обзавелся вследствие низвержения с небес.
Существует теория, согласно которой клювастое чудище — это безжалостное время.

В астрологических книгах Сатурн или Кронос часто изображался хромым или одноногим, отсутствующую ногу нередко подпирал знак Водолея в виде кувшина.

Кроме того, некоторые исследователи полагают, что кувшины на ногах Кроноса — это котурны, как у актеров, игравших в греческих трагедиях.

Грешник, обнимающийся со свиньей в монашеском головном уборе, — еще один сатирический выпад в сторону католической церкви, чью жадность Иероним Босх неустанно критиковал в своих картинах.

На коленях у него документ, скрепленный печатями, еще один персонаж (с символизирующей ересь жабой на плече) прикрывает печатью голову.

Нужно полагать, это индульгенции, торговлю которыми Босх, не без оснований, считал мошенничеством.

Так называемое «меланхоличное чудовище» получило свое прозвище благодаря невозмутимому выражению лица. Кажется, его ничуть не тревожит тот факт, что его древесное тело высохло и растрескалось, а в чреве у него пирует компания разудалых социопатов.

Мертвое дерево, полое яйцо — символы смерти и греха, которые изобличают в данном случае конкретный порок — пьянство.

Ноги древесного существа неслучайно «обуты» в лодки — несмотря на основательную конституцию, парня штормит и покачивает.

Некоторые исследователи считают, что это автопортрет.

Лицо дерева-выпивохи, в самом деле, выписано с особым тщанием, как будто Босх старался сделать его похожим на кого-то конкретного. Однако, если сравнить «меланхоличное чудовище» с другими предполагаемыми автопортретами, сходство обнаружится весьма условное.

Свидетельств того, что Иероним Босх водил дружбу с бутылкой или, напротив, состоял в хертогенбосском обществе трезвенников, до нас не дошло. Так что, судить о том, насколько образ личный, трудно.

Ассоциации, которые связаны с ножами, не нуждаются в сложных трактовках: мученическая смерть, пытки, воздаяние за грехи.

Куда больший интерес вызывает клеймо «М», которым помечены клинки «Сада земных наслаждений». По мнению некоторых исследователей, «М» может означать начальную букву в слове «мир» — «mundus». А может и имя Антихриста, которое по средневековым пророчествам должно начинаться с этой буквы.

Телесный низ — магистральная тема творчества Босха.

Обусловлено это тем, что задница была едва ли не главной героиней средневекового нидерландского фольклора.

Умудренные опытом мужи говорили в назидание юнцам, что «всякий человек сам готовит прут для своей задницы».

Юных прелестниц пугали тем, что «если слишком долго любоваться своим отражением в зеркале, увидишь задницу черта».

Изображение задницы, пронзенной стрелой, символизировало божью кару за грехи.

Это транскультурный символ, который ничуть не утратил важности за последние 500 лет. И во времена Босха, и сейчас неприятности валятся отнюдь не на наши головы.

Дополнительный материал:

  1. Как понимать Босха https://zen.yandex.ru/media/artforintrovert/kak-ponimat-bosha-5-glavnyh-simvolov-5eb5710da9db2404f2bc5a18  дата обращения 19.10.2020

2. Как расшифровать Босха  https://arzamas.academy/mag/530-jheronimus  дата обращения 19.10.2020

3. https://artchive.ru/publications/1619~Boskh_ego_znaet_glavnye_simvoly_Sada_zemnykh_naslazhdenij_krupnym_planom    дата обращения 19.10.2020

Живопись, Искусство МХК , , , , , ,
About Старикова Юлия