Статьи по теме

12.10.2020

Гольбейны: отец и сыновья

Ганс Гольбейн Старший (1465-1524)

Ганс Гольбейн Старший родился в городе Аугсбурге, в семье ремесленника, занимавшегося обработкой кожи. В юности Гольбейн много путешествовал. Предполагают, что он работал в мастерской Мартина Шонгауэра и посетил Нидерланды.

К 1494 году художник вернулся в родной город и женился на дочери Фомы Бургмайра, преуспевающего аугсбургского живописца. Дело в том, чтобы иметь собственную мастерскую в те далекие времена мастер должен быть женат. Таковы условия и правила быта у ремесленников. У него рождаются два сына — Амброзиус и Ганс. Амброзиус и Ганс и когда очень способные к живописи сыновья подросли, они активно включились в работу мастерской отца, в ту пору уже известного и преуспевающего мастера. Амброзиус умер очень молодым, к сожалению, и то небольшое количество его работ, которое дошло до нашего времени, говорит о большом таланте художника. Его второй сын Ганс Гольбейн Младший — гениальный художник Северного Возрождения — своею славой затмил отца и в течение долгого времени многие творения Ганса Гольбейна Старшего приписывались сыновьям, в первую очередь Гансу Гольбейну Младшему, к которому всегда было приковано внимание исследователей.

Рисунок Ганса Гольбейна Старшего. Ганс и Амброзиус Гольбейны. 

Дела Гольбейна идут очень успешно, он становится во главе большой мастерской, одной из самых значительных в Южной Германии. Сначала ближайшими помощниками Гольбейна были его брат Зигмунд и Леонард Век, потом в деятельность мастерской активно включаются очень способные к живописи сыновья.

Процветанию мастерской во многом способствовала атмосфера Аугсбурга, который к концу XV века становится центром Швабии, крупнейшим торговым и ремесленным городом, где развиваются оружейное дело, книгоиздательство и прикладное искусство. Художники пользуются покровительством богатейших семей. Аугсбургские гуманисты, советники императора Максимилиана, способствуют распространению знаний о новейших явлениях европейской культуры. Свободный космополитический дух города в значительной степени обусловил не только развитие искусства живописи, но и органичное восприятие идеалов Ренессанса. Желание следовать моде и удовлетворять вкусы образованных заказчиков, привело к культу внешней красоты формы, порой за счет утраты глубокого внутреннего содержания.

В 1532 году религиозные смуты заставили Гольбейна снова покинуть Базель и отправиться в Англию, где были исполнены им в эту пору многие портреты, в том числе внешней красоты формы, порой за счет утраты глубокого внутреннего содержания.

Гольбейн лучше других мастеров сумел воспринять и выразить новые эстетические идеалы эпохи, что в конечном итоге и определило его лидирующее положение среди аугсбургских живописцев. Многие из них начинают подражать живописной манере Гольбейна, к числу его последователей и учеников можно отнести Ганса Бургмайра, Иорга Брея, Мартина Шаффнера и некоторых других художников.

Слава Гольбейна выходит за пределы Аугсбурга. Его приглашают работать во многие города Южной Германии. В 1499 году он работает в Ульме, два года спустя Гольбейн пишет алтарные картины для доминиканцев во Франкфурте-на-Майне. В начале века художник неоднократно выполняет заказы эльзасских монастырей, а в 1516 году он принимает решение окончательно переехать в Эльзас и поселяется в Изенгейме, где и умирает спустя восемь лет.

Ганс Гольбейн Старший. Мадонна с младенцем 

В последние годы жизни, после закрытия аугсбургской мастерской Гольбейн работает вместе со своими сыновьями. С сыном Гансом он создает росписи интерьеров и фасадов дома Якова Гертенштейна в Люцерне, в которых сцены охоты сочетались с жанровыми композициями.

В двадцатые годы Гольбейн отходит от активной деятельности и лишь иногда выступает как помощник своего сына. Так было во время работы над алтарем Ганса Оберрида, где Гольбейн Старший исполнил только несколько донаторов.

Сотрудничество между членами семьи Гольбейн было очень тесным, что делает различие индивидуальных манер чрезвычайно сложной задачей. Вероятно, именно поэтому в течение долгого времени многие творения отца приписывались сыновьям, в первую очередь Гансу Гольбейну Младшему, к которому было приковано внимание исследователей.

Ранние произведения художника сделаны еще целиком в традициях немецкой живописи XV века. Они показывают влияния нидерландской школы и особенно Рогира ван дер Вейдена:

• в тщательной светотеневой моделировке форм,

• в обилии натуралистически точных деталей.

• объемные фигуры часто пишутся на условном золотом фоне,

• активно используются готические декоративные мотивы.

• В ранних произведениях проявилось:

• незаурядное колористическое мастерство художника,

• стремление к соразмерной и сгармонизированной композиции с ясно выделенным центром.

• Красота целого для Гольбейна всегда важнее выразительности отдельного образа.

Постепенно в творчестве Гольбейна появляется интерес к пространственным решениям.

В картинах Кайсгеймского алтаря 1502 года композиция еще строится как в рельефе и действие развивается параллельно картинной плоскости, то через два года в изображении «Базилики св. Павла» художник пытается создать сложное, развертывающееся в глубину, многоплановое пространство.

Окончательный переход к ренессансному стилю можно наблюдать в работах 1508 — 16 годов. Примечательно, что освоение нового стиля начинается с пристального интереса к ренессансной декорации. Мастер охотно копирует архитектурные мотивы, орнаменты, скульптурные украшения.

Наиболее совершенным творением Гольбейна считается алтарь св. Себастьяна, сейчас хранящийся в мюнхенской Пинакотеке.

Сохранилось очень мало живописных портретов, но существует значительное количество рисунков, в большинстве своем сделанных серебряным карандашом. Эти рисунки создавались и как вспомогательные штудии для многофигурных композиций, и как самостоятельные портретные изображения, по всей видимости пользовавшиеся большим успехом.

Лучшее творение художника — «Страсти Господни в серых тонах».

Это цикл из 12 панелей — последние эпизоды земной жизни Христа. Он был создан в 1494-1500 годах в Аугсбурге. Музей Штутгарта приобрел его в 2003 году за 12 млн. евро у князя Фюрстенберга, семья которого владела картинами с 1853 года.

 

Ганс Гольбейн (Младший)

Ганс Гольбейн (Младший) (1497, Аугсбург — 1543, Лондон) — живописец, один из величайших немецких художников. Самый знаменитый представитель этой фамилии. Предыдущая история картин не известна.

Родился в Аугсбурге, Германия, учился живописи у своего отца — Ганса Гольбейна-старшего. Испытал влияние Ханса Бургкмайра.

Позже с братом Амброзиусом Гольбейном переселился в Базель (Швейцария). В городе Гольбейн познакомился со многими гуманистами и учёными этого периода, в том числе с Эразмом Роттердамским. По просьбе последнего иллюстрировал его работу «Похвала глупости». Гольбейн иллюстрировал и другие книги, участвовал в создании немецкого перевода Библии, создавал витражи и писал портреты.

Ганс Гольбейн  Младший. Портрет жены и детей

В 1516 году он написал портрет бургомистра Мейера и его жены, а также живописца Ганса Гербстера, в следующем году — фрески внутри и на наружных стенах дома Гертенштейна в Люцерне. По возвращении осенью 1519 года в Базель, много работал над декорированием внешних фасадов домов.

«Мёртвый Христос в гробу», 1521—1522, Художественный музей, Базель, картина, от которой, по словам князя Мышкина в романе Достоевского «Идиот», «у иного ещё вера может пропасть».

Важнейшие произведения базельского периода Гольбейна: портрет юриста Бонифация Амербаха; десять картин страстей Господних, изображения Рождества Христова и Поклонения волхвов; Мадонна со святыми для города Золотурна; наконец, знаменитая Мадонна семейства Мейер.

К этому же времени относятся портреты Эразма Роттердамского, Доротеи Оффенбург рисунки к Ветхому Завету и «Пляска Смерти», гравированные на дереве.

Портрет Джейн Сеймур, королевы Англии, 1536 год, Музей истории искусств, Вена

В 1526 году Гольбейн перебрался в Англию. Там писал исключительно портреты. По возвращении в Базель в 1528 году Гольбейн   окончил фрески в зале ратуши и написал несколько портретов.

В 1532 году религиозные смуты заставили Гольбейна снова покинуть Базель и отправиться в Англию, где были исполнены им в эту пору многие портреты, в том числе находящиеся ныне в Берлине, Виндзоре, Гааге, Брауншвейге и Вене. К этому времени относятся его портреты золотых дел мастера Томаса Моретта (Дрезден), сэра Ричарда Соутвеля, Томаса Уайетта, а также «Колесо Фортуны». Ему удалось сделаться придворным живописцем короля Генриха VIII.

Портрет Генриха VIII

Помимо работы портретистом, Гольбейн создавал эскизы придворных облачений монарха.

До нас дошло несколько гольбейновских портретов Генриха VIII, королевы Джейн Сеймур, Эдуарда VI, герцога Норфолка и так далее.

Последний период своей жизни художник проводил между Базелем и Лондоном. В 1543 году, между 7 октября и 29 ноября, он умер от чумы, свирепствовавшей в Лондоне.

Живописные произведения Гольбейна отличаются:

· тонкой выработкой рисунка,

· пластичной моделировкой,

· прозрачностью светотени,

· сочностью и шириной кисти

· рисунки полны едкого сарказма, тонкой наблюдательности

· несмотря на свою жизненную правду и индивидуальность, поражают красотой формы и отделки.

Значение Гольбейна в немецком искусстве увеличивается ещё тем, что он перенес в Германию расцвет итальянского возрождения, не утратив при этом своего национального характера — в его работах ощутимы пути, намеченные в портретах Дюрера.

Для своих портретов художник предварительно выполнял очень тщательные карандашные наброски, некоторые из которых сохранились. Тени и свет наводились углем, мелом и сангиной. В эскизах Гольбейн обращал, преимущественно, внимание на лицо, не набрасывая руки.

Амброзиус Гольбейн

Амброзиус Гольбейн (нем. Ambrosius Holbein, 1494—1519) — немецкий живописец, сын Ганса Гольбейна Старшего (1465—1524) и брат Ганса Гольбейна Младшего (1497—1543). Подобно своему младшему брату, Гансу, Амброзиус родился в Аугсбурге (в современной Баварии), который был в то время свободным имперским городом, а также центром искусств, культуры и торговли. Отец, Ганс Гольбейн Старший был новатором и первооткрывателем в преобразовании техники немецкой живописи на этапе перехода от Готики к Ренессансу. В его мастерской оба его сына, Амброзиус и Ганс, получили первые уроки живописи, а также познакомились с ювелирным делом и с гравировальным мастерством.

В 1515 Амброзиус жил в швейцарском городе Штайн-ам-Райн, где он работал как подмастерье в мастерской Ханса Хорбста над фресками в главном зале монастыря святого Георгия.

Амброзиус Гольбейн

В 1517 году был зачислен в гильдию живописцев Базеля, а в 1518 был натурализован как гражданин этого города. В Базеле он делил мастерскую со своим младшим братом Гансом. У них было много небольших заказов на гравюры от издателей книг в Базеле, а также на портреты и на картины религиозного содержания.

Умер Амброзиус Гольбейн, предположительно, около 1519 года.

Задание к статье: заполните таблицу по прочитанному материалу

Живопись, Искусство МХК , , , , ,
About Старикова Юлия

Leave a Reply

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *