Статьи по теме

17.10.2012

ГЕОРГИЙ СВЯТОЙ ПОБЕДОНОСЕЦ

Страница находится в работе

Годы жизни :     (?—303)

— святой великомученик христианской церкви. Родом из г.Лидды в Каппадокии, Малая Азия.

       Его имя (греч. Georgios) производят от Georgos — «возделывающий землю» и связывают с покровительством скотоводческим и земледельческим дохристианским культам.

Согласно жизнеописанию, изложенному в «Золотой легенде», Георгий служил в римском войске, был  коми́том (приближенным) императора Диоклетиана (284—305), жестокого гонителя христиан.

      Исповедуя христианство, Георгий тяготился своим положением. Он явился в сенат и потребовал от императора прекратить гонения. Разгневанный Диоклетиан приказал бросить Георгия в темницу. Его подвергли пыткам: колесовали, заставляли пить яд, закапывали живым в землю. Но каждый раз Георгий оставался невредимым (мотив троекратного умирания и оживания, «жизни и смерти» входит в христианскую    символику мученичества).

     23 апреля 303 г. в Лидде в возрасте около 30 лет Георгий был обезглавлен.

Св. великомученик Георгий, так же, как святые Дмитрий СолунскийЕвстафийМаврикий, Мартин Турский,Федор СтратилатФедор Тирон, считается небесным покровителем воинов.

Тбилиси

 

 

        В Византии Св. Георгий почитался с V в. как покровитель военной знати, императоров династий Комнинов и Палеологов. Поэтому в византийском искусстве Св. Георгия изображали в одеянии и вооружении «византийских всадников». Он одет в скарамангий (восточную тунику), панцирь с плечевыми пластинами, плащ, застегнутый на правом плече фибулой. Вооружен копьем с яблоком под наконечником, круглым или миндалевидным щитом. На  иконах XI—XII вв. встречается изображение Св. Георгия Триумфатора, гарцующего на боевом коне (таким же образом изображается Св. Дмитрий Солунский, но, как правило, не с копьем, а с мечом).

       В византийском и западноевропейском искусстве Св. Георгия показывали также стоящим на молитве с собственной отрубленной головой в руках .

       Более всего популярна легенда о Георгии-змееборце.

Умерщвление чудовища — обязательный подвиг «солнечных» богов и героевАполлонаРаМардукаБеллерофонтаГеракла,                                                                                                                                                 ПерсеяЯсона.

Сюжет о поединке со змеем связывают также с древнейшими мифами о борьбе кочевников-всадников с земледельцами, поклонявшимися богу земли — змею (сравн. Эрихтоний).

      В славянских сказаниях имя Георгий трансформировалось в Юрий, Юрей или Егорий (болг. Герги), и его связывали с греч. Heros (сравн. ГераЭрос), возможно, одним из имен божества Солнца. Почитался как «скотий бог» (сравн. Св. Власий — см. Веласко; «Флор и Лавр»).

 23 апреля праздновался «весенний Егорий», святой охранял стада, выводившиеся в этот день после зимы на пастбища.

        Согласно христианской версии, изложенной в «Золотой легенде», у г. Бейрута в Ливане (в другом варианте: у Силены, или Ласие, в Ливии), жители которого были язычниками, в болоте поселился страшный змей (дракон).

Ему отдавали на съедение самых красивых и знатных юношей и девушек города.

Жребий дошел до дочери правителя. В это время мимо города проезжал Георгий. Свернув к воде, чтобы напоить коня, он услышал плач девы (г. Каппадокия, откуда родом Георгий, олицетворяла Дева; см. также родственные сюжеты:             «Персей и Андромеда»«Анжелика и Роже»; в русских легендах царевну зовут Елисава, или Елена — греч. Hele — «солнечный свет»).        Георгий ранит змея копьем (в других вариантах — молитвой), и принцесса ведет его в город на поводке, «как послушного пса».

         Увидев это, жители города принимают крещение, обращаются в истинную веру. В Средневековье эту историю трактовали аллегорически: Георгий — «христово воинство», насаждавшее христианскую веру в чужих землях; змей или дракон — олицетворение сарацинмусульман; дева в плену у змея — христианская Церковь.

           В более редких изображениях Св. Георгий поражает копьем не змея, а волка либо вепря, поскольку тот и другой олицетворяют преисподнюю, иногда Георгий поражает скованную человеческую фигуру — олицетворение дьявола.

           В иных версиях этой истории царь города преследовал христиан, и за это в наказание ему послан змей,   а его дочь была тайной христианкой. Наибольшую популярность образ Св. Георгия приобрел в эпохуКрестовых походов.

          Крестоносцы рассказывали, как во время штурма Иерусалима в 1099 г. на их стороне воевал Георгий, явившись на коне в белом плаще с красным крестом.

          Английский король Ричард I Львиное Сердце (1189—1199), один из организаторов Третьего Крестового похода, поднял в память этого события на своем корабле белый стяг с красным крестом.

        В 1222 г. Св. Георгий становится небесным покровителем Англии, в 1350 г. английским королем Эдуардом III был учрежден орден Подвязки1 в честь Св. Георгия, а в 1605 г. при короле Якове Стюарте, объединившим Англию и Шотландию, красный крест английского флага был соединен с косым «андреевским» крестом Шотландии, небесным покровителем которой был Св. Апостол Андрей (см. Апостолыкрест).

           В западноевропейских алтарных картинах и статуях Св. Георгия изображали рыцарем-крестоносцем в латах со щитом, на котором начертан красный крест, либо с вымпелом, аналогичным Хоругви Воскресения (символ победы над смертью) — белым с красным крестом полотнищем, раздвоенным на конце.

         Так же изображаются Св. Виктор Марсельский и Св. Ансан Сьенский(имеющие схожие жизнеописания, тоже казнены императором Диоклетианом). Св. Георгий считается покровителем Грузии, от его имени произошло название этой страны (греч. Georgia). Сцены единоборства со змеем изображались по-разному в искусстве стран Западной и Восточной Европы.

В искусстве Готики образ Св. Георгия вошел в иконографию рыцарских сюжетов и культа Прекрасной Дамы как защитника слабых и угнетенных .

     Св. Георгия в полном вооружении представляют в донаторских композициях — алтарных картинах с изображением Мадонны он стоит рядом, как бы охраняя Св. Деву, часто вместе с другими великомучениками — Св. Себастьяном и Св. Флорианом.

     Святого Георгия в золотых латах мы видим на знаменитой картине эпохи Северного Возрождения «Мадонна каноника фан дер Пале» (1434—1436) работы Я. фан Эйка. В композиции «Св. Георгий» церкви Св. Николая в Стокгольме скульптор    Б. Нотке представил всадника, замахнувшегося на дракона мечом, сломанное копье лежит рядом.

        Мотив сломанного копья символизирует тяжесть борьбы за христианскую веру. Символическое значение придавалось и поясу принцессы, которым она обвязала шею поверженного дракона, — знак «обручения с Церковью».

               На древке вымпела Св. Георгия иногда изображаетсямонограмма Христа — символ победы над язычеством (см. лабарум).

В эпоху Барокко великий живописец   П. Рубенс в своей прощальной картине «Св. Георгий» (ок. 1640) для церкви Св. Иакова в Антверпене написал себя в образе воина, в латах, со знаменем, в окружении своей семьи.

 В Италии церкви, посвященные Св. Георгию, называются Сан Джорджьо (San Giorgio).

   На Руси Киевский князь Ярослав Мудрый (1019—1054) принял при крещении имя Георгий и в 1030 г. в честь святого основал г. Юрьев.

     В 1037 г. князь Ярослав начал строительство Георгиевского монастыря в Киеве (не сохранился).

День освящения храма Георгиевского монастыря — 26 ноября 1051 г. — вошел в русскую историю как Юрьев день, или «осенний Георгий».

   В Греции, Сербии, Болгарии, Черногории, так же, как и на Руси, почитался «Егорий Храбрый», всадник (вероятно, связанный с образом фракийского всадника; см. также коптов искусство), защищавший стада от волков, медведей и от «лукавого». Поэтому в народном творчестве Егория часто показывают в окружении стад, коней, а также среди всякого лесного зверья и волков, которые именуются его «псами».

    Известны и включения изображений Георгия в мотив «звериного гона» (см. также византийскую легенду об умножении скотаФеописта).

     В русских сказаниях о «Егории Храбром» этот герой оказывается сыном Софии Премудрой, царицы Иерусалима.

   Он вступает в поединок с «царищем Демьянищем» (императором Диоклетианом) ради искоренения «басурманства» (мусульманства).

Народные представления о святом Георгии — могучем богатыре, устроителе земли — нашли свое яркое выражение в русских духовных стихах, передававшихся изустно и находивших широчайшую аудиторию.

На земле зародился
могучь богатырь

Да по имени Егорий
Свет Храбрый.

Он списал свой лик на образе,
Дак он поставил образ за престол Божий,

Завещал попам, отцам духовным,
Дак всему миру православному.

В народных поверьях Георгий наделен чертами былинного богатыря:

Во лбу красное солнышко,
В затылочке светел месяц.

Св. Георгию на Руси посвящали многие храмы.

      В 1152 г. во Владимире киевский князь Юрий Долгорукий заложил церковь во имя Св. Георгия.

В 1230—1234 гг. строился Георгиевский собор в Юрьеве-Польском; в 1119 г. — Георгиевский собор Юрьева монастыря            близ Новгорода Великого.

В Старой Ладоге в 1165—1166 гг. возведена Георгиевская церковь. В этой церкви сохранилась уникальная фреска, изображающая Св. Георгия всадником в пурпурном плаще, на голове его — красная повязка (см. т. 9, рис. 147).

Древнейшая на Руси икона Св. Георгия написана около 1170 г. на двусторонней доске.

Вероятно, икону заказал новгородский князь Георгий Андреевич вКонстантинополе для Георгиевского собора Юрьева монастыря.

    Царь Иван IV Грозный, опустошив в 1570 г. Новгород, вывез из монастыря икону в Москву. Ныне она хранится в Успенском соборе Московского Кремля.

Св. Георгий изображен фронтально, в воинском облачении, в алом плаще, с копьем в правой руке, левая опирается на меч с крестообразной рукоятью (так же, как в иконах Бориса и Глеба — символ «христианского воинства»).

Замечательна плавь, этой иконы — тончайшие «растяжки»,моделировки тона на лике Георгия, передающие юношеский румянец на щеках.

Изображение Георгия молодым, курчавым в красном плаще свидетельствует о знакомстве русских, прежде всего новгородских, иконописцев с западноевропейской иконографией.

   Св. Георгий был особенно любим в Новгороде. Две самые известные иконы новгородской школы на сюжет   «Чудо Георгия о змие» хранятся в Русском музее в Петербурге .

     В 1464 г. в Москве русский скульптор В. Д. Ермолин под влиянием западной иконографии создал скульптурный образ всадника Георгия, который был помещен над Фроловскими (с 1491 г. Спасскими) воротами Московского Кремля.

      На фасаде Успенского собора подмосковного г. Дмитрова находится полихромный рельеф из майолики, изображающий всадника Георгия, под ним — дракон. Летящий Ангел венчает Георгия короной.

Изображение всадника с копьем или мечом встречается на печатях русских князей с XIII в.

На печати Московского князя Ивана III в 1497 г. появляется всадник («ездец»), поражающий копьем дракона.

Такие же изображения были на монетах.

С 1547 г., когда Иван IV Грозный получил титул царя Всея Руси, на голове «ездеца» стали изображать корону.

В 1562 г. «ездец» занял место на груди двуглавого орла в гербе г. Москвы.

Однако всадник символизировал не Св. Георгия, а власть, знатность и воспринимался как изображение государя.

Его изображали без нимба и в вооружении западноевропейского рыцаря.

Впервые в России Св. Георгием «ездеца» назвал Петр I в 1710-х гг.

Так Св. Георгий стал частью герба России (см. также геральдика).

В 1769 г. императрица Екатерина II учредила орден Св. Великомученика и Победоносца Георгия.

Орден присваивали за особые военные заслуги, он представлял собой равноконечный крест с расширяющимися ветвями, покрытый белой эмалью, в центре — Св. Георгий на белом коне.

Орден дополнялся лентой с тремя черными и двумя оранжевымиполосами. Четырехконечная золотая звезда на ленте имела монограмму «СГ» (Святой Георгий) и девиз: «За службу и храбрость».

Ежегодно 26 ноября в Зимнем дворце в Петербурге проводили торжественные приемы кавалеров ордена Св. Георгия.

В 1777—1778 гг. для этих приемов на заводе Ф. Гарднера был изготовлен специальный Георгиевский фарфоровый сервиз (см. русский фарфор).

В 1787—1795 гг. в Зимнем дворце создан Георгиевский (Мраморный), или Большой Тронный, зал, где установлен мраморный барельеф, который изображает Св. Георгия, поражающего дракона. В Большом Кремлевском дворце в Москве также есть Георгиевский зал (см. «русский стиль»).

1  Темно-синюю орденскую ленту носили обвязанной ниже левого колена

 

 

Дополнительные тексты про Георгия святого Победоносца

 

 

Император задумал истребить всех христиан и при этом заменил практиковавшиеся виды пыток на более лютые, более жестокие муки.
Узнав, что это бесчеловечное решение не может быть отменено, святой Георгий понял, что наступило время, которое послужит для спасения его души. Как христианин он не мог чувствовать себя счастливым при императоре-язычнике. Раздав все имущество бедным и отпустив рабов на волю, Георгий прибыл на последнее совещание императора с единомышленниками и смело выступил вперед:

— Долго ли тебе, царь, и вам, князья и советники, совершать злые дела и преследовать невинных? Вы заблуждаетесь, поклоняясь идолам. Истинный Бог есть Иисус Христос.
Все удивились смелой речи Георгия. Царь приказал вельможе Магненцию спросить у юноши, что это за истина, побудившая Георгия к таким дерзким словам.
— Эта истина — есть сам Иисус Христос, гонимый вами, — ответил святой, — я раб Христа, Бога Моего, и пришел сюда свидетельствовать об истине.

Разъяренный царь приказал своим оруженосцам заключить Святого Георгия в темницу, забить его ноги в колоды, а на грудь положить тяжелый камень. Перенеся пытку с Божьей помощью, Георгий ответил царю, когда тот стал убеждать его раскаяться: «Неужели ты думаешь, царь, что страдания отвлекут меня от веры? Скорее ты устанешь мучить меня, нежели я — терпеть мучения».
После этих слов Диоклетиан приказал принести новоизобретённое орудие пытки — колесо, истыканное железными остриями. После колесования, когда все признали праведника мертвым, вдруг раздался удар грома и послышались слова: «Не бойся, Георгий! Я с тобою». Георгий, исцеленный Ангелом, сам сошел с колеса, прославляя бога.
Икона: Георгий Победоносец.

Наблюдавшие за страданиями великомученика царские сановники Анатолий и Протолеон, а также царица Александра увиде ли чудесное спасение и хотели принять христианство. Обоих вельмож за исповедание Христа царь приказал казнить, царицу Александру — запереть во дворце, а святого Георгия засыпать негашеной известью на три дня. На третий день император велел выкопать кости мученика, думая, что он сгорел во рве. Но слуги, разгребавшие известь, нашли Святого Георгия невредимым и привели к царю.

— Скажи, Георгий, — начал Диоклетиан, — откуда в тебе такая сила и какими ты пользуешься волшебствами. Я думаю, ты притворяешься христианином, чтобы удивить всех своим волшебством и явить себя великим.Икона: Георгий Победоносец.
— Царь, — отвечал Георгий, ты только хулишь Бога. Прельщенный дьяволом, ты так глубоко погряз в заблуждениях язычества, что называешь волхвованиями и чарами чудеса Бога моего, совершенные на твоих глазах.
Диоклетиан приказал надеть на ноги святого Георгия сапоги с раскаленными гвоздями внутри. В этой обуви мученика гнали до самой темницы с побоями и руганью. Друг императора Магнеций посоветовал Диоклетиану обратиться к известному волхву Афанасию. Когда волхв явился во дворец, император сказал ему: «Или победи и уничтожь волхвования Георгия и сделай его покорным нам, или тотчас лиши его жизни чародейными травами, и пусть он, таким образом, погибнет от той же самой хитрости, которой научился».

Афанасий обещал исполнить желание царя. Утром в суде он показал присутствующим два сосуда и велел: «Приведите сюда осужденного, и он увидит силу наших богов и моих чар. Если безумец выпьет из первого сосуда, — сказал колдун, — то будет во всем покорен царской воле. От второго же питья он умрет.»
Но, выпив из обоих сосудов, Георгий остался невредим. Волхв Афанасий, видя благодать Божию, охраняющую святого Георгия, сам уверовал и перед всеми исповедовал Христа как всесильного Бога. За это император приказал его казнить.Икона: Великомученик Георгий Победоносец на троне.

Святого Георгия после этого вновь заключили в темницу. Сюда к нему стали приходить люди, видевшие его чудеса и обратившиеся к христианству. Золото открывало им тюремные двери, и для приходящих мрачная темница стала светочем Истины, источником Слова Божьего. Многие за исповедание Христа приняли мученическую смерть. Среди них святые мученики Валерий, Донат, Ферин.

После этого советники царя просили осудить святого Георгия, говоря, что он привлекает к себе в темницу множество народа и своим колдовством отвращает от языческих богов к Распятому.

Тогда Диоклетиан приказал привести святого Георгия в храм Аполлона и в последний раз стал убеждать его принести жертвы идолам. Святой еще раз доказал бессилие языческих богов, и тогда толпа разъяренных язычников набросилась на него, требуя от императора смерти осужденного. Услышав шум и крики, царица Александра, жена Диоклетиана, поспешила в Храм и бросилась к ногам Георгия со словами: «Боже Георгия, помилуй меня, ибо Ты — Бог истинный и всемогущий!» Император, видя свою жену у ног осужденного, с изумлением спросил: «Что с тобой случилось, Александра, и почему ты присоединяешься к волхву и чародею, бесстыдно отрекаясь от наших богов?» Александра ничего не ответила царю и отвернулась от него. Разгневанный Диоклетиан тотчас же произнес смертный приговор обоим.

Воины схватили святого Георгия и Александру и повели их за город. Святая Александра еще на пути к месту казни предала свой дух Господу. Георгий, придя на место казни, помолился и с радостью склонил свою голову под меч 23 апреля (6 мая) 305 г.

http://slovari.yandex.ru

http://www.stgeorge-kharkov.org/ru/georgiy.html

http://dragons-nest.ru/def/st_george.php

Религия, Христианство
About Старикова Юлия