Статьи по теме

17.11.2013

Фрэнсис Бэкон и его экспрессия

Фрэнсис Бэкон

«Я считаю себя ловцом изображений. Для меня изображение важнее красоты живописи…Я — это посредник выразительности на службе происшествия и случая»

 (Ф. Бэкон)

 Фрэнсис Бэкон (англ. Francis Bacon; 28 октября 1909, Дублин — 28 апреля 1992, Мадрид) —родился в семье отставного военного, жёсткого и авторитарного человека; мать — культурная и общительная женщина. В 1914 году семья переезжает в Лондон. Частые переезды и астма помешали Фрэнсису получить систематическое образование.

В 1925 году из-за гомосексуальности юноши, принять которую отец не смог, Фрэнсис был изгнан из дома. Фрэнсис начинает сам зарабатывать себе на жизнь. Через год отец отправляет его в Берлин под присмотр дяди. Бэкону нравится этот город, но через два месяца он уже в Париже, где изучает французский язык и работает, как декоратор и дизайнер. Посещение выставки Пикассо в 1927 году оказало на него решающее влияние — он начинает заниматься живописью и по возвращении в Лондон устраивает в одном из гаражей в Южном Кенсингтоне мастерскую; там он работает до 1932 года.

К 1933 году относится «Распятие». Картина экспонировалась в лондонской галерее и вошла в каталог «Art New». Коллекционер покупает работу и заказывает две других; но после неудачи на другой выставке Бэкон оставляет живопись и уничтожает большую часть своих работ.crucifixion-1933

Френсис Бэкон «Распятие»

К 1937 году относится начало дружбы Бэкона с другим знаменитым художником, Грэхемом Сазерлендом.

После войны (Бэкон служил в Гражданской обороне) он возвращается к живописи и считает этот период, как отправную точку отсчёта.

«Три этюда фигур в ногах Распятия» (1944) экспонируются в галерее «Лефевр» и делают много шума.three

Френсис Бэкон «Три фигуры у подножия распятия»

 

«Картина» (1946) куплена немецкой галерейщицей Эрикой Браузен за 200 долларов. С этой суммой Бэкон уезжает в Монте-Карло и там пребывает до 1950 года. Он работает с «Хановер Гэлери» до 1958 года и некоторое время преподаёт в Королевском колледже искусства в Лондоне. К этому периоду относятся первые серии картин на тему «Портрета папы Иннокентия X» Веласкеса. До  1953 года он экспериментирует   над  этюдами на тему всё того же портрета Веласкеса.  В 1954 году Бэкон представляет Англию на XXVII Венецианской биеннале; он посещает Рим, но не хочет видеть оригинала «Портрета папы Иннокентия Х»Веласкеса

velaskes1-2.velaskes1

Диего Веласкес «Портрет папы Римского Иннокентия Х»

head_vi_1949 studies_for_a_portrait

Френсис Бэкон «Портрета папы Иннокентия X»

В 1952 году он совершает поездку на юг Франции, в места, где жил и работал Ван Гог. Он пишет цикл удивительных пейзажей.

study_for_a_portrait_of_van_gogh_1957 study_for_a_portrait_of_van_gogh_ii_1957 study_for_portrait_of_van_gogh_sun

Френсис Бэкон этюды к портрету Ван Гога

В 1955 году — первая ретроспективная выставка Ф. Бэкона в Институте современных искусств, в Лондоне. К этому времени относится серия работ на тему уничтоженной во время войны картины Ван Гога «Художник на дороге в Тараскон». До 1960 года Бэкон живёт в Танжере (Марокко), где знакомится с авангардными писателями, — такими, как Уильям Берроуз, Аллен Гинсберг и др.

 Ahmed-Yacoubi-in-Tangier-1956

Френсис Бэкон и марокканский художник Ахмед Якоби в Танжере 1956

После выставок в Париже (1957), в Турине, Милане и Риме Ф. Бэкон подписывает контракт с «Мальборо Файн Гэлери». Он участвует в документе II в Касселе и V Биеннале в Сан-Паулу.

В 1960 году он устраивает мастерскую (опять-таки в гараже: Reece Mews) в том же районе — Южном Кенсингтоне — и работает там до последних дней своей жизни (в настоящее время это музей-мастерская Бэкона).

photograph-of-Francis-Bacon

Френсис Бэкон на фоне портрета Рембранта 1962 

1962 год ознаменован открытием ретроспективы художника в галерее Тейт.

В следующем году — встреча с Джорджем Дайером, который становится любовником и героем многих работ художника.

George-Dyer-1964

Джордж Дайер в студии Френсиса Бэкона 1964

george_dyer_talking_1966

Френсис Бэкон портрет Джорджа Дайера

 

Открывается ретроспектива в музее Гуггенхайма и в Чикаго. Важный триптих «Три фигуры в комнате» датирован 1964 годом (обычные размеры триптихов Бэкона: каждый холст — 198х147, 5 см), новый триптих «Распятие» (1965 — Пинакотека современности, Мюнхен). Большая редкость в искусстве Бэкона — женские портреты — портреты и этюды Изабель Роусторн, 1964—1967 годы.

Claude-Bernard-Gallery-in-1977 Claude-Bernard-Gallery-Paris-in-1977 Francis-Bacon-outside

Френсис Бэкон в Галерее Клудии Бернард 1977

В 1960-х годах Бэкон осыпан почестями и премиями, от которых обычно отказывается: например, премию Рубенса (1967) он отдал для реставрации флорентийской живописи эпохи Возрождения.

Живопись Бэкона передаёт трагедию существования. Это — своего рода крик, который не имеет пределов и границ; живописная акция. Магма тел — сюжетное пространство: не животные, не люди — одинокие раскоряченные фигуры, которые мучаются на унитазе, на поверхности лежака или — на стуле; в ванной или — в каком-то потаённом, интимном месте. Кроме того, ударом кисти они превращаются в уродов, монстров: одноглазых, безруких, обрубочных, членистоногих. Активно собираемый самыми престижными музеями мира, Бэкон, тем не менее, не часто покупался буржуазной английской публикой с целью декорации частных резиденций. Бывший премьер-министр Маргарет Тетчер однажды назвала его «человеком, который рисует эти ужасающие картины».

mick_jagger

Портрет Микка Джаггера 1982 

Francis-Bacon-1986

Кровь на полу 1986

isabel_rawsthorne_standing

Портрет Изабэль Равшторн на улице 

Бэкон совершает ещё одну поездку в Нью-Йорк (выставка художника в музее Метрополитен) и знакомится с Э. Уорхолом (1975). Он так же выставляется в Мадриде и Барселоне (1978). «Триптих на тему „Орестеи“ Эсхила» (1981) — одна из важных работ этого периода. В конце 1980-х Бэкон экспонировался даже в восточном Берлине и Москве (Третьяковская галерея, (1988).

Живопись Бэкона всегда на грани риска, крайне экспрессивная и импровизационная. Тем не менее, композиционная попытка организации пространства у Бэкона постоянна: перспектива, линия горизонта, параметры трёхмерного пространства (на примере подобия клетки или — аквариума).

Если ранние работы Бэкона преимущественно тёмных тонов, то в дальнейшем живописные полотна становятся более интенсивными по колориту и даже — декоративными (излюбленные художником жёлтые, брусничные, вишнёвые, оранжевые, чёрные — тёплые и открытые цвета яркой цветовой гаммы; реже — холодные, где предпочтение отдаётся — серым, тёмно-синим, серо-зелёным оттенкам).

Вся энергия и экспрессивность живописи Бэкона воплощена в скульптурной телесности, в изломах форм, в причудливой массе, тягучего лаваобразного типа. Образы живописи Бэкона связаны с деформацией и гиперболизацией, которая в его работах кажется совершенно уместной и необходимой.

bacon_francis-bacon1_132

bacon_francis-fh

Бэкон пользовался обширной, с первого взгляда — хаотичной документацией: фотографиями (из них, в том числе фотографии Майбриджа), репродукциями (вырванными из книг по искусству, анатомии, антропологии, зоологии, радиографии), фрагментами страниц из журналов, газет.

autofoto

Френсис Бэкон

Он считал фотографию третьим глазом, который схватывает невидимые и непредусмотренные моменты бытия: фотография схватывает утечку, она — объективна. Но художник преобразовывает фотоизображение в своих работах, выводит на другой эмоциональный уровень восприятия, обнажая свой внутренний мир — тем самым, достигая в полной мере, как считал Бэкон — «тайны живописи».

selfportrait_sun

Автопортрет

4ctfrancis_badpict

bacon2_54

figure_on_a_folding_bed_sun

fragment_of_a_crucifixion_1950

george_dyer_on_a_bicycle_sun

man_with_glasses_iii_1963

bacon_francis-bacon1_159

bacon_francis-bacon1_229

bacon_francis-self_portrait_1972

slide.exhibit

В 1967 году — «Триптих на тему поэмы Т. С. Элиота». В 1968 году — первая поездка в Нью-Йорк. В 1969 году — триптих «Три наброска к портрету Люсьена Фрейда», проданный в 2013 году с аукциона за рекордную сумму в 142,4 миллиона долларов

В 1971 году — ретроспектива в Гран-пале, в Париже: свыше 100 картин и 11 триптихов. В этом же году кончает с жизнью Джордж Дайер, и Бэкон принимается писать портреты умершего с удвоенной энергией — триптих «Этюд для портрета Джорджа Дайера» (1971) и др.

К 1974 году относится знакомство с Джоном Эдвардсом, который станет его новой моделью, а потом и наследником.

autofoto-2

edwards

Бэкон с Джоном Эдвардсом в начале 1970-х.

В 1990 году Фрэнсис Бэкон посетил большую выставку Веласкеса в Прадо.

Умер он  в Мадриде 28 апреля 1992 года от сердечного приступа.

 

Живопись, Искусство МХК, Личности
About Старикова Юлия