Статьи по теме

15.10.2012

Евангелисты

Евангелист

Евангелист, Евангелисты (от греч. «благовестие«, «благовестник») — в христианстве — автор каждого из четырех канонических Евангелий; соответственно, в христианской традиции признаны четыре евангелиста — Матфей, Марк, Лука, Иоанн.

Точнее, авторство евангелистов особого рода, не претендующее на индивидуальное авторство в современном смысле слова, но ставящее целью донести весть об Иисусе Христе и Его учении; оно обозначено специфической формулой «Евангелие от…», что значит «Евангелие, скрепленное авторитетом такого-то», «воспринятое из уст такого-то» (см. подробнее Евангелие).

Йорданс Четыре евангелиста.

В эпоху раннего христианства слово «евангелист» понималось более широко: евангелистами считались все, кто проповедовал евангельские истины, нес слово Божье иудеям (см.; см. также Еврей) и языческим народам, стремясь обратить их в последователей Иисуса Христа; как предполагают, в Раннехристианской Церкви существовала даже должность евангелиста, проповедующего Евангелие.

Подобное расширенное значение слова «евангелист» вновь появилось и сохраняется до сих пор впротестантстве. Как писал А. П. Лопухин, «среди протестантских народов сохранилось такое употребление слова: оно прилагается у них к миссионерам и ко всем вообще лицам, которые стремятся возродить общество проповедью учения Христова, заключающегося в Евангелиях».

Со 2 в. с евангелистами связалась особая символика, восходящая к ветхозаветной (см. Ветхий Завет, см. также Танах) Книге пророка Йехезкеля, или Иезекииля, и по-своему интерпретированная в Апокалипсисе (Откровении) Иоанна Богослова(см. Апокалипсис, Иоанн Богослов, Откровение).

В таинственном «Видении Иезекииля» (Иез 1) — видении Меркавы — Небесной Колесницы, являющейся Престолом Славы Божьей, — предстают четыре фантастических животных с четырьмя лицами и четырьмя крылами у каждого (о различных интерпретациях фрагмента см. подробнее Йехезкель).

При этом о лицах символических животных сказано: «Подобие лиц их — лице человека и лице льва с правой стороны у всех их четырех; а с левой стороны — лице тельца у всех четырех и лице орла у всех четырех» (Иез 1:10); при этом человеческое лицо интерпретируется христианской традицией как лик ангела.

 В Апокалипсисе Иоанна Богослова указывается, что первое животное было подобно льву, второе — тельцу, третье имело человеческий лик, а четвертое было «подобно орлу летящему» (Откр 4:7). Лица в том порядке, в каком они указаны у Иезекииля, были соотнесены с четырьмя евангелистами — в порядке следования Евангелий в каноне — и стали изображаться в христианской иконографии (см. Иконы).

Впервые такое изображение зафиксировано на мозаике в церкви св. Пуденцианы в Риме (начало 5 в.). Постепенно выработался определенный иконографический канон: если символы четырех евангелистов изображались в один ряд, то художники придерживались порядка Евангелий в составе Нового Завета, т. е. изображали последовательно ангела, льва, тельца (быка) и орла; если же символы помещались в четырех углах иконы, фрески, картины, миниатюры, то в верхнем ряду слева изображался ангел, справа — орел (как символы небесных сфер), а в нижнем ряду слева — лев, справа — телец (как символы земного мира).

Далее в эпоху Средневековья в четырех животных и их ликах увидели символику, связанную с самим Иисусом Христом: являясь человеком во всей полноте и одновременно неся в Себе всю полноту духовной природы (ангел), Он был принесен в жертву как жертвенное животное (телец), затем восстал подобно льву и вознесся на небо подобно орлу.

Г. В. Синило

 

 

Символы евангелистов: Лев, Телец, Ангел, Орел

 

 

Символы евангелистов — символические изображения четырёх евангелистов в образе существ: Матфей в образе ангела, Марк в образе льва, Лука в образе тельца, Иоанн в образе орла. Каждый крылат и держит Евангелие. Источник символов можно найти в ветхозаветном пророчестве Иезекииля (Иез.1).

С 1722 года по указу Синода запрещено изображать евангелистов непосредственно в виде животных. Символы евангелистов могли лишь сопровождать изображения в человеческом облике. Символические изображения остались в старообрядческой иконописи.

Старообрядцам свойственна иная, более древняя на русской почве идентификация символов с евангелистами: Иоанн символизируется львом, Марк — орлом, Матфей — ангелом, Лука — тельцом. Такое толкование пророчества Иезекиля восходит к Иринею Лионскому.

Символы евангелистов

http://relig.info/evangelist

 Источником для такого изображения послужили цитаты из Книги пророка Иезекииля и Откровения Иоанна Богослова:И я видел, и вот, бурный ветер шел от севера, великое облако и клубящийся огонь, и сияние вокруг него, а из средины его как бы свет пламени из средины огня; и из средины его видно было подобие четырех животных… и у каждого четыре лица, и у каждого из них четыре крыла… и сверкали, как блестящая медь… Подобие лиц их — лице человека и лице льва с правой стороны у всех их четырех; а с левой стороны — лице тельца у всех четырех и лице орла у всех четырех.

Иез 1:4-10

И первое животное было подобно льву, и второе животное подобно тельцу, и третье животное имело лице, как человек, и четвертое животное подобно орлу летящему.

Откр 4:7

Первоначально евангелисты идентифицировались с четырьмя херувимами (престольными ангелами Господними), но с V в. их вытеснил тетраморфизм. Эта четвероликость исходит из древневосточных представлений о стражах четырех краев света, держащих небосвод, которые в свою очередь основываются на зодиакальных символах.Ириней Лионский (ок. 180) сравнивал евангелистов, исходя из их идеальных свойств, с четвероликим существом, не характеризуя каждого в отдельности, но обращая внимание на специфику воздействия благовествования:

  • лев — выражает царственную мощь,
  • телец — жертвенное служение,
  • человек — вочеловечение,
  • орел — боговдохновенность (Pneuma), пронизывающую Церковь.

Иероним (ок. 348—420) мотивирует это таким образом:

  • Матфея символизирует человек, поскольку его благовествование начинается с генеалогии Христа;
  • Марка — лев, поскольку его Евангелие открывает «глас вопиющего в пустыне» — Иоанна Крестителя;
  • Луку — жертвенный телец, поскольку его рассказа начинается с жертвы Захарии;
  • Иоанна — орёл, ибо у него более всего бросается в глаза духовное воспарение в сферы небес[1].

В дальнейшем произошла рядоположенность четырех евангелистов с другими группами той же численности. Например, в текстах встречается сравнение Евангелий с четырьмя реками рая.Несомненно, речь идет о специфическом олицетворяющем воплощении величественности, мощи, силы и проницательности и устремленности на основе древних мотивов и традиций. Древней является и их соотнесенность с четырьмя главными добродетелями — мудростью, неустрашимостью, рассудительностью и справедливостью.

Г. Хайнц Мор
 

 Евангелисты в астрологии

 

Символических животных евангелистов соотносят с зодиакальными знаками «фиксированного креста», приходящимися на середину четырёх времён года.

Телеце, Льве, Скорпионе (орел) и Водолее (человек) — средних для четырех времен года

http://www.symbolarium.ru

Религия, Христианство
About Старикова Юлия