Статьи по теме

08.09.2012

Доменико Андреа Трезини

Доменико Андреа Трезини родился в швейцарском городе Астано в 1670 году, в небогатой дворянской семье. В краях, где он родился, издавна существовало большое количество художественных и ремесленных школ, где молодые люди получали общие и профессиональные знания. Одну из них закончил молодой Доменико Трезини.

Архитектурному делу Доменико учился в Венеции. Возвратившись домой 30 января 1698 года он венчался с Джованной ди Вентис, но был вынужден отправиться на заработки в Данию бросив семью. Найти работу архитектора в Швейцарии было трудно. Датскому же королю Кристиану V было необходимо соорудить мощные укрепления вокруг своей столицы. Однако, по прибытию Трезини в Копенгаген власть в королевстве сменилась, троном завладел Фредерик IV, который от услуг архитектора отказался. Тем не менее, Доменико Трезини стал числиться начальником в строении крепостей.

Дания являлась союзником России в войне со Швецией. В связи с этим, русский посол Андрей Измайлов имел возможность, находясь при дворе датского короля, искать молодых специалистов для работы в России.

В 1703 году он пригласил Доменико Трезини. 1 апреля был заключён договор с жалованием 1 000 рублей в год (для того времени очень большие деньги). В июне 1703 года Трезини вместе с другими молодыми специалистами отправился на службу Петру I. Архитектор предполагал работать в России один год. Затем, ежели воздух окажется «зело жесток и здравию его вредный», то он волен будет ехать «куда он похощет» [Цит. по 1, с. 25].

Александро-Невская лавра

В августе 1703 года Доменико Трезини прибыл в Москву. В середине февраля следующего года он отправился в Петербург.

Первой работой Доменико Трезини в России был форт Кроншлот близ острова Котлин в Финском заливе, построенный уже к маю 1704 года. Летом этот форт выдержал атаки шведской эскадры, не пустив вражеские корабли к молодому Санкт-Петербургу. До сего дня форт не сохранился.

После взятия русскими войсками Нарвы в 1704 году Трезини работал там над восстановлением фортификационных сооружений. Он воссоздавал разрушенные крепостные стены, построил триумфальные ворота.

В конце лета 1705 года Трезини было велено вернуться в Петербург. Его первым адресом стал дом на левом берегу Мойки, напротив Греческой слободы. Первая жена Трезини осталась в Швейцарии. В 1708 или в 1709 году он женился второй, а затем и третий раз.

В 1706 году Доменико Трезини была поручена перестройка земляной Петропавловской крепости в каменную. Работы над сооружением крепости велись до 1740 года. Здесь же архитектор возглавлял строительство  Петропавловского собораПетровских ворот, строил казармы, погреба и другие постройки.

Постройкой крепости и собора Доменико Трезини внёс огромный вклад в развитие русской архитектуры. Он применил здесь принципиально новые для России того времени принципы строительства фортификационных сооружений.

В начальный период строительства Петербурга Доменико Трезини стал главным архитектором Канцелярии строений. Канцелярия эта изначально была создана для надзора над строительством Петропавловской крепости, а затем стала отвечать за развитие города в целом.

В 1710 году по проекту Доменико Трезини был заложен первый Зимний дворец Петра I (на месте нынешнего Эрмитажного театра).

Петропавловский собор

Для исполнения работ в срок мастеру необходимы были ученики. По приказу Петра I ими могли быть только русские, именно русских будущих архитекторов Трезини и стал обучать в своём доме на берегу Мойки. Одним из его учеников стал архитектор Михаил Григорьевич Земцов. Доменико Трезини стал первым преподавателем архитектуры в России.

Доменико Трезини стал автором проектов мазанковых (фахверковых) зданий, которые строились в Петербурге 1710-х годах. В то время весь кирпич шёл на строительство укреплений Адмиралтейства, Петропавловской крепости, острова Котлин. Поэтому гражданские здания Пётр I решил строить по североевропейски, фахверковым способом. Проектирование таких домов он доверил швейцарцу. Архитектор построил мазанковые здания на Троицкой площади, таким же был Почтовый двор на месте нынешнего Мраморного дворца.

В 1712 году Доменико Трезини выполнил модель, по которой начал строиться монастырь в честь князя Александра Невского. Полностью замысел зодчего воплощён не был. По его чертежам возвели правое крыло монастыря (если смотреть от Невы) и замыкающую его Благовещенская церковь.

Доменико Трезини создал проект застройки Васильевского острова. Здесь архитектор спланировал главную городскую площадь, ограниченную с запада протяжённым зданием Двенадцати коллегий. Впоследствии Трезини строил здесь как это здание, так и Мытный (позже ставший Гостиным) двор. В западной части Васильевского острова по чертежам архитектора была создана Галерная гавань.

По чертежам архитектора была построена партикулярная верфь на берегу Фонтанки. Она располагалась в районе, планировку которого в виде сетки паралельных и перпендикулярных Неве улиц создал Трезини. Архитектор определил направления современных КирочнойФурштатскойЧайковского, Захарьевской, Шпалерной улиц.

В 1715 году Пётр I повелел Трезини строить каменный госпиталь на Выборгской стороне.

Трезини первым в России внёс функциональность в архитектурный стиль. Трезини вместе с французским архитектором Леблоном разработал типовые планы жилых домов для размещения разных слоёв населения: для именитых, зажиточных и «подлых» (слово «подлый» тогда имело несколько другое значение, нежели сейчас).

Здание Двенадцати коллегий

В 1717 году Пётр I приказал архитектору выстроить «образцовый» дом для зажиточных, и поселиться в нём, «для примеру». Место для дома царь указал на 12-й линии Васильевского острова, там он и был построен. Однако поселился в нём не Трезини, а барон Остерман. К 1718 году Доменико Трезини жил в своём доме на 2-й линии Васильевского острова (вероятно, участок дома №45). Также ему принадлежал и один из домов на 5-й линии.

Когда границей Петербурга была река Фонтанка, Пётр I придумал обустроить её берега за частный счёт. В 1721 году он начал раздавать береговые участки своим соратникам, которые должны были устроить здесь свои усадьбы. Проекты таких усадеб разарабатывал Трезини. В Центральном государственном военно-историческом архиве сохранились 10 чертежей загородных домов с автографом архитектора. Среди таких усадеб — Летний сад с Летним дворцом Петра I, где работал швейцарец в конце 1710-х — начале 1720-х годов.

Трезини — самый востребованный архитектор петровской эпохи. Сохранились записи, из которых видно чем ему было поручено заниматься, к примеру, в 1720 году [Цит. по 1, с. 143]:

  • Больверк Царского Беличества и другие места в крепости.
  • Строение церкви Петра и Павла там же.
  • Шпиц для колокольни церкви Петра и Павла.
  • Подъёмный мост при фортеции.
  • Установка на крепостных воротах большого двуглавого орла.
  • Строение каменного госпиталя.
  • Большой пороховой погреб на Васильевском острове.
  • Над старыми государевыми хоромами, что на городовом острове, сделать сарай с крышей (имеется в виду домик Петра I).
  • На острове против Екатерингофа строить государевы хоромы и бить под них сваи (Подзорный дворец).
  • В казармах форта Кроншлот поставить новые печи и оконные рамы.
  • На острове Котлин ставить магазины (имеются в виду амбары).

В 1722 году Трезини через князя Меншикова обращался к Петру I с просьбой увеличить себе жалование. За такое посредничество Меншиков уговорил архитектора надсматривать за работами по обустройству его дворца. Официально строительными работами в Меншиковском дворце руководил архитектор Иоганн Готфрид Шедель. Он был отличным каменщиком, но плохим зодчим. Спустя несколько лет Трезини уже не скрывал, что руководит работами в доме князя. Причём в перечень своих работ эту деятельность он не включал, а значит не получал от Меншикова вознаграждения. Прибавку к жалованию от Петра I Трезини тоже так и не получил.

В том же году Меншиков обращался к Трезини с упрёками, почему он не проявляет должного радения к возведению Кунсткамеры. На это швейцарец отвечал, что «Строение каменной библиотеки и кунст каморы приказано после смерти Матерновия достраивать архитектору Гербелю, а не мне…»

С 1722 по 1724 год Доменико Трезини достраивал второй Зимний дворец Петра I, при этом полностью следовал проекту архитектора Маттарнови. Итальянец не успел завершить строительство до своей смерти. В 1726 году Трезини возводил дворовые корпуса здания, застроив двор со всех четырёх сторон.

В 1723-1727 годах для Доменико Трезини был построен дом на берегу Невы (Университетская наб. 21). Здесь архитектор никогда не жил. Но в 1995 году площадь перед этим домом была названа площадью Трезини.

Только после смерти Петра I Доменико Трезини получил прибавку к жалованию. Екатерина I задабривала верных слуг своего супруга. Канцелярия от строений решила назначить архитектору жалование размером в 1 700 рублей в год. Меншиковым эта сумма была скорректирована — 1 500 рублей в год. 1 января 1726 года Доменико Трезини «за его труд и прилежность» было дано звание инженера-полковника. Согласно табелю о рангах это давало право на титул «ваше высокоблагородие» и российское потомственное дворянство. Ещё через год жалование архитектора всё таки было доведено Екатериной I до 1 700 рублей в год.

Супругу Петра I на престоле сменил малолетний Пётр II. Меншиков поселил его в своём дворце, рядом с которым затеял строительство резиденции нового императора. Автором проекта дворца Петра II стал Доменико Трезини. Правда, Пётр II здась никогда не жил, и само здание позже было достроено уже не как дворец.

При взошествии на престол Анны Иоанновны положение архитектора ухудшилось. Доменико Трезини продолжал быть активным строителем, но от фаворита императрицы генерал-губернатора Петербурга Христофора Миниха в его сторону начались сыпаться упрёки. По всей видимости, всесильный фаворит решил прибрать к себе всю славу строителя Петропавловской крепости. Он потребовал передачи всех чертежей в своё ведомство, где их сжёг.

4 апреля 1728 года Верховный тайный совет потребовал от Канцелярии от строений ведомость всех домов, которые строил за последний год Трезини. Такой документ был составлен архитекторами Михаилом Земцовым и Иваном Мордвиновым. 23 пункта включили: Зимний дворец, дом придворной певицы Краморши на Большой Морской улице, конюшни при доме Меншикова, покои для придворной дамы мадам Яган, новую каменную паперть у Воскресенской церкви, канал перед зданием Коллегий… и даже нужники на пристанях. В этот перечень не вошла работа Трезини в Петропавловской крепости, Шлиссельбурге, Кроншлоте, Кронштадте. Всего архитектор одновременно занимался 49 проектами.

При Анне Иоанновне в моду вошло пышное барокко, стиль в котором работал Франческо Бартоломео Растрелли. Когда Трезини представлял свои чертежи новой императрице в Москве, ему было доверена лишь постройка западных врат с колокольней при мужском Донском монастыре. С 1730 по 1733 год велась работа по их сооружению, которая не была завершена из-за прекращения финансирования со стороны Анны Иоанновны. Доменико Трезини не было доверено строительство дворцов, но другие казённые строения продолжали оставаться за ним.

21 июля 1730 года стареющий архитектор написал императрице прошение о передаче ему «в Ингерманландии, в Копорском уезде мызою Зарецкую с принадлежащими к ней деревнями с людьми и со крестьяне, с пашней и с сенным покосом и со всеми к тому угодьи — в вечное и потомственное владение». И это было сделано — уникальный случай в русской истории, когда иностранный зодчий за свою работу получил в награду поместье.

В августе 1731 года Доменико Трезини было поручено перенести Почтовый двор на новое место — участок близ Исаакиевской церкви. Освободившийся участок Миних приказал застроить кавалергардией и конюшнями лейб-гвардии Конного полка. После передачи Меншиковского дворца Кадетскому корпусу Трезини составлял смету на переустройство дворцовых помещений для новых нужд. Исполнял он и заказы дочери Петра I Елизаветы, переделывая для неё галерею и печи в доме Нарышкина на Большом луге (ныне Марсово поле).

Архитектурный стиль, в котором работал Трезини, называют «петровским барокко». Его отличает сдержанность при архитектурном оформлении зданий, что так по душе было Петру I. Трезини ввёл в Петербург петровской поры североевропейскую архитектуру, свойственную протестанской культуре. При этом она применялась лишь для казённых строений, тогда как русские богачи требовали вычурной пышности. Исключением был лишь сам царь, который только к концу своего правления поселился в по настоящему богатом дворце. Но то здание было спроектировано уже не швейцарцем Трезини, а итальянцем Маттарнови.

Умер Доменико Трезини в Петербурге, 19 февраля 1734 года. На шестой день его похоронили на кладбище у Сампсониевского собора, могила не сохранилась.

http://walkspb.ru/lich/tresini_da.html

Архитектура, История СПб
About Старикова Юлия