Статьи по теме

21.09.2012

Cпас Нерукотворный

 спас нерукотворный

Главный,центральный образ всего древнерусского искусства — образ Иисуса Христа,Спаса,как его называли на Руси.

Спас Нерукотво́рный (также Спас Нерукотворе́нный; от Спаситель + калька с греч. Αχειροποίητος — не-руками-сделанный),чудотворный Мандилио́н (Άγιον Μανδύλιον от греч. μανδύας — «убрус, плащ») — особый тип изображения Христа, представляющий Его лик на убрусе (плате), или Керамидион, представляющий собой Его лик на «чрепии» (глиняной доске или черепице). В храмах Византии Мандилион и Керамидион обычно изображались в барабане купола, друг напротив друга

Спаситель (Спас) — это слово абсолютно точно выражает представление о нем христианской религии.

Она учит,что Иисус Христос — человек и одновременно Бог и Сын Божий,принесший спасение человеческому роду.

Основой этих представлений является Евангелие. (само слово Евангелие означает «благая весть»).

 Составляющие его четыре книги,написанные апостолами,учениками Иисуса Христа,несут «благую весть» о самой личности Спасителя,о принесенном им в мир спасении.

Спасом называли и любое изображение Иисуса Христа в древнерусском искусстве — и это не было простое перенесение на него имени изображенного.

Спасителем мира предстает Иисус Христос на фресках и иконах,в мозайках и миниатюрах,т.е глубокое понятие,суть евангельского предания лежит в основе его образов,созданных во все времена существования древнерусского искусства.

Нерукотворный Образ,или иначе Спас Нерукотворный, — важнейший образец, которому следовали мастера во все времена,пока существовало древнерусское искусство,икона,созданная по преданию,не только при жизни,но и по воле самого Иисуса Христа.

О происхождении реликвии, послужившей источником иконографии, существуют две группы легенд, каждая из которых сообщает о её нерукотворном происхождении.

Легенда о Нерукотворном Образе утверждала не только то,что это изображение было создано по воле Иисуса Христа,но и и то,что оно было создано им в помощь страждующему человеку.

Реконструкция Константинопольской иконы Спас Нерукотворный

 

Восточный вариант легенды

 

Восточный вариант сказания о Нерукотворном образе прослеживается в сирийских источниках с IV векаНерукотворный образ Христа был запечатлён для царя Эдессы (Месопотамия, современный г. ШанлыурфаТурцияАвгаря V Уккамы после того, как посланный им художник не сумел изобразить Христа: Христос умыл лицо, отёр его платом (убрусом), на котором остался отпечаток, и вручил его художнику. Таким образом, согласно преданию, Мандилион стал первой в истории иконой.

Льняной плат с изображением Христа долгое время хранился в Эдессе как важнейшее сокровище города. В период иконоборчества на Нерукотворный образ ссылался Иоанн Дамаскин, а в 787 году Седьмой Вселенский собор, приводя его как важнейшее свидетельство в пользу иконопочитания

29 августа 944 года образ выкуплен у Эдессы императором Константином VII Багрянородным и торжественно перенесён в Константинополь, этот день вошёл в церковный календарь как общецерковный праздник.

Реликвия была похищена из Константинополя во время разграбления города участниками IV Крестового похода в 1204 году, после чего утеряна (по преданию, корабль, перевозивший икону, потерпел крушение).

Наиболее близкими к первоначальному образу считаются Мандилион из храма Сан-Сильвестро-ин-Капите, находящийся сейчас в капелле Санта-Матилда Ватикана, и Мандилион, с 1384 года хранящийся в церкви Св. Варфоломея в Генуе.

Обе иконы написаны на холсте, укреплены на деревянных основах, имеют одинаковый формат (приблизительно 29×40 см) и закрыты плоским серебряным окладом, прорезанным по контурам головы, бороды и волос. Кроме того о виде первоначальной реликвии могут свидетельствовать створки триптиха с утраченным ныне средником из монастыря св. Екатерины на Синае. По наиболее смелым гипотезам, средником служил «оригинальный» Спас Нерукотворный, присланный Авгарю.

Спас на убрусе (Св. Мандилион).Симон Ушаков1658 г.

 

Западный вариант легенды

 

Западный вариант легенды возник по разным источникам от XIII до XV в., вероятнее всего, в среде францисканских монахов.

Согласно нему, благочестивая еврейка Вероника, сопровождавшая Христа в Его крестном пути на Голгофу, подала Ему льняной платок, чтобы Христос мог отереть с лица кровь и пот. Лик Иисуса запечатлелся на платке. Реликвия, именуемая «плат Вероники» хранится в соборе св. Петрав Риме. Предположительно, имя Вероники при упоминании Нерукотворного образа возникло как искажение лат. vera icon (истинный образ). В западной иконографии отличительная особенность изображений «Плат Вероники» — терновый венец на голове Спасителя.

В честь «Плата Вероники» в своё время называлось ныне отменённое созвездие. На платке, на просвет видно изображение лица Иисуса Христа. Попытки исследовать изображение установили, что изображение было нанесено не краской и не какими-либо известными органическими материалами. В данное время учёные намерены продолжать исследования.

Ганс Мемлинг. Святая Вероника
Известны, как минимум, два «Плата Вероники»:
1. в соборе Святого Петра в Ватикане 
2. «Лик из Манопелло», который также называется «Вуаль Вероники», но на нём нет тернового венца, рисунок в позитиве, пропорции частей лица нарушены (нижнее веко левого глаза сильно отличается от правого и др.), что позволяет сделать вывод, что это список со «Спаса Нерукотворного», присланного Авгарю, а не «Плат Вероники».

Святой Лик из Манопелло

Версия связи образа с Туринской плащаницей

 

Существуют теории, связывающие Нерукотворный образ Спасителя с другой известной общехристианской реликвией — Туринской плащаницей. Плащаница представляет собой ростовое изображение Христа на холсте. Выставляемый в Эдессе и Константинополе плат с изображением лика Спасителя, согласно теориям, мог быть плащаницей, сложенной несколько раз, таким образом, оригинальная икона могла быть не утеряна во времена крестовых походов, а вывезена в Европу и обретена в Турине. Кроме того, один из изводов Нерукотворного Образа — «Спас Нерукотворный — Не рыдай Мене, Мати» (Христос во гробе) исследователями возводится к плащанице, как к историческому прототипу.

И эти свойства помощи и защиты связывались на Руси не только с тем изображением,которое почиталось как подлинный Нерукотворный Образ,но и с его повторениями,поэтому «Нерукотворный Образ»,»Спас  Нерукотворный» часто на Руси помещали над вратами крепостей,на воинских стягах.Многочисленны были и иконы,возпроизводящие Нерукотворный Образ.

Древнейшая из сохранившихся — «Спас Нерукотворный«,созданный в Новгороде в XII веке и принадлежащий сейчас Государственной Третьяковской галерее.

На прямоугольной иконе,в центре ее,как и на натянутом на доску «плате Авгаря» — только большеглазый лик с длинными прядями волос и небольшой,чуть раздвоенной бородой — всегда узнаваемый в иконописи лик Спаса.

Традиционное буквенное обозначение имени Иисуса Христа в углах иконы утратились,не сохранились и греческие буквы на перекрестии нимба,обозначающие «вечную сущность».

Но золотом — знаком вечного света,как и много веков назад,сияет нимб.

И преображен божественным началом узнаваемый облик Иисуса Христа,его человеческая плоть.

Мощная линия с предельной ясностью,словно на века высекая их,вычерчивает благородные черты лика,высокие дуги бровей,тонкий нос,широко распахнутые длиненные глаза.отстраняясь от того,что развертывает перед иконой,отрешаясь от всего внешнего,темные зрачки этих глаз чуть сдвинуты в сторону:самоглубленного покоя,в котором постигается недоступное,исполнен взгляд Спаса.

спас нерукотворный

Сияющая,непроницаемая поверхность лика,написанного теплым розовато-желтым тоном,абсолютно слитыми мазками,как говорили в старину, «плавями».

Поттверждая особую природу этого лика,золотыми по темной основе прочерчены обрамляющие его волосы,золото сверкает даже в очень живой,характерной,лежачей на лбу короткой прядке.

 

 Кстати:

 

Копию с древней чудотворной Вологодской иконы Нерукотворного Спаса имел при себе Александр III во время крушения у станции Борки. Практически сразу после чудесного спасения по указу Правильствующего Синода был составлен и издан специальный молебен в честь чудотворного образа Спаса Нерукотворного.

 

Вятский Спас Нерукотворный

 

Список с чудотворной Вятской иконы Спас Нерукотворный до 1917 года висел с внутренней стороны над Спасскими воротами Московского Кремля.

Сама икона была доставлена из Хлынова (Вятки) и оставлена в московском Новоспасском монастыре в 1647 году.

Точный список был отправлен в Хлынов, а второй установлен над воротами Фроловской башни.

В честь образа Спасителя и фрески Спаса Смоленского с внешней стороны ворота, через которые была доставлена икона и сама башня были названы Спасскими.

Вятский образ Спаса Нерукотворного в Новоспасском монастыре, XIX в.

Спас Нерукотворный в Спасском соборе Вятки (Кирова), 2010 г.

Отличительной особенностью вятского Спаса Нерукотворного является изображение ангелов, стоящих по сторонам, фигуры которых не полностью прописаны.

Ангелы не стоят на облаках, а как бы парят в воздухе.

Можно выделить и своеобразные особенности лика Христа.

На вертикально свисающем полотнище убруса с волнообразными складками фронтально изображен чуть удлиненный лик с высоким лбом. Он вписан в плоскость иконной доски так, что центром композиции становятся крупные глаза, наделенные большой выразительностью. Взгляд Христа направлен прямо на зрителя, брови высоко подняты.

Пышные волосы опускаются длинными, отлетающими в сторону прядями, по три слева и справа.

Короткая борода разделена на две части.

Пряди волос и борода выходят за пределы окружности нимба. Глаза написаны легко и прозрачно, их взгляд обладает притягательностью реального взгляда.

Лик Христа выражает спокойствие, милосердие и кротость.

После 1917 года оригинал иконы в Новоспасском монастыре и список над Спасскими воротами был утрачен.

Ныне в монастыре хранится список XIX века, который занимает в иконостасе Спасо-Преображенского собора место оригинала.

Список оставленный в Вятке хранился до 1929 года, после чего также был утрачен.

В июне 2010 года при помощи научного сотрудника Вятского художественного музея Галины Алексеевны Моховой было установлено, как точно выглядела чудотворная Вятская икона, после чего был написан новый точный список Спаса Нерукотворного и в конце августа отправлен в Киров (Вятку) для установки в Спасском соборе.

http://www.panasia.ru/main/oth/rusmonastery/icon/9.html

 

Живопись, Религия, Христианство
About Старикова Юлия