Статьи по теме

02.04.2020

Что такое эклектика? Стилевые направления эклектики

Классицизм в России господствовал почти 100 лет. Он прошёл этап становления, развития и расцвета к 20-30м годам XIX века. За столь длительное время классицизм стал набором штампов. Улицы и площади имели монотонный однообразный вид. И даже цвет в архитектуре использовали в основном жёлто-белый. Современники говорили, что классицизм стал синонимом  полицейского режима правления Николая I.

Люди искусства отмечали, что столько ещё было не тронуто образов в архитектуре, столько мотивов. И на смену класицизму наступает короткий период РОМАНТИЗМА. Важнейший принцип романтизма- полная свобода творчества, отвержение всех жёстких правил. Творческие люди перестали признавать каноны классицизма, настаивали на праве выбора художественных средств.

В  первую очередь романтизм свободно заимствовал наследие предшествующих архитектурных стилей.

«Выбираю»  — по — гречески звучит как «эклектикос». Новое направление в архитектуре так и стали называть — эклектика. Есть второе название этого периода — историзм. Главная идея нового поколения архитекторов заключалась в возможности «умного выбора».

«Умный выбор» означал, что творец, в данном случае архитектор, из богатейшего арсенала художественных средств, накопленных за сотни, а то и тысячи лет, может выбрать те, которые он считает нужным, подходящими в каждом конкретном случае.  Классицизм же предписывал одни и те же приёмы использовать при строительстве и дворца, и больницы, и тюрьмы.

Архитекторы нового поколения считали, что внешний вид здания должен соответствовать его назначению. Смотря на постройку, человек должен сразу понимать, что перед ним: особняк богача или казарма для солдат, музей, рынок или дача. Лозунгом архитектуры  периода эклектики становится » преобразование полезного в изящное».

Шуточный ролик про выбор художественных средств в архитектуре.Автор: Старикова Ю.А.

Ранняя эклектика

На ранних этапах эклектика имела несколько стилистических направлений. Для архитекторов эклектики характерны поиск стиля. Порой в одно и то же время они применяли в своём творчестве разные  приёмы, отбирали художественные средства из разных арсеналов.

1.Неоготика — самое первое, очень выразительное и яркое  стилистическое направление опирающееся на наследие готической архитектуры Средневековья, которое было особенно популярно с 1830 по 1850 годы. Хотя, одним из самых первых стал комплекс Чесменского дворца и церкви на Царскосельской дороге (Московском проспекте) в 1770 годах, построенный Ю.М.Фельтеном для Екатерины II.  Неоготические постройки возводились в основном в пригородах.

2. Неороманский стиль — образцом подражания стала романская архитектура средневековой Европы.

3. Искусство Востока — подражание архитектуре исламских стран. Но особенно, мода на искусство Востока проявилась после того, как французский учёный Ж.Шампольон  расшифровал большинство египетских иероглифов. В моду вошло всё египетское. В архитектуре появляются египетские мотивы.

4.Русско-византийский стиль — многие архитекторы искали вдохновение среди памятников древнерусского искусства, в том числе и зодчества.  Так как крестово-купольные храмы были заимствованы у Византии — архитектура культовых сооружений часто подражала древности.  Часто этот стиль называют неорусским, фольклорозирующим направлением. Выдающимся архитектором неовизантийского стиля  был Константин Андреевич Тон. Он построил несколько храмов в Петербурге, но все они были снесены. Каменное «узорочье» с кокошниками, шатровые завершения, арочные галереи, декоративные пятиглавия украсили сооружения различного назначения вплоть до революции 1917 года.

 

5. Неоренессанс — прототипом стилевого направления  стал итальянский ренессанс, имеющий множество вариантов и оттенков.

Поздняя эклектика

Бурное развитие российского капитализма во второй половине XIX века сопровождалось невиданным размахом частного городского строительства. Интенсивное строительство изменило облик Петербурга до неузнаваемости. Основной чертой Петербурга второй половины XIX века по-прежнему оставалось многостилье. Продолжались поиски системы художественных средств, способных сменить классицизм в архитектуре. Однако поиск принял иной характер: период простого копирования закончился. Теперь архитекторы соединяли детали и приемы разного времени.

Сложилось два пути, по которым двигались архитекторы: рационалистическое и романтическое.

Рационалистическое направление поздней эклектики проявился в промышленной архитектуре. А так как наблюдался рост именно промышленности, то это было очень актуально.В архитектуру вошёл металл, а именно чугун, что дало огромный толчок строительству по всей стране. Началось не только бурное промышленное строительство, но и мостостроение. А успешное применение в архитектуре металлических колонн и балок привело к созданию новой конструктивной системы — каркасной. И эта каркасная система из промышленной архитектуры перешла в гражданское частное строительство.  В моду даже входит «КИРПИЧНЫЙ СТИЛЬ».

 

Для поздней эклектики были свойственны новые качества — богатство и насыщенность декора, подчёркнутая изысканность форм, указывающие на благосостояние нового заказчика и потребителя — буржуазии. Теперь в соединялись элементы различных исторических стилей в одной композиции, на одном фасаде. Они произвольно воспроизводились в измельчённой и дробной штукатурной отделке, которая не была связана с внутренней структурой сооружения.

Широко внедрялись в строительство периода эклектики разнообразные инженерно-технические новшества — прежде всего металлические, а затем и железобетонные конструкции. Дома строили с водяным отоплением, водопроводом, вентиляцией и канализацией. Но они, как правило, не влияли на художественный образ и оставались «за кулисами» архитектуры. Благодаря металлической конструкции зданий, которые могли теперь выдерживать большую нагрузку, появляются витринные окна, эркеры, стеклянные крыши»фонари». Состоятельный жилец, который арендовывал или покупал квартиру в таком доме пользовался лифтом, телефоном и радио. Это была эра ДОХОДНЫХ домов.

 

Uncategorized, Архитектура, Достопримечательности, Искусство МХК, История СПб , , , ,
About Старикова Юлия