Статьи по теме

06.02.2016

Архитектурный ансамбль Петропавловской крепости

 Петропавловская крепость строилась как оборонительное сооружение.

Однако начиная с 1704 года, когда на территории Заячьего острова начал формироваться первый центр Петербурга, здесь возводились различные здания и сооружения. Со временем они образовали уникальный архитектурный ансамбль, в котором памятники разных эпох и стилей слились в единое гармоничное целое.

Главная архитектурная и высотная доминанта крепости — величественный Петропавловский собор.

Заложенный 29 июня 1703 года в центре строящейся крепости, деревянный собор стал первой церковью Петербурга.

8 июня 1712 года Петр I заложил здесь каменный храм.

Петропавловский собор возведен в 1712-1733 годах по проекту Д. Трезини. Многоярусная колокольня с тонким позолоченным шпилем, увенчанным фигурой ангела, главенствует в панораме центральных набережных города и является самым высоким архитектурным сооружением Петербурга.

Это здание —   памятник раннего русского барокко, которое также называют «петровским».  Подробнее можно узнать на другой странице сайта КУЛЬТУРА И ИСКУССТВО    http://urok-kultury.ru/petrovskoe-barokko/

За свой долгий век собор претерпел немало изменений, и его современный облик несколько отличается от первоначального: так, пожар 30 апреля 1756 года уничтожил шпиль, крышу и купол храма.

Восстановительные работы растянулись на несколько десятилетий — новый деревянный шпиль был воссоздан к 1773 году.

Восстановление собора завершилось в 1780 году. В 1857-1858 годах по проекту инженера Д. И. Журавского деревянные конструкции шпиля были заменены на металлические. После установки нового шпиля общая высота колокольни увеличилась с 117 метров до 122,5.

На протяжении XVIII — начала XX столетия в создании ансамбля крепости принимали участие многие известные петербургские зодчие и инженеры. Среди них:

  • Д. Трезини,
  • X. фан Болес,
  • А. Ф. Вист,
  • Н. А. Львов,
  • А. Ринальди,
  • А. Порто,
  • Д. И. Журавский,
  • Д. И. Гримм,
  • Л. Н. Бенуа и многие другие.

Их творчество представляет архитектурные стили от петровского барокко до неоклассицизма. В первой половине XVIII века на территории крепости располагался целый комплекс разнообразных построек.

В 1704-1718 годах был построен ряд деревянных (с 1711 года — мазанковых или фахверковых) зданий. Активное каменное строительство и благоустройство территории Заячьего острова развернулись при императрице Елизавете Петровне, когда были возведены здания:

  • Главной гауптвахты (1748, полностью перестроена в 1906-1907), 

  • Обер-комендантский дом (1743-1746),

  •   Инженерный дом (1749).


Эти сооружения и сейчас частично сохраняют свой первоначальный облик, характерный для рядовой застройки Петербурга периода раннего барокко.

Во второй половине XVIII — начале XIX века в архитектурном облике и пространственной организации застройки крепости произошли существенные изменения.

Новую эпоху в формировании ансамбля открыло строительство Ботного дома (1761-1765), созданного по проекту архитектора А. Ф. Виста в формах раннего классицизма.

Здание было возведено для хранения легендарного ботика Петра I — «дедушки русского флота», в юности на этом корабле царь изучал морское дело. Важной доминантой для всего ансамбля стал комплекс зданий Монетного двора. Главный корпус этого промышленного предприятия, возведенный в 1799-1805 годах по проекту архитектора А. Порто, — образец архитектуры строгого классицизма.

В 1839-1844 годах на участке между главным зданием Монетного двора, Екатерининской, Васильевской и Никольской куртинами по проектам архитекторов Э. X. Анерта и А. М. Куци были построены «провиантские магазины», лаборатория отделения золота от серебра, штемпельная кузница, цех медального передела и инструментальная, административный флигель.

В период позднего классицизма были построены:

  • Депо образцовых Российских и иностранных мер и весов (1838),
  • перестроены Обер-офицерский дом (1843) 
  • Плац-майорский дом (1843-1844),
  • возведены Главное Казначейство (1837),
  • здание фондовых капиталов (1844),
  • Каретник (1846).

Они решены в безордерных формах, определивших характер застройки крепости в 1830-1840-х годах.

В эпоху эклектики (вторая половина XIX века) наиболее существенным преобразованиям подверглась территория Алексеевского равелина, где в 1892-1900 годах был возведен комплекс новых зданий для размещения Архивов Военного министерства и их служащих.

Формирование архитектурного ансамбля Петропавловской крепости завершилось в начале XX века перестройкой здания Главной гауптвахты (1906-1907), получившего новое неоклассическое архитектурное убранство, и возведением рядом с Петропавловским собором Великокняжеской усыпальницы (1896-1908, архитекторы Д. И. Гримм, А. О. Томишко, Л. Н. Бенуа, мозаики — мастерская В. А. Фролова по эскизам Н. Н. Харламова) и Церковного дома (1906, Л. Н. Бенуа).

 

Петропавловский собор — усыпальница императорской фамилии

В 1731 году, еще до освящения каменного Петропавловского собора, императрица Анна Иоанновна подписала указ о придании ему статуса кафедрального храма Санкт-Петербурга.

Однако с 1770-х годов Петропавловский собор стал постепенно утрачивать свое главенствующее значение — постоянных мостов через Неву тогда не существовало, храм на Заячьем острове во время ледохода и ледостава оказывался отрезанным от остальных частей города.

В 1858 году кафедральным стал новый Исаакиевский собор, собор Святых Петра и Павла был передан в Придворную строительную контору Министерства императорского двора, а в 1883 вместе с причтом причислен к Придворному духовному ведомству.

Придворный статус храма соответствовал его исторически сложившемуся значению как императорской усыпальницы. Отпевания и поминальные службы по усопшим членам императорской фамилии заняли важнейшее место в церковной жизни собора.

Некрополем собор стал еще до окончания строительства — при жизни Петра I здесь похоронили его детей, умерших в младенчестве, царевича Алексея Петровича и его жену принцессу Шарлотту-Христину-Софию, сестру царя Марию Алексеевну и его невестку — царицу Марфу Матвеевну, супругу сводного брата Петра, царя Федора Алексеевича.

В течение XVIII-XIX веков здесь нашли упокоение многие представители царствующей династии, прежде всего, русские императоры и императрицы, за исключением лишь Петра II (похоронен в Москве) и Иоанна VI (свергнут, находился в заточении, был убит, погребен в Шлиссельбурге или Тихвине).

В 1715 году, во время похорон принцессы Шарлотты-Христины-Софии, впервые был опробован новый для России погребальный ритуал.

Традиционный православный обряд отпевания дополнили светские траурные церемонии, большей частью заимствованные в протестантских немецких государствах.

В новом ритуале особая роль отводилась торжественной траурной процессии, которая под звон колоколов всех церквей города и непрекращающуюся пушечную пальбу со стен Петропавловской крепости сопровождала гроб с телом усопшего в Петропавловский собор. Петропавловский собор к похоронам оформляли особым образом.

К созданию траурного убранства привлекали ведущих русских художников, скульпторов и архитекторов (В. Бренна, Дж. Кваренги, К. Росси, О. Монферрана и других).

Последнее перед революцией погребение (великого князя Михаила Николаевича, сына императора Николая I) произведено в 1909 году: было принято решение в дальнейшем хоронить в соборе только императоров и императриц, а для захоронения некоронованных представителей династии Романовых предназначалась Великокняжеская усыпальница.

С 1908 по 1915 год в Великокняжеской усыпальнице были погребены 13 членов императорской фамилии, в том числе восемь захоронений перенесли из собора.

В течение последующих семидесяти шести лет погребения в Усыпальнице не производились. 29 мая 1992 года в Великокняжеской усыпальнице был похоронен правнук Александра III — великий князь Владимир Кириллович. 7 марта 1995 из Кобурга перенесли прах его родителей — великого князя Кирилла Владимировича и великой княгини Виктории Федоровны.

17 июля 1998 года в Екатерининском приделе Петропавловского собора были похоронены останки последнего русского императора Николая II, его жены и детей (кроме сына Алексея и дочери Марии)

В 2006 году в собор из королевской усыпальницы в Роскилле (Дания) перенесли прах императрицы Марии Федоровны, жены императора Александра III.

Источники:

http://family-history.ru/material/history/place/place_27.html

 1. Буклет «История Петропавловской крепости». Государственный музей истории Санкт-Петербурга, Санкт-Петербург, 2009.

 

 

Архитектура, Достопримечательности, Искусство МХК, Исторические объекты, История СПб, Музеи Петербурга , ,
About Старикова Юлия